Разработка любой стратегии и управление ею должны иметь определенные концептуальные механизмы. При разработке такого механизма и развития системы проектного управления энергоэффективности и энергосбережения в основу были положены ФЗ РФ № 36 «Об энергосбережении», «Энергетическая стратегия России до 2020 г.», «Энергетическая стратегия России до 2030 г.» и корпоративная целевая программа «Программа по энергосбережению и повышению энергоэффективности в дочерних обществах ОАО «Газпром»». Эти государственные и корпоративные документы были использованы при разработке логической организационной схемы стратегического управления энергосбережения и энергоэффективности, включающей общую концепцию и комплексную программу управления энергоэффективностью в газовом секторе экономики. Результативность реализации данной стратегии во многом будет зависеть от наличия и разработки Государственной доктрины эффективного использования энергоресурсов (Энергетическая доктрина), через которую может осуществляться гармоничное взаимодействие между государством и отраслями экономики страны, в частности, газовой промышленностью.
Положения Государственной энергетической доктрины должны быть выполнены в полном объеме при условии организации работы предприятий отраслей ТЭК и газового сектора в его составе.
В концепции эффективного потребления энергоресурсов должны быть четко сформулированы цели для различных уровней управления газового сектора, объекты приложения стратегии, при этом основная цель должна соответствовать требованиям государственной энергетической доктрине.
В настоящее время на государственном уровне распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 года утверждена Экологическая доктрина. Разработка и принятие Государственной энергетической доктрины необходимо в связи с тем, что на уровне отдельных регионов, компаний, предприятий и организаций решить вопросы эффективного использования энергоресурсов практически невозможно. Без соответствующего государственного регулирования меры экономного энергопотребления практически невыполнимы. Об этом, свидетельствуют кризисные тенденции, сложившиеся в отраслях промышленности и в экономике России в целом, демонстрирующие значительное отставание инновационных и научно-технологических процессов в данном направлении от ведущих стран мира. Также очевидна неэффективность реализации программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в газовой промышленности, что в итоге приводит к угрозе безопасности национальной экономики.
Выход из кризиса и завоевание устойчивых позиций на уровне развитых стран возможны на основе рационального и экономного потребления ресурсов во всех сферах жизнедеятельности и путем обоснованного снижения ресурсоемкости материального производства. В связи с этим необходимо разработать основные положения Государственной энергетической стратегии и реализовывать единую государственную политику в области рационального и эффективного потребления всех видов ресурсов.
В Государственной энергетической доктрине должны быть определены основные цели, направления, задачи и принципы проведения государственной политики в области энергопотребления, энергосбережения и повышения энергетической эффективности на долгосрочную перспективу.
Для устойчивого развития общества, обеспечения достойного качества жизни, энергетической и экологической безопасности страны стратегической целью государства должно быть рациональное использование всех видов ресурсов в основных сферах жизнедеятельности и секторах экономики.
В доктрине в обязательном порядке должны рассматриваться вопросы мониторинга и информационного обеспечения, позволяющие охватить все органы государственной власти, регионального управления, руководителей корпоративных структур и граждан достоверной информацией о ходе реализации основных направлений Государственной энергетической доктрины.
Особое внимание должно быть уделено просвещению, формированию гражданского самосознания, образованию и поддержке обществом основных направлений ресурсо-, энергосбережения и экономного ресурсопотребления в рамках энергетической доктрины.
С целью обеспечения максимальной экономии ресурсов территорий на региональном и муниципальном уровне управления в системе стратегического управления энергосбережением и энергоэффективностью для обеспечения устойчивого развития страны должна быть оптимизирована вся территориальная специфика на основе рационального размещения сфер материального и нематериального производства и объектов инфраструктуры.
Основным документом, определяющим направления энергетической политики государства, в настоящее время является долгосрочная Энергетическая стратегия РФ на период до 2020 г. и обновленный ее вариант на период до 2030 г. [7]. Основной целью энергетической политики является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населения.
В рамках Энергетической стратегии РФ рассматриваются следующие направления:
- энергетическая безопасность;
- энергетическая эффективность;
- бюджетная эффективность энергетики;
- экологическая безопасность энергетики.
Основной целью политики энергетической безопасности является последовательное улучшение таких ее характеристик, как способности топливно-энергетического комплекса (ТЭК) надежно обеспечивать экономически обоснованный спрос энергоносителями соответствующего качества и приемлемой стоимости; способности потребительского сектора экономики эффективно использовать энергоресурсы; устойчивости энергетического сектора к внешним и внутренним экономическим, техногенным и природным угрозам, а также его способности минимизировать ущерб, вызванный проявлением различных дестабилизирующих факторов.
В перспективе до 2030–2040 гг. базовыми направлениями инновационного развития ТЭК остаются [6]:
- использование природного газа в связи с его более высокой конкурентоспособностью по сравнению с другими энергоносителями;
- развитие электрификации экономики на базе передовых технологий (газовых турбин, ядерной энергии и новых источников энергии);
- энергосбережение и повышение эффективности использования энергии.
