Актуальность данного исследования предопределяется тем, что среди разновидностей туризма в последние годы внимание общества привлечено к такому его виду, как экологический туризм. Несмотря на отсутствие четкого и общепризнанного понимания его сущности, принципов, на которых он должен строиться, экологический туризм в России следует признать реальностью. Причем реальностью, ощущаемой все более зримо, так как масштабы вовлечения людей в него хотя и постепенно, но неуклонно нарастают.
В данном исследовании была поставлена цель выявления возможности развития экологического туризма в СКФО на основе анализа ключевых проблем.
Исходными материалами для работы стали статистические, справочные, фондовые, картографические и литературные материалы о природных и культурно-исторических ресурсах, рекреационной инфраструктуре территории СКФО различных организаций: Росприроднадзора, Комитета природных ресурсов, Экологической инспекции.
Методы работы основаны на опыте российских ученых в области рекреационной географии, а так же специалистов по развитию туристско-рекреационной сферы. Основными методами послужили: сравнительно-географический, статистический, картографический, районирования и другие методы исследований.
Как известно, подавляющее большинство федеральных природоохраняемых территорий России всегда являлись сугубо научно-исследовательскими учреждениями, нацеленными преимущественно на строгую охрану природы ради развития науки, слежения за состоянием природной среды и отдельных ее компонентов, сохранения генофонда. А экологическое образование населения, которое тоже входило в задачи заповедников, базировалось лишь на посещении музеев природы, проведении лекций и выездной работе со школьниками в ближайших населенных пунктах. Сами же охраняемые территории, как правило, всегда были закрыты для любых посетителей, профессионально не связанных с заповедной наукой. И именно этот факт, бесспорно, позволил создать уникальную в своем роде систему заповедников, которой по праву может гордиться Россия.
Бурный подъем познавательного интереса к природным резерватам во всем мире на фоне наших кризисных экономических проблем побудил некоторые российские заповедники всерьез задуматься и внести коррективы в программы экообразования на базе своей территории. Большинство из них, как следует из проводимых опросов, главным положительным результатом «сближения» заповедника с населением видит, прежде всего, подъем престижа самого природоохранного учреждения. При этом происходит переориентация представлений людей о целях и задачах конкретного заповедника и всей заповедной системы в целом. Ведь не только в нашей стране, но и, как свидетельствует зарубежная пресса, во всем мире на протяжении всей истории существования резерватов нетронутой природы среди широких слоев населения их нередко считали свободными территориями с большими возможностями эксплуатации природных ресурсов. Они рассматривались как источник получения экономической прибыли, выгодного вложения капитала, возможность обеспечить трудовую занятость значительной массы населения.
В качестве примера приведем предварительные результаты анализа условий развития экотуризма, проведенного для Кавказского заповедника [7]. В 1999 году он был включен в Список Всемирного природного наследия в качестве одного из участков кластерного объекта «Западный Кавказ». Больше половины территории заповедника поросло никогда не знавшими топора лесами из дуба, каштана и бука, а выше – пихты и ели. В подлеске много древней реликтовой флоры: рододендрон понтийский, азалия, лавровишня, падуб и другие.
Главным лимитирующим фактором при определении количества посетителей на тропах заповедника является сохранение животного мира. Это – один из основных объектов охраны и вместе с тем самый неустойчивый компонент природной среды. Важно учесть, где располагаются места скопления животных, места их кормления и размножения, пути миграции и т.д.
Лимитирующим фактором могут выступать также сроки брачного периода, время выбора мест зимовки и др. Определенное значение имеет и наличие особо охраняемых видов растений.
При этом следует учесть, что вред, который наносится посетителями растительному покрову, зависит не столько от их количества, сколько от поведения. И тут на первое место выходит уже не установление количественных пределов посещаемости, а экологическое просвещение туристов как до начала путешествия, так и во время него [2].
В некоторых случаях предельно возможное количество человек в группе и частота посещения конкретного маршрута зависят от его состояния: наличия дров в окрестностях стоянки, вместимости объектов осмотра (пещера, береговая полоса горного озера, видовая площадка на вершине горы и т.д.). И, конечно же, везде и всегда при сравнительно регулярном посещении емкость маршрута зависит от его благоустроенности: наличие мостов через реки и их состояние, наличие на стоянках стационарных кострищ и мест под палатки, туалетов и ям для мусора и т.д. Причем все это нужно вовремя ремонтировать и очищать, в противном случае расчетная допустимая нагрузка с каждым годом будет все ниже и ниже.
