В настоящее время кризисные явления в жизни, в воспитательной и образовательной системах являются характерными для многих стран. Они связаны с общим разрушением духовности, обесцениванием нравственных и творческих основ жизни, заменой их материально-практическими ценностями. Все это усиливает значимость профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы. Сегодня ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников, прошедших подготовку в университетах и специальных учебных заведениях. Системы подготовки социальных работников в каждой стране складывались с учетом исторических условий. В то же время, несмотря на схожесть задач, они имеют различия в подходах, методах и организации. Эти различия можно проследить, сравнивая модели подготовки социальных работников разных стран.
Общим для социальной работы как науки является использование основополагающих идей философов, социологов, психологов: К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса, 3. Фрейда, К. Роджерса, Ж.П. Сартра и др. В современном мировом опыте подготовки социальных работников наблюдается как дифференциация, возникновение все новых специализаций в связи с вариативностью отраслей социальной работы как самостоятельных дисциплин, так и интеграция, усиление взаимовлияния наук и знаний в содержании подготовки специалистов социальной сферы в связи с закреплением статуса и места социальной работы в системе наук об обществе и человеке.
До определённого времени лидером в области подготовки специалистов по социальной работе являлись Соединенные Штаты Америки, поэтому стоит начать анализ зарубежного опыта именно с этой страны. Анализ подготовки социальных работников в США свидетельствует об использовании нескольких групп теоретических моделей: психодинамических, моделей кризисного вмешательства, бихевиористских, системных и экологических, социально-психологических и коммуникационных, гуманистических и экзистенциальных, когнитивных, моделей правозащитной деятельности.
В США социальная работа, как правило, ориентируется на психоанализ, поскольку по традиции основной акцент делается на индивидуально-личностный уровень. Прежде всего это психолого-ориентированные модели, разновидностью которых являются традиционные психодинамические модели, основанные на психоанализе 3. Фрейда. В чистом виде психоанализ сейчас используется довольно редко, хотя в течение долгого времени он был основой работы на индивидуально-личностном уровне или «работы со случаем» («case study»).
Философия экзистенциализма, на которой основаны психолого-ориентированные модели социальной работы, подчеркивает постулат свободы и бесконечного потенциала каждой личности. Такая мировоззренческая позиция логически обусловливает субъект-субъектные отношения специалиста и клиента; недирективность воздействия; клиентоцентрированность, личностный рост и развитие потенциала личности. К. Роджерс, основатель гуманистической модели, считал, что именно отношения клиента и социального работника должны стать моделью конструктивных межличностных отношений. Сама же личность постоянно меняется и изменяет представления о себе и своем жизненном опыте в процессе бесконечной самоактуализации, развитии, росте. Идеальная личность по А. Маслоу представлена в концепции самоактуализации. Принципы гуманистической модели являются универсальными и воспринимаются как очевидные в современной теории и практике социальной работы [2; 4].
Бихевиористская модель делает основной акцент на наблюдаемом поведении клиента. Особый вклад бихевиоризма заключается в том, что в социальной работе стали проводиться эмпирические исследования как необходимый и исходный этап этой работы. Для моделей, основанных на необихевиоризме, в частности теории социального научения американского социального психолога Альберта Бандуры, характерно то, что люди имитируют некоторые публично одобренные стереотипы социального поведения. Бандура отмечает, что навыки социального поведения, приобретенные в результате имитации, отличаются устойчивостью по отношению к внешним воздействиям, с трудом поддаются изменениям. По мнению зарубежных специалистов, прикладное значение идей А. Бандуры приобретает особый смысл в тех случаях, когда специалист социальной работы должен выработать у клиента определенные навыки и умения при его реабилитации или изменить какие-либо поведенческие стереотипы [1].
Когнитивная модель подчеркивает необходимость рационального контроля над поведением со стороны клиента. Основу данной модели составляет тезис о существовании единственной реальности, конструируемой самим субъектом. Применительно к социальной работе это означает, что восприятие клиента должно рассматриваться не как ошибочное, а всего лишь как отличное от других.
Системная модель, имеющая несколько разновидностей, теоретически обоснованная американскими специалистами А. Пинкусом и А. Минаханом, является на сегодняшний день одной из самых популярных [7].
