Репродуктивное здоровье женщины определяется в значительной мере становлением важнейшего органа половой системы – яичника ‒ и зависит от многих факторов. Закладка желточного мешка, миграция первичных половых клеток в гонады, формирование фолликулов и последующие этапы дифференцировки женских половых желез в большей мере происходят внутриутробно. В связи с этим количество и свойства данных важнейших структур в репродуктивном периоде в значительной степени предопределяется тем, в каких условиях протекал эмбриональный органогенез. Среди причин, вызывающих отклонения в половом развитии девушек-подростков, определенную роль играют изменения морфологии и функции яичников, являющиеся следствием происходящих в организме патологических процессов. В том числе и тех, которые имели место во внутриутробный период. В настоящее время считается, что причины и важные этапы патогенеза таких заболеваний, как синдром поликистозных яичников, синдром истощения яичников и других заболеваний, связанных со снижением репродуктивной функции, определяется нарушением развития половых желез девочки в пренатальном периоде [1, 2, 5, 9]. Эти положения делают высоко значимыми данные, характеризующие состояние яичников у новорожденных.
Цель исследования: описать морфологию яичников плодов и новорожденных на разных сроках гестации.
Материалы и методы исследования
Объектом настоящего исследования явились яичники 14 плодов от 18 недель гестации и новорожденных. На каждый случай была заведена карта регистрации данных матери, особенности течения беременности и родов, история развития новорожденного, результаты патологоанатомического вскрытия трупа плода или новорожденного. Изъятые при вскрытии яичники исследовались макроскопически: обращалось внимание на форму гонад, измерялись длина, ширина и толщина, масса и объем половых желез.
Для изучения морфологии структур развивающегося яичника материал помещали в 10 % нейтральный формалин на 2–3 недели для фиксации. Обрабатывали по общепринятым методикам с последующей заливкой в парафин. Исследования проводились на серийных срезах толщиной 5–7 мкм, окрашенных гематоксилином и эозином, толуидиновым синим по Нисслю.
Подсчет фолликулов производился в 10 полях зрения с последующим вычислением средних показателей. Морфометрию структурных элементов яичника осуществляли с помощью окуляр-микрометра (увеличение 15×20) и автоматизированной системы анализа изображений (АСАИ) Allegro-MC.
Результаты исследования и их обсуждение
Форма гонад плодов была лентовидная, на разрезе трехгранная. Масса яичников у плодов с массой тела 680–1000, 1001–1500, 1501–2500 и 2501–4500 г, рассчитанная без учета патологических процессов, составила 128 ± 21,8, 144 ± 29, 411 ± 84, 395 ± 76 мг соответственно. Данные показатели позволяют сказать, что масса яичника увеличивается в эмбриональном периоде неравномерно и несоответственно темпам роста массы тела. Кроме того, динамика этих параметров может расцениваться как результат влияния на рост гонады регулирующих факторов, не связанных жесткими связями с массой тела и возрастом, а также патологией, приведшей к гибели плодов [4, 6].
По мере увеличения срока гестации увеличивается количество первичных и вторичных фолликулов, кистозно-измененных фолликулов, а следовательно, и масса органа. Наряду с фолликулярным аппаратом возрастает масса фиброзной ткани. К концу первой половины внутриутробного периода в яичниках плодов дифференцированы почти все основные структуры. В яичниках 18–19 недельных плодов генерализуются процессы формирования фолликулов, корковое вещество занимает большую часть органа, формируется сосудистый бассейн яичника, орган разделен на сегменты за счет соединительно-тканных тяжей. Примордиальные фолликулы составляют весь пул структурно-функциональных единиц (рис. 1). По гистологическому строению все яичники можно весьма условно разделить на три типа [5]: гипопластический (рис. 2), гиперпластический и нормопластический. Значительная доля примордиальных фолликулов с признаками атрезии: изменение формы ооцита и его ядра, вакуолизация цитоплазмы, гиперхромность и фрагментация ядра [7, 10]. Атретические фолликулы располагаются среди нормальных по одиночке или небольшими группами (рис. 3). В данный период еще выявляются структуры шаровидной формы, в которых видны скопления неразъединенных половых клеток (пфлюгеровы тяжи).
Рис. 1. Нормопластический тип яичников – примордиальные фолликулы занимают большую часть коркового вещества. Окраска гематоксилином и эозином. Ув. х 600
На стадии 20–22 недель наблюдается формирование первичных фолликулов во внутренней зоне коркового вещества до 6,9 ± 0,32 %. С 24–25 недель онтогенеза отмечается качественная перестройка и трансформация первичных фолликулов во вторичные. Третичные фолликулы обнаруживаются в гонадах после 27–28 недель развития. В 28–30 недель гестации соотношение примордиальных и первичных фолликулов во внутренней зоне коркового вещества выравнивается. А к окончанию эмбрионального развития процентное соотношение первичных фолликулов превалирует.
