Сегодня общество характеризуется очень быстрыми и глубокими изменениями.
Современный этап жизни предъявляет принципиально новые требования к выпускникам вузов. Еще до недавнего времени считалось, что уровень квалификации специалиста определяется багажом знаний и умений, приобретенных в процессе обучения. Однако молодому специалисту после окончания вуза требуется немало времени, чтобы адаптироваться к условиям профессиональной деятельности. Какие новшества и что сегодня детерминирует перспективы благоприятного личностного и профессионального развития? Что реально на практике определяет динамику профессионального становления специалиста-железнодорожника?
Несомненно, адаптация к работе на конкретных местах происходит на основе знаний и умений, приобретенных в вузе, но всё же главная роль в этом отводится наличию у молодого специалиста психологической готовности к профессиональной деятельности.
Многие профессии в системе железнодорожного транспорта связаны с повышенным риском и экстремальными условиями работы, где ошибка, медлительность, неправильное действие приводят к тяжелым последствиям, к материальному и экономическому ущербу, к человеческим жертвам.
Отсюда одной из актуальных прoблем современной психологии профессиональной деятельности железнодорожника является проблема психологической готовности личности к выполнению этой деятельности. Личность, обеспечивающая бeзопаснoсть грузопассажирских перевозок, должна быть психологически подготовлена к экстремальным действиям, обладать высокой переключаемостью внимания, быть эмоционально- и стрессоустойчива, технически грамотна и высокоморальна, обладать высoкoй потребностью в безопасности, которая доминирует в экстремальных и критических ситуациях, мобилизуя все силы организма для борьбы с угрозой. Более того, готовность к тому или иному виду деятельности в сфере железнодорожного транспорта представляет собой развитую систему убеждений, взглядов, отношений, мотивов, волевых и интеллектуальных качеств, навыков, умений, установок, настроенности на определенное поведение, которые достигаются в результате моральной, психологической, профессиональной и физической подготовки и являются результатом всестороннего развития личности, то есть охватываются все формы проявления психики человека, отражая многогранность личности.
Таким образом, совершенно понятна и закономерна причина возрастающего интереса к интегративному подходу. Во многих научных дисциплинах наблюдается применение понятий «интегративный», «интегративная психология», «интегративная психотерапия», «интегративная педагогика», «интегративная антропология», «интегративный подход в исследовании» и т.п. Отмечается высокое стремление к целостному, всеохватывающему осмыслению человеческой природы. Интегративный подход открывает такую возможность.
Действительно, интегративный подход – это творческий и многомерный синтез различных концепций, которые рассматривают различные аспекты человеческой активности как в теоретическом, так и в методологическом и в исследовательском плане, позволяющий понять природу человека в целом, более того, понять в широком мировоззренческом контексте. Значимый принципиальный тезис интегративного подхода в том, что мир – это единая и неделимая сеть событий и взаимосвязей [3].
Различные авторы по-разному определяют психологическую готовность.
Например, Б.Г. Ананьев определяет «готовность» к высокопродуктивной деятельности в определенной области труда как «проявление способностей» [1].
В.А. Крутецкий определяет психологическую готовность как «ансамбль» и синтез свойств личности, придавая этому более широкое понятие, чем способности [5].
Рассматривая психологическую готовность в целом, К.К. Платонов выделяет три взаимосвязанных стороны: моральную готовность, психологическую и профессиональную готовность [6].
Психологическая готовность – это, по Б.А. Сосновскому, иерархизированная система профессионально-важных качеств и свойств личности, необходимых и психологически достаточных для эффективной деятельности. Это образование многовершинное, так или иначе представленное во всех подструктурах (компонентах) целостной психологической структуры человека: направленность, способность, характер и т.д. [8].