Европейская модель практического обучения специалистов в области социальной работы имеет существенные отличия от американской, что обусловлено исторически сложившимися традициями в практике и богатым опытом (первые программы профессиональной подготовки социальных работников появились сначала в Амстердаме, затем в Берлине, Лондоне). В настоящее время в Европе существует большое разнообразие учебных заведений по подготовке социальных работников и социальных педагогов. В различных странах Европы, например, образование в области социальной работы может являться частью профессионально-технического образования, частью высшего образования, отдельной и интегрированной частью университетского образования. Образование в области социальной работы находится в состоянии перехода от среднего профессионального образования к высшему образованию [3, с. 34]. В Финляндии, Исландии, Эстонии, Швеции возможно получение степени магистра и доктора социальной работы на базе университетского образования. В некоторых странах, например, в Австрии, Испании, Норвегии, Чехии существует много возможностей для продолжения образования, но нет достаточной координации между различными частными организациями, государственными агентствами, профессиональными ассоциациями, участвующими в обучении.
Важным этапом в развитии подготовки социальных педагогов и работников явилось появление новых школ и восстановление старых после распада социалистической системы в 1989–1991 гг. в странах Центральной и Восточной Европы, таких как Чехия, Словакия, Болгария, Россия, Венгрия [9, с. 13]. В странах Западной Европы, как и в США, студенты изучают социальную работу на двух уровнях: колледжа и агентства. Обучение в агентствах стало играть значительную роль. Огромное внимание стало уделяться обучению и поддержке сотрудников агентств, которые специализируются на работе со студентами.
Можно выделить следующие модели практического обучения социальных работников в странах Западной Европы:
– модель личностного роста и развития, основанная на использовании терапевтических моделей. Студент становится как бы клиентом супервизора. Личностный рост рассматривают как предпосылку профессионального роста. Обучение в основном индивидуальное с опорой на психологические теории;
– «ученическая» модель, созданная по аналогии с моделями обучения в промышленности, где ученики наблюдают за работой опытных специалистов на производстве. Обучение проходит в процессе реальной деятельности, в ходе наблюдений студента за практической работой супервизора и копирования моделей и стиля работы, с опорой на теории поведения;
– управленческая модель, в которой отношение к студенту ничем не отличается от отношения к любому сотруднику агентства, а основная функция руководителя практики – управление процессом практики. Подход сосредоточен в большей мере на приобретении практических навыков. Требуется строгое соблюдение правил, инструкций, режима и т.п., обращается внимание на трудовую и профессиональную дисциплинированность студента. Опора на теории управления;
– модель структурированного обучения, основанная на использовании учебного плана в модульном виде, с блоками единиц. В последние годы модель структурированного обучения приобретает все большее распространение как обещающая наибольшую эффективность.
В Российской Федерации лишь в 1991 г. началась подготовка социальных работников на базах разнопрофильных вузов СССР: педагогических, медицинских, технических. Приказами Госкомитета СССР по народному образованию были учреждены новые специальности «Социальная педагогика» и «Социальная работа» [5; 6]. В настоящее время в России готовят социальных педагогов и социальных работников по таким специализациям, как социальный педагог семейного профиля, сельский социальный педагог, социальный этнолог, специалист по организации культурного досуга, валеолог, социальный работник по вопросам работы с инвалидами, социальный педагог, оказывающий помощь подросткам с девиантным поведением, муниципальный социальный работник.
Мы рассматриваем исторический и современный опыт профессиональной подготовки в США и странах Западной Европы сквозь призму и приоритеты отечественной профессиональной школы и педагогики. Обучение социальных работников в этих странах отражает специфику национальных систем образования, которые значительно отличаются друг от друга, и даже в пределах одной страны используются различные модели подготовки. Содержание образования, на наш взгляд, – более широкое понятие по отношению к содержанию обучения, т.к. обучение – это одно из средств получения образования. Содержание подготовки специалистов в нашем случае равнозначно содержанию обучения. Технологии подготовки специалистов мы понимаем как систему средств, методов и управления учебно-воспитательным процессом, позволяющую реализовать его содержание. Данную концепцию формулируют в своих работах Г. Бернгард, С. Дейл, Дж.Б. Конант, Р. Мейнерт, А. Мендельсон, А. Норман, Р. Хугман, Т.А. Ильина, С.Г. Шаповаленко.
