По современным данным, дисбаланс между интенсивностью свободнорадикального окисления (СРО) и активностью антиоксидантной системы (АОС) является неспецифическим звеном патогенеза ряда заболеваний, в том числе и патологий печени. К важнейшим компонентам АОС всех тканей организма относят ферментативную глутатионпероксидазную/ глутатионредуктазную (ГП/ГР) систему, использующую для детоксикации пероксидов восстановленный глутатион. Лимитирующим фактором при ее работе является концентрация НАДФН, используемого для восстановления глутатиона, в связи с чем интерес вызывает функционирование НАДФН-генерирующих ферментов, в том числе глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы (Г6ФДГ) и НАДФ-изоцитратдегидрогеназы (НАДФ-ИДГ) в условиях оксидативного стресса. Одной из актуальных задач биохимии является поиск эффективных веществ-антиоксидантов, введение которых при патологии может оказывать положительное действие. К числу таких соединений может быть отнесен цитрат, способный оказывать антиоксидантный эффект благодаря хелатированию прооксидантов - ионов Fe2+. В связи с вышесказанным целью данной работы явилось исследование активности Г6ФДГ и НАДФ-ИДГ в тканях крыс при введении цитрата на фоне экспериментального токсического гепатита (ЭТГ).
В качестве объекта исследования использовали самцов белых лабораторных крыс массой 180-200 г. Для создания модели ЭТГ животным после суточной пищевой депривации однократно вводили гепатотоксин CCl4 в дозе 0,064 мл/100 г веса в виде раствора в вазелиновом масле. Забой животных производили на 4 сутки, когда наблюдался максимальный цитолиз гепатоцитов. Цитрат вводили внутрибрюшинно в дозе 50 мг/кг веса животного в виде раствора в 0,9% NaCl (0,5 мл) в течение 3-х дней. Для определения активности ферментов использовали гомогенат печени и сыворотку крови животных.
Активность ферментов определяли на СФ-56 при 340 нм и выражали в виде ферментативных единиц (Е)/ г сырой массы ткани для гомогената печени и в виде Е/ мл для сыворотки крови. Опыты проводили как минимум в 7-ми - 8-ми-кратной биологической повторностях, аналитические определения для каждой пробы - в 2-х повторностях. Полученные данные обрабатывали с использованием стандартных статистических методов.
Согласно полученным результатам, как в печени, так и в сыворотке крови крыс при ЭТГ наблюдается увеличение активности Г6ФДГ и НАДФ-ИДГ, что может являться следствием активации ГП/ГР АОС при интенсификации СРО, приводящей к увеличению потребности в НАДФН. Кроме того, на возрастание активности этих ферментов при патологии в сыворотке крови могло повлиять и разрушение мембран гепатоцитов, происходящее в условиях развития гепатита и сопровождающееся выходом их внутриклеточного содержимого в кровеносное русло. Так, при ЭТГ активность Г6ФДГ в печени и сыворотке крови возрастала в 1,8 и 2,0 раза относительно нормы. Активность НАДФ-ИДГ при этом увеличивалась в 1,6 и 1,5 раза для гомогената печени и сыворотки крови соответственно.
При введении цитрата на фоне развития ЭТГ активность Г6ФДГ в гомогенате печени крыс и сыворотке крови снижается в 1,2 раза по сравнению с животными, которым вводили гепатотоксин. Показано, что введение цитрата животным с гепатитом приводит к снижению активности НАДФ-ИДГ в 1,4 и 1,3 раза соответственно в печени и сыворотке крови по сравнению со значениями при патологии. Эти данные могут быть объяснены с точки зрения торможения цитратом СРО, что приводит к снижению степени повреждения гепатоцитов при патологии, а в результате и к снижению степени мобилизации ГП/ГР АОС и нагрузки на основные поставщики НАДФН.
Введение цитрата контрольным животным приводило к повышению активности Г6ФДГ в печени в 1,3, в сыворотке крови - в 1,2 раза; для НАДФ-ИДГ достоверных изменений по отношению к норме не было выявлено. Активация Г6ФДГ может объясняться снижением активности основных ферментов гликолиза и, соответственно, активацией пентозофосфатного пути, первую реакцию которого катализирует Г6ФДГ.
Таким образом, понижение активности исследуемых ферментов при введении цитрата на фоне ЭТГ относительно патологии можно объяснить антиоксидантными и мембранопротекторными свойствами данного соединения.
Работа поддержана финансированием Министерства образования и науки РФ по Программе «Развитие научного потенциала высшей школы» РНП.2.1.1.4429 и РФФИ р_офи 08-04-99018.