Комплексы профессионально-важных качеств (ПВК), влияющих на успешность профессиональной деятельности различных специалистов в области железнодорожного транспорта, достаточно многокомпонентны. Например, в комплекс ПВК, необходимый для отбора на должность машиниста локомотива, входят следующие качества: сила нервной системы; лабильность (подвижность) нервной системы; переключаемость внимания (скорость переключения внимания); бдительность; объем внимания; избирательная селективность внимания (способность выборочно реагировать на раздражители); концентрация внимания; стрессоустойчивость; помехоустойчивость; глазомер; совместимость с другими людьми (бесконфликтность, срабатываемость); оперативная память; долговременная память; мотивация к данной деятельности; мотивация достижения успеха. То есть в комплексе ПВК машиниста представлены свойства личностного уровня, эмоционально-волевые качества, нейродинамические особенности, познавательные психические процессы, морально-нравственная сфера, способность к общению. В свое время И.И. Рихтер, не отрицая мер по учету при подборе кадров психофизиологических особенностей человека, считал более важными для железнодорожных «агентов» высокие нравственные качества, такие как «мужество, присутствие духа, верность долгу и правдивость» [7]. Но совершенно очевидно, что в динамической и целостной структуре психологической готовности есть некоторое стержневое, своего рода направляющее образование. Это мотивационная готовность к предстоящей деятельности, психологическое обеспечение формирования которой становится первейшей задачей психологической подготовки.
Обобщая психологические исследования по проблеме готовности к профессиональной деятельности, М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович утверждают, что в процессе трудовой деятельности проявляются как устойчивые личностные особенности человека (убеждения, взгляды, черты характера), так и ситуативные его психические состояния, связанные с трудовым процессом (бдительность, собранность, удовлетворенность) [4]. По их мнению, состояние готовности – это «настрой», актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в данный момент, внутренняя настроенность личности на определенное поведение при выполнении трудовых задач, установка на «активные и целесообразные действия». Настрой же на профессиональную деятельность обуславливается мотивами и психическими особенностями личности, поэтому готовность трактуется ими и как состояние, и как интегральное качество личности.
Рассматривая человека как сложную систему с многоуровневым строением и с неоднозначной системой связей, где детерминация выступает как многоплановая, многоуровневая, многомерная, включающая явления разных порядков, интегративный подход в психологии позволяет рассматривать человека как «живой организм, в котором органы, ткани и клетки имеют смысл только в их отношении к целому».
«Интегратизм, – полагал В.А. Энгельгардт, – это не цель, а путь. Обеспечение правильного сочетания, целесообразного соотношения редукционизма и интегратизма является основой стратегии научного поиска в области познания явлений жизни. ...Руководящим принципом при этом должно быть стремление строить схемы и понятия интегратизма, отправляясь от данных, получаемых на путях редукционизма, т.е., исходя из наиболее простых, элементарных условий, шаг за шагом подниматься по восходящим ступеням иерархической градации, переходя ко все возрастающим ступеням усложненности исследуемых систем» [9].
На основе разрабатываемой идеи В.В. Белоуса об интегративной психологии индивидуальности, для раскрытия условий становления интегральной индивидуальности человека и управления её развитием необходимо знать характер взаимодействия всех уровней целостной индивидуальности. Каждый уровень в иерархической структуре индивидуальности выполняет свои приспособительные функции, целостность человека обеспечивается его физической, химической, биологической и социальной сущностью. «Сложнейшая и ключевая проблема единства человеческой сущности может быть решена, по нашему убеждению, только на основе понимания логики развития, соотношения высших и низших ступеней развития материи» [2].
Таким образом, можно сделать вывод, что психологическая готовность к профессиональной деятельности в сфере железнодорожного транспорта – это сложное комплексное, интегративное образование, представляющее динамическую структуру и включающее большое многообразие различных компонентов. Степень их сформированности и единство компонентов должны являться критерием для определения уровня психологической готовности к профессиональной деятельности еще в период обучения студентов в образовательных учреждениях.
Рецензенты:
Боязитова И.В., д.псх.н., профессор, директор института человековедения Пятигорского государственного лингвистического университета, г. Пятигорск;
Шельдешева Т.П., д.псх.н., доцент, зам. директора Пятигорского филиала Российского нового университета, г. Пятигорск.
Работа поступила в редакцию 18.02.2014.