Однако и при столь тщательно обоснованной нагрузке может случиться всякое. Поэтому надо не просто «открыть» тропу, но время от времени, желательно три раза в каждый сезон (в начале, в середине и в конце его), проверять, не приносит ли ее посещение каких-либо неожиданных последствий. Кстати, эти виды деятельности – благоустройство тропы и слежение за ее состоянием – как нельзя лучше подходят для волонтеров, то есть добровольных помощников, или друзей заповедника.
Учитывая максимально возможное количество факторов, лимитирующих допустимую нагрузку на каждом из утвержденных в заповеднике маршрутов, были предложены величины допустимого предела их посещаемости.
Со временем установленные лимиты могут быть пересмотрены. Основанием для их уменьшения или увеличения будут служить результаты мониторинговых исследований на маршрутах, а также конкретная ситуация в заповеднике.
Повышенный спрос на услуги, связанные с чистотой экологии, стимулировал развитие разных сфер, в туризме это нашло отражение в формировании направлений экотуризма.
В настоящее время ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа» (ОАО «КРСК») реализует на территории Северо-Кавказского федерального округа инвестиционный проект «Северо-Кавказский горный клуб» («СКГК»). Основная задача проекта – организация круглогодичной системы проведения и всесторонней поддержки на коммерческой основе приключенческих и экопутешествий на территории Северного Кавказа. В рамках проекта «Северо-Кавказский Горный Клуб» КРСК планирует развивать экстремальный, приключенческий и экологический туризм во всех субъектах СКФО. Стоимость проекта и участие КРСК составляет 210 млн руб. [1]. Проектом предусмотрено создание единой инфраструктуры материально-технического обеспечения путешествий, аренды техники, разработки типовых маршрутов во всех регионах; строительство горных альпинистских приютов на горе Эльбрус; а также создание единого интернет-портала, предоставляющего информацию экологической и экстремальной направленности, доступную широкому кругу потенциальных туристов.
На первом этапе реализации проекта предполагается:
- разработка интерактивного туристического портала и подготовка информационных материалов по активному отдыху в СКФО;
- организация туров повышенной комфортности по восхождению на Эльбрус, приобретение качественного автотранспорта и строительство современных высокогорных приютов;
- разработка новых туристических продуктов и дальнейшее укрепление инфраструктурной базы региона в сфере активного туризма. Одной из задач СКГК также является разработка фирменного стиля туризма Северного Кавказа, стратегии формирования положительного имиджа региона и продвижения его туристического потенциала.
Сейчас это один из наиболее динамично развивающихся секторов туристской отрасли. Его годовой рост оценивается от 10–20 до 30 % (для приключенческого туризма, в составе которого он проходит по статистике ВТО в год, а его доля в доходах от международного туризма достигает 10–15 %) [4].
Главной движущей силой бурного развития экологического туризма является быстро растущий спрос на рекреацию на природе, который определяется увеличением несоответствия среды обитания современного человека его физиологическим и психологическим потребностям.
Удовлетворение этого спроса и, соответственно, успех развития экологического туризма на охраняемых природных территориях как нигде в другой отрасли зависит от качества окружающей среды, поскольку туристами ценится именно ее первозданность. Поэтому экологический фактор естественным образом становится экономической категорией: поддержание качества и первозданности окружающей среды (признак устойчивости) экономически выгодно в отличие, например, от пляжного туризма, для организации которого не нужно дикой природы, а достаточно насыпных пляжей или даже бассейнов. Эта выгода проявляется на относительно небольших промежутках времени, тогда как в других отраслях отрицательный экономический эффект от деградации природной среды чаще всего наступает не так скоро, обычно уже по истечении срока окупаемости проектов.
Таким образом, экологический туризм – это природоориентированный устойчивый туризм. Обе его характеристики определяются объективными причинами: природная ориентация – особенностями туристского спроса, а устойчивость – экономической выгодой поддержания качества окружающей природной среды.