Общий план строения яичников по мере увеличения срока эмбрионального периода не претерпевал изменений: корковое вещество занимало значительную часть органа, в котором основными структурами явились примордиальные фолликулы. В то же время по мере увеличения возраста и массы плодов можно было обнаружить следующие моменты: снижение частоты обнаружения «дофолликулярных» скоплений ооцитов, увеличение числа клеток стромы между фолликулами, скопление текоцитоподобных клеток в виде тяжей или островков, к окончанию гестационного периода такие клетки обнаружены в составе стенок растущих и атретических фолликулов и кист [3, 7, 8]. Из 14 образцов 10 нормопластического типа: отсутствие эмбриональных элементов, наличие примордиальных, зреющих и атретических фолликулов при выраженной тека-ткани. В двух представленных яичниках выявлен гипопластический или соединительнотканный типы: отсутствие процессов фолликулярного созревания; единичные примордиальные фолликулы занимают лишь внутреннюю зону коры, основную же массу коры составляют яйценосные шары либо значительное развитие соединительной ткани. Еще в двух органах обнаружен гиперпластический тип, которому свойственно активное развитие фолликулов, кистозная атрезия многих из них на фоне гиперемии органа и гиперплазии интерстициальной железы. Обнаруженные кисты диаметром до 9 мм, стенка которых микроскопически представлена фолликулярными клетками в несколько слоев (2–4 ряда), слоем текоцитоподобных клеток и слоем фиброзной ткани, свидетельствуют о выраженной гонадотропной стимуляции (рис. 4).
Рис. 2. Гипопластический тип яичников – значительно снижено количество примордиальных фолликулов, присутствуют первичные. Окраска гематоксилином и эозином. Ув. х 600
Рис. 3. Массовая дегенерация примордиальных фолликулов у новорожденной. Окраска гематоксилином и эозином. Ув. х 600
Текоцитоподобные клетки, по всей видимости, были активно секретирующими, так как имели светлую цитоплазму, округлые, крупные ядра и хорошо развитую сосудистую сеть в данном слое. Одна из кист была многокамерной.
Рис. 4. Киста яичника у новорожденной. Окраска гематоксилином и эозином. Ув. х100
Одним из показателей фолликулогенеза является площадь всего фолликула. Оказалось, что площадь примордиальных фолликулов составила 747,31 ± 24,4 мкм2 у 18-недельных плодов, в то время как у доношенных новорожденных этот показатель составил 1161,82 ± 31,7 мкм2. Площадь первичных фолликулов была определена соответственно от 2005,78 ± 59,5 до 2402,12 ± 67,8 мкм2. Площадь вторичных фолликулов в 26 недель гестации составила 3831,99 ± 69,3 мкм2, у доношенных новорожденных – 8298,33 ± 101,4 мкм2. Третичные фолликулы выявлялись после 27–28 недели развития и их площадь составила от 13998,76 ± 171,2 мкм2 в 28 недель до 82245,76 ± 231,4 мкм2 в 38 недель. Морфометрический анализ показал, что в исследованных группах плодов и новорожденных средняя площадь сечения ооцита в примордиальных фолликулах составляет 450–500 мкм2, при площади ядра 138–158 мкм2, цитоплазмы 300–354 мкм2, ядрышка 7,0–8,7 мкм2. Ядро занимает около половины клеточного пространства, ядерно-цитоплазматическое соотношение составляет 48,9–57 %. Морфометрическое изучение примордиальных фолликулов показало высокую степень стабильности данных показателей. Так, форма, размеры, ядерно-цитоплазматическое соотношение ооцитов примордиальных фолликулов достоверно не изменялись с 26–28 недели пренатального развития.
Заключение
Таким образом, на стадии пренатального органогенеза яичника формируются органотипические структуры, обеспечивается резерв половых клеток для выполнения генеративной функции в половозрелом периоде. Развитие яичника демонстрирует выраженный индивидуальный характер органогенеза и проявляется неодинаковой активностью фолликулогенеза, подготовкой к дефинитивной стадии развития. Наблюдаются выраженные отличия в интенсивности созревания фолликулов, развития внутренней оболочки фолликулов, их гибели. Как и для других органов, для развития яичников характерна вариабельность строения, особенно во внутриутробный период [6, 8]. При патологической беременности, а в нашем исследовании все яичники взяты у плодов, рожденных матерями с различной акушерской и экстрагенитальной патологией, выявлены три типа нарушений формообразования яичников плодов:
1) гиперпластический тип, характеризующийся интенсивным созреванием фолликулов с образованием кистозных полостей, в узком корковом слое небольшое количество примордиальных фолликулов;
2) гипопластический тип, при котором отстают процессы формирования примордиальных фолликулов;
3) соединительнотканный тип – разрастание соединительной ткани при малом количестве фолликулярного аппарата. Эти нарушения, по-видимому, могут указывать на возможность нарушения гормональной и детородной функции впоследствии.
Рецензенты:
Матвеева Н.Ю., д.м.н., профессор, зав. кафедрой гистологии, эмбриологии и цитологии, ГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ, г. Владивосток;
Калиниченко С.Г., д.м.н., ст. научный сотрудник, ЦНИЛ, ГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ, г. Владивосток.
Работа поступила в редакцию 04.06.2014.