Современные социально-экономические сложности, переживаемые страной, снижение роли государства в области социальных гарантий оказывают отрицательное влияние на состояние здоровья подростков. Сегодня Россия стоит на 68-м месте в мире по состоянию здоровья, а низкий уровень рождаемости и высокий показатель общей смертности негативно сказываются на уровне воспроизводства населения. В Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2020 года одной из наиболее острых проблем называется медико-социальная. А значит, проблемы охраны здоровья населения приобретают особую социальную значимость. В Федеральном законе № 323 «Об охране здоровья граждан» от 21.11.2011 приоритетом государственной политики является здоровье детей, организация и проведение комплексных межведомственных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья, профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни. Международный опыт показывает, что в структуре факторов, определяющих здоровье, равно как и болезни, более 50 % приходится на образ жизни человека. По данным и зарубежных и российских специалистов, таблица факторов, влияющих на здоровье детей, выглядит так: 50 % – образ жизни; 20 % – условия внешней среды; 20 % – особенности организма, наследственность; 8–12 % – система здравоохранения [1, 2, 3].
Особый статус детства – у подросткового периода, зависящего от социальных, политических, национальных, конфессиональных и других отличий.
В последние годы заметно возросла заболеваемость подростков. Так, по результатам профилактических осмотров, различные заболевания регистрируются у 94,5 % подростков. Распространённость заболеваний, ограничивающих выбор профессий, достигает 30 %. К старшим классам возрастает процент учащихся с хронической патологией с 45 до 59 %. У большинства современных подростков диагностируется 2–3, а у учащихся школ нового вида (гимназий, лицеев) ‒ 3–5 хронических заболеваний и функциональных отклонений .
Учащиеся в возрасте от 7 до 18 лет в Астраханской области составляют около 70 % (свыше 95 тыс. человек) всего детского населения. В целом среди обучающихся в образовательных учреждениях почти 2/3 имеют различные функциональные нарушения и хронические заболевания. Из года в год ухудшаются показатели физического и полового развития среди лиц в возрасте 15–17 лет, число детей с дефицитом массы тела достигает 20 %, с задержкой полового созревания – 30 %, в среднем на 10–15 % снизились функциональные возможности основных систем организма [3, 4].
Негативные сдвиги в состоянии здоровья молодежи сопровождаются серьезными медико-социальными последствиями. Около 60 % подростков по состоянию здоровья имеют ограничения в выборе профессии, 30 % юношей являются негодными к военной службе, различные нарушения репродуктивного здоровья имеют свыше 20 % девушек. Среди юношей и девушек, получающих начальное и среднее профессиональное образование, 21 % в дальнейшем не могут работать по выбранным специальностям, а 45 % имеют определенные ограничения и нуждаются в индивидуальном подборе места дальнейшей работы. Гастроэнтерологическая патология занимает 3 место в структуре заболеваемости подростков. Система пищеварения одна из первых реагирует на изменения образа жизни подростка, относясь к категории многофакториальных причин. Нами была поставлена цель – изучить медико-социальный портрет подростка, имеющего хроническую гастроэнтерологическую патологию, в современных условиях глазами самого пациента.
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось на базе Областной детской клинической больницы им. Н.Н. Силищевой в специализированном гастроэнтерологическом отделении (единственном в области) и на консультативном приеме в поликлинике у гастроэнтеролога. Объектом исследования были подростки (n = 193) обоего пола (мужчин – 72, женщин – 121) от 14 до 18 лет. Нами были специально разработаны анкеты опросники подростков, проходивших лечение в специализированном отделении. Заочный опрос проводился анонимно и включал в себя 45 вопросов.
Результаты исследования и их обсуждение
По месту проживания респонденты распределились следующим образом – 62,7 % пациентов были жителями районов области (n = 119), а 38,3 % (n = 74) ‒ жители города. На долю учащихся школ (гимназий) пришлось 59,6 %, из средних специальных учебных заведений – 30 %, по 5,2 % пришлось на подростков, обучающихся в вузах региона и работающих.
Одним из факторов демографического риска является полнота семьи, а в регионе каждый третий подросток воспитывается в неполной семье. 33,2 % пациентов-подростков живут с одним родителем, 66,8 % – с двумя родителями. Отмечено, что большая часть факторов образа жизни, оказывающих достоверное влияние на показатели здоровья, являются управляемыми со стороны родителей и подростков, а поэтому их наличие или отсутствие, степень выраженности определяется во многом самим человеком и его семьей. Около 44,2 % семей злоупотребляют алкоголем. На вопрос «наказывали ли тебя физически в семье?» 50,7 % подростков ответили «Да», 6,2 % отметили, что «часто», лишь 43 % дали отрицательный ответ. Поэтому вполне закономерно, что к мнению взрослых прислушиваются лишь 74 % опрошенных, 12 % – игнорируют, а 14 % делают «все наоборот». Конфликтов в семье, с родными подростку сложно избежать. И происходит это по многим причинам. Так, 12 % указали, что часто вступают в конфликтные ситуации с родными и близкими, «иногда» – 31 %, «редко» – 57 % респондентов. К сожалению, не удалось избежать приводов в полицию 34,2 % подросткам.