Что же сдерживает развитие экотуризма в России при наличии имеющейся мощной туристской базы?
В основном это экономические и организационные причины. К числу экономических причин относятся:
- отсутствие необходимого первоначального капитала для финансирования работ по созданию экоцентров, которые приступили бы к проработке всего комплекса вопросов, относящихся к формированию целевых программ экологических путешествий;
- незначительность инвестиций в инфраструктуру экотуризма, что сказывается на состоянии гостиничного, транспортного обслуживания туристов.
К организационным причинам можно отнести:
- отсутствие специализированных турорганизаций в области экотуризма;
- ограничения на посещение экотуристами привлекательных в природном отношении мест в основном вследствие неразработанности механизма взаимодействия администрации особо охраняемых природных территорий с организаторами экотуристских путешествий и экскурсий;
- отсутствие рекламы экотуризма;
- ограниченное количество квалифицированных специалистов в области экотуризма, способных взять на себя разработку, организацию и проведение экологических туров;
- отсутствие необходимой законодательной базы туризма.
Отношение к территориям как к закрытым учреждениям, охраняющим в научных целях нетронутые природные территории, также привело к серьезным проблемам ‒ оторванности от общего социально-экономического развития регионов и отсутствию поддержки со стороны местного населения. А экономический кризис последнего времени еще более обострил противоречия между безработным населением и заповедниками, которые воспринимаются как природные ресурсы, изъятые из использования по неясным причинам и с неопределенными целями. Вопрос о необходимости развития экологического просвещения и экологического туризма на этих территориях встал со всей остротой, когда сокращение бюджетного финансирования заставило всерьез задуматься о необходимости поиска внебюджетных средств. Именно это считалось основной целью развития туризма. Кроме того, многие заповедники слабо представляют себе сущность экотуризма и его организации. В то же время нередко возникает спонтанное развитие экотуризма, и многие рассматривают этот вид деятельности как единственный дополнительный источник дохода. В этом заключается серьезная опасность. Без должного планирования и управления, при отсутствии знаний и опыта в этой сфере деятельности экологический туризм не обеспечит существенных экономических преимуществ охраняемым территориям и местным жителям. Вместо этого он может нанести непоправимый вред уникальным экосистемам и дискредитировать саму идею развития экотуризма.
Эффективное развитие экотуризма затрудняет ряд проблем общего характера:
На федеральном и региональном уровнях:
- экономический кризис, политическая нестабильность оказывают влияние на имидж России, особенно в глазах зарубежных туристов;
- несовершенство законодательства, в особенности налоговой политики, визовой системы, правил землепользования. На сегодня юридические и экономические условия не создают благоприятных условий для инвестиций для развития экологического туризма. Во многих случаях развитие экологического туризма невыгодно заповедникам, так как они вынуждены отчислять значительную часть средств в качестве налогов;
- отсутствие стратегии и конкретных планов развития экотуризма на базе заповедников.
Таким образом, экотуризм пока не получает достаточного внимания ни со стороны государства, ни со стороны коммерческих структур. Слабо развитое правовое обеспечение и структурное пространство этой сферы экономики, отсутствие инструментария экспертизы отдельных проектов нередко порождают нецивилизованное развитие рынка туризма со стороны как местных, так и внешних участников процесса, основным мотивом которых является получение максимальной прибыли в короткие сроки.
Как видно, причины, сдерживающие развитие экологического туризма на особо охраняемых природных территориях в России, значительно серьезные. В современных условиях политической и экономической неопределенности их устранение может затянуться на длительное время. Это означало бы, во-первых, упущенную экономическую выгоду, а во-вторых, продолжающуюся экологическую стагнацию, которую можно было бы хотя бы сдержать, содействуя развитию экологического туризма.
Рецензенты:
Джурбина Е.М., д.э.н., профессор, зав. кафедрой финансов и кредита, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» (филиал), г. Пятигорск;
Шихалиева Д.С., д.э.н., доцент, зав. кафедрой финансов и кредита Северо-Кавказского филиала Московского гуманитарно-экономического института, г. Минеральные Воды.
Работа поступила в редакцию 11.04.2014.