Эти направления являются общими для широкого круга сценарных вариантов, рассматриваемых на ближайшие два десятилетия, что делает стратегии развития ТЭК во многом инвариантными по отношению к параметрам социально-экономического развития.
Предложенная организационно-технологическая схема проектного управления (рис. 1) отражает последовательность разработки и реализации стратегии энергосбережения и энергоэффективности в газовом секторе экономики как важнейшей составной части «Энергетической стратегии России на период до 2030 г.», утвержденной Правительством РФ 27 августа 2009 г.
Рис. 1. Организационно-технологическая схема проектного управления стратегией энергосбережения и энергоэффективности в газовом секторе экономики
Современные условия взаимодействия государственных органов управления и бизнеса определяют необходимость разработки новой технологии стратегического управления энергосбережением и энергоэффективностью в газовом секторе экономики. Адекватный учет независимости экономического статуса газового бизнеса при разработке стратегических проектов и ограниченность полномочий государственных органов власти обусловливают необходимость принципиально иных подходов. Важной особенностью формирования стратегии энергосбережения и энергоэффективности является организация процедур согласования интересов участников посредством достижения компромиссов между государством и газовым сектором.
Проектное управление стратегией энергосбережения и энергоэффективности предусматривает решение следующих задач:
– обоснование целевых установок и разработка альтернативных сценариев стратегии энергосбережения и энергоэффективности в газовом секторе экономики;
– формирование портфеля инвестиционных проектов участников на основе консолидации их интересов для достижения целей стратегии энергосбережения и энергоэффективности в газовом секторе экономики;
– определение потенциальных направлений развития межотраслевых кластеров в субъектах Федерации;
– моделирование стратегии энергосбережения и энергоэффективности как устойчивой совокупности проектов отраслей промышленности, их компаний и регионов;
– определение уровня устойчивости стратегии при изменениях проектных намерений газовых компаний выхода и входа на внутренний и мировой рынок;
– анализ влияния организационно-экономических условий концентрации федеральных, региональных и корпоративных ресурсов различных отраслей на сбалансированность и эффективность стратегии энергосбережения и энергоэффективности в газовом секторе экономики.
При разработке альтернативных сценариев приоритетными становятся анализ влияния внешних конкурентных условий, глобальных геополитических и социально-экономических факторов и оценка конкурентоспособности газовых компаний на мировом рынке. Альтернативные сценарии отражают качественно различные конкурентные условия формирования стратегии энергосбережения и энергоэффективности. Так, при разработке сценариев проводятся:
– анализ и прогноз глобальных геополитических тенденций, ценовой конъюнктуры и спроса на мировых и региональных рынках углеводородов;
– оценка возможностей и сроков выхода на рынки с новыми продуктами или новыми модификациями (например, для газопереработки – полимеры, пластмассы, моторные топлива);
– анализ условий и сроков создания обеспечивающей инфраструктуры для новых каналов сбыта продукции на внешних рынках: АТР, европейском и американском.
Многовариантность стратегии энергосбережения и энергоэффективности в газовом секторе экономики предопределена наличием интенсивной конкуренции, более на внешних, чем на внутренних рынках компаний и регионов.
Предлагаемый методический подход основывается на системе проектного управления стратегией энергосбережения и энергоэффективности в отраслях газовой промышленности, которая должна отражать особенности ее формирования и функционирования в современной институциональной среде, оценивать множество альтернативных сценариев и инвестиционных проектов участников с учетом геополитических факторов, неопределенности и вероятностного характера ожидаемых экономических, экологических и социальных эффектов, влияния организационно-экономических факторов на результативность реализации стратегии энергосбережения и энергоэффективности.
В соответствии с изложенными принципами, предлагаемая организационно-технологическая схема проектного управления стратегией энергосбережения и энергоэффективности отражает поэтапную последовательность решения задач и модельный инструментарий (рис. 1):
- Разработка сценариев стратегии энергосбережения и энергоэффективности в газовом секторе экономики.
- Разработка и реализация программных мероприятий с формированием стратегии энергосбережения и энергоэффективности в отраслях газовой промышленности.
- Выбор и реализация энергоэффективной стратегии в газовом секторе экономики.
Схема отражает логическую последовательность перспективного планирования и формирования инвестиционной программы в отраслях газовой промышленности с учетом специфики задач стратегии энергосбережения и энергоэффективности и включением процедур согласования решений независимых участников.
Инструментарий, применяемый в организационно-технологической схеме проектного управления стратегией энергосбережения и энергоэффективности, представляет собой сложный комплекс моделей разных классов: оптимизационных макроэкономических моделей отраслевых и межотраслевых комплексов, имитационных моделей инвестиционных энергосберегающих проектов газовых компаний, модели инвестиционной программы газовой промышленности и имитационной модели сценарного прогнозирования оценки эффективности стратегии энергосбережения и энергоэффективности в отраслях газовой промышленности при различных вариантах ее реализации.