Содержание профессиональной подготовки социальных работников находится в постоянном движении, оно видоизменяется с возникновением новых социальных проблем. В связи с этим расширяются и видоизменяются задачи и функции, формы и методы обучения. Однако цель профессионального образования остается неизменной – подготовка квалифицированных профессионально-компетентных специалистов. Справедливо рассматривая цель как идеальное предвидение результатов учебной деятельности, теоретики социальной работы делают попытки через систему требований определить «модель» совокупного специалиста, его профессиональный облик, что могло бы дать им в конечном итоге возможность установить профиль специализации подготовки кадров, построить схему учебного плана и определить в нем соотношение дисциплин общенаучного и профессионального циклов. Оптимальное сочетание универсализации и специализации в содержании профессиональной подготовки определяет в конечном счете и конкурентоспособность социального работника.
Под моделью подготовки специалиста многие зарубежные ученые понимают совокупность профессиональных качеств специалиста и социально-психических свойств, обеспечивающих ему социально-профессиональную активность. Модель – своеобразный эталон. Российские ученые используют моделирование при изучении проблем подготовки кадров специалистов. Моделирование требует системного рассмотрения с одной стороны – профессиональной деятельности, к которой готовят обучающихся (модель деятельности), с другой – содержание образования и обучения (модель подготовки). Тем самым модели в свернутом виде отражают наиболее существенные черты деятельности и подготовки. Модель подготовки специалиста – система, отображающая или воспроизводящая существующие или проектируемые структуры, состав и содержание обучения специалиста и организацию учебного процесса, обеспечивающую их реализацию. Отечественные ученые выделяют личностную модель, модель подготовки специалиста, модель педагогических процессов и пр. [8, c. 67].
При разработке модели подготовки специалиста учитываются общие требования к конкретному уровню образованности (начальное, среднее, высшее профессиональное), а также реальные возможности подготовки (исходная база образования обучающихся, продолжительность – нормативные сроки обучения). В процессе разработки модели подготовки специалиста решаются такие проблемы, как определение состава и содержания необходимых и достаточных знаний для успешного решения профессиональных задач) определение соотношения теоретической и практической подготовки; учет необходимости опережающего (прогностического) характера образования; выбор форм организации учебного процесса с учетом ранее полученного образования. Модель профессионально-практической подготовки социальных работников представлена в учебном плане и комплексе учебных программ по учебным дисциплинам и видам практики. Развертывание модели подготовки специалиста осуществляется за счет раскрытия содержания учебной информации и указания комплекса учебных задач, заданий и упражнений, обеспечивающих формирование системы знаний и умений, способствующих развитию профессионально-важных качеств.
В нашей концепции в основу построения модели положена деятельность специалиста в рыночных условиях. Модель профессионально-практической подготовки социальных работников может быть разработана на основе педагогической деятельности, предусматривающей целостную совокупность инвариантных видов деятельности. Такая модель в свернутом виде позволяет получить опережающую информацию о содержании и средствах обучения, необходимых для прогнозирования. Она позволяет лучше определить те качества, которыми должны обладать специалисты по социальной работе в рыночных условиях.
Возможен следующий порядок подготовки: первоначальное накопление опыта социально-педагогической работы, теоретические знания, построенные на основе наблюдаемых фактов и явлений; подготовка новых задач для практической работы; новая теоретическая обработка полученных материалов, завершающий синтезирующий курс.
Создание модели подготовки специалиста предполагает целостное (комплексное) видение содержания обучения, включающего такие элементы как:
1) учебные дисциплины, виды практики, научно-исследовательскую или учебно-исследовательскую работу;
2) гуманитарно-экономическую, естественно-научную, общепрофессиональную и специальную подготовку;
3) обязательную и элективную (по выбору) подготовку, включающую:
– активное обучение, способствующее самостоятельному владению основными областями профессиональной деятельности;
– метод «погружения» в реальную социальную среду в качестве субъекта деятельности;
– модульный и блочный способы обучения;
– моделирование деятельности и образа жизни (адаптация, проектирование, организация обучения, мастер-классы, педагогические мастерские, индивидуализация обучения и т.п.);
4) обязательную аудиторную и внеаудиторную работу студентов.
Определяя специфику модели подготовки социального работника в рыночных условиях, необходимо учитывать то, что она ставит перед собой задачу многоуровневой социализации молодежи, населения в целом, участие в преобразовании этой среды с учетом решения педагогических проблем, т.е. педагогизацию окружающей среды, преобразование социальных отношений и среды обитания личности.
Рецензенты:Закирова В.Г., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и методики начального образования Института педагогики и психологии, ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань;
Власова В.К., д.п.н., профессор, зам. директора Института психологии и образования, ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.
Работа поступила в редакцию 26.02.2014.