Предлагаемый методический подход к разработке технологии проектного управления стратегией энергосбережения повысит эффективность функционирования координирующих органов в согласовании интересов его участников, качество и реализуемость плановых документов, организационных схем управления реализацией стратегии энергосбережения и может быть использован в качестве инструментария:
- разработки стратегии формирования Государственной энергетической доктрины и государственного управления их реализацией;
- подготовки стратегических документов Правительства РФ, федеральных округов, субъектов РФ, разработки схем управления и координации инвестиционной деятельностью в сфере энергосбережения и энергоэффективности различных субъектов хозяйствования и инвестиционного процесса в регионах реализации энергоэффективной стратегии газового сектора экономики;
- мониторинга реализации инвестиционных программ по энергосбережению и энергоэффективности компаний газовой промышленности для оценки хода реализации стратегии, выявления организационных и межведомственных противоречий, последствий изменения инвестиционных намерений компаний, влияния инновационной политики компаний и государства, успешности применяемых форм государственной и частной собственности.
В ходе проведенной оценки последствий проектного управления на эффективность реализации стратегии энергосбережения и энергоэффективности в отраслях газовой промышленности было выявлено влияние повышения показателя энергетической эффективности на рыночную стоимость компаний газовой промышленности, их инвестиционную привлекательность, конкурентоспособность продукции и общественную эффективность проектов в регионе.
В результате предложенных мероприятий по программе энергосбережения и повышения энергоэффективности показатели капитализации газовых компаний существенно улучшаются [4], соответственно, их части также увеличатся с ростом общей стоимости материнской компании и составят для отраслей «добычи» – 1/43, «переработки» – 1/1639 и «транспорта» – 1/256. Капитализация газовых компаний для «добычи газа» увеличилась на 317 млн руб. (или 0,32 %) и составила 99,2 млрд руб., для «переработки газа» увеличилась на 172,8 млн руб. (или 6,64 %) и составила 2,6 млрд руб. и для «транспорта газа» увеличилась на 771,3 млн руб. (или 4,6 %) и составила 16,6 млрд руб. Общая капитализация ОАО «Газпром» за счет предложенных мероприятий по энергосбережению в газовых компаниях увеличилась на 1,3 млрд руб. (0,03 %) и составила 4,3 трлн руб.
Соотношение и изменение основных технико-экономических показателей между отраслями газового сектора экономики за 2007–2013 гг. отражено на рис. 2.
Рис. 2. Соотношение основных ТЭП в отраслях газового сектора экономики за 2007–2013 гг.
Если сопоставлять объемы производства и выручки от реализации по отраслям газовой промышленности, то в 2007 г. по данным показателям «добыча» превышала «переработку» в 12,6 раз, а «транспорт» в 1,7 раз. Изменение показателей к 2013 г. наблюдается в сторону увеличения объемов производства и выручки от реализации в отрасли «переработка» и снижение этих показателей в отрасли «добыча». Это связано с тем, что к 2013 г. произошло сокращение добычи газа на крупных газовых месторождениях, которые уже эксплуатируются на завершающей стадии разработки. В связи с этим увеличилась доля низконапорного газа (например, месторождение Медвежье, являющееся ключевым в ООО «Газпром добыча Надым») и возникла проблема поиска различных вариантов его эффективного использования. В данных условиях приоритетным направлением является ввод и организация на промыслах газоперерабатывающих производств как эффективного варианта получения высокого дохода от реализации продуктов газопереработки и соответственно увеличения капитализации компаний и снижения себестоимости продукции [1, 2]. Увеличение доли собственного капитала (рис. 2) в отрасли «переработка» также подтверждается развитием газоперерабатывающих производств на фоне падающей добычи газа, а рост издержек в добыче газа обусловлен реализацией мероприятий по продлению сроков эксплуатации газовых месторождений на завершающей стадии их разработки. Относительно стабильная численность работающих в отраслях газового сектора экономики оказывает влияние на изменение себестоимости производства при сокращении объемов производства (например, «добыча») она увеличивается, при росте соответственно снижается (например, «переработка»).
Сравнивая показатели рентабельности [4] и капиталоемкости с учетом проведенных мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, можно сделать вывод, что отрасль «добыча газа» является более привлекательной и эффективной в газовом секторе экономики, как по капитализации, так и по всем расчетным показателям.
В заключение можно отметить, что в сложных природно-климатических и социально-политических условиях закономерно отставание одной отрасли по отношению к другой в целом по газовому сектору. Восстановить развитие отстающих отраслей возможно за счет реализации ресурсо- и энергосберегающих проектов, внедрения диверсификации производств и ввода наукоемких технологий, а также необходимо проведение реструктуризации газового сектора экономики с увеличением доли «переработки» и уменьшения доли «добычи» углеводородного сырья.
Рецензенты:
Килин П.М., д.э.н., профессор, кафедра экономики, организации и управления производством Тюменского государственного нефтегазового университета, г. Тюмень;
Цибульский В.Р., д.т.н., профессор, кафедра кибернетических систем Института кибернетики, информатики и связи Тюменского государственного нефтегазового университета, г. Тюмень.
Работа поступила в редакцию 21.03.2014.