Хронические заболевания у детей – удел, как правило, семей с низким уровнем образования и неудовлетворительными материально-бытовыми условиями жизни. 67 % пациентов материальное положение своей семьи оценили как хорошее, удовлетворительное – 29 %, остальные затруднились ответить. При этом более половины (51 %) считают, что в их семье денег достаточно для нормальной жизни, 10 % указали, что средств хватает на минимальные расходы и 8 % отнесли семью к категории бедных, когда денег не хватает даже на минимальные нужды.
Среди подростков региона отмечен крайне низкий уровень медицинской грамотности и ориентации на здоровый образ жизни, зарегистрирована высокая частота таких вредных привычек, как табакокурение (41,9 на 100 опрошенных), употребление спиртных напитков (16,2 %, употребляют алкоголь ежедневно, 16,4 % – 1 раз в неделю). Среди подростков, стоящих на учете по поводу хронического гастроэнтерологического заболевания, ситуация не сильно отличается. Так, 14 % подростков курят в компании, регулярно курят – 8 % и лишь 78 % не курят. Употребляют вино эпизодически – 34 %, еженедельно – 4 %, 1–2 раза в месяц – 8 %. Крепкие алкогольные напитки эпизодически принимают 16 % опрошенных. На долю подростков, кто ранее принимал наркотики, но в настоящее время «нет» пришлось – 18 %.
При этом факторы здорового образа жизни – физическая активность, рациональное питание, полноценный отдых ‒ мало популярны в подростковой среде. Полноценное питание оказывает прямое воздействие на структурно-функциональные и метаболические взаимоотношения в организме ребенка, являясь средством либо профилактики, либо фактором риска развития или обострения многих заболеваний. Питание и нарушение здоровья являются составными элементами цикла, несбалансированное питание ведет к нарушению здоровья, а изменения в состоянии здоровья детей являются причиной дальнейшего ухудшения питания [2, 3, 5].
Если 43 % пациентов подростков пьют только кипяченую воду, то остальные либо из под крана, либо из колодца. Регулярно питаются лишь 64 %. Более половины перекусывают перед сном, 1/4 плотно едят перед сном. Питаются дома только 88 %. 25 % пациентов ежедневно питаются продуктами быстрого приготовления (чипсы, гамбургеры, картофель фри). Лишь 5 % указали, что вообще не едят это. Неалкогольные, но не менее вредные для них сладкие газированные напитки (кока-кола и др.) ежедневно принимают 21 % респондентов. Но при этом пациенты-подростки оценивают свое питание как «хорошее» (59,6 %), только 9 % – как «плохое».
На вопрос «считаешь ли ты себя физически активным человеком?» 38 % дали утвердительный ответ, четверть опрошенных отнесли себя к физически слабым. Настораживает тот факт, что более половины подростков не испытывают чувства беспокойства за свое здоровье (53 %).
Показатель занятия спортом, физической культурой в среде подростков пациентов остается на низком уровне: регулярно занимается лишь 26, 12 % считают, что «нет необходимости в этом», на чувство лени ссылаются 5 %, отсутствие времени – 4 %.
Вопросы комплаентности на сегодняшний день чрезвычайно важны, ведь работу медицинского персонала оценивают уже не только с позиции морально-этических норм, но и с юридических. В любом учреждении здравоохранения, где ведутся осмотры гастроэнтерологами, в профильных отделениях достаточно санитарно-гигиенических бюллетеней, памяток для пациентов по диетическому режиму. Но, к сожалению, постоянно соблюдают рекомендованную врачом диету только 10, 31 % игнорируют, 59 % не всегда ее придерживаются. В части приема лекарственных препаратов тенденция отрицательная: постоянно выполняют рекомендации врача – 38 %, не всегда – 47 %, не выполняют – 15 % подростков. Почему пациент не исполняет рекомендаций врача? На этот вопрос ответить однозначно нельзя, поскольку известно более 30 компонентов в этой сложной сети взаимодействий [6].
Таким образом, во исполнение основополагающих направлений правительства РФ в системе здравоохранения необходимо разрабатывать и внедрять регионально адаптированные программы профилактики и реабилитации заболеваний среди подростков не в общих тенденциях, а с учетом имеющихся сведений по состоянию изучаемого вопроса, ведь значительная доля из них управляемые. Так, рациональная организация питания, применение витаминопрофилактики и фитотерапии позволяют добиться улучшения состояния здоровья у 10–15 % подростков с хроническими болезнями органов пищеварения, а в 75–80 % случаев – стабилизации патологических процессов. Эти программы должны находиться в числе приоритетных направлений деятельности органов власти, служить основой сотрудничества законодательной власти, образования и здравоохранения, общественности, школы и родителей.
Рецензенты:
Шаповалова М.А., д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением с курсом последипломного образования, ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Астрахань;
Попов Е.А., д.м.н., профессор, зав. кафедрой поликлинического дела и скорой медицинской помощи с курсом семейной медицины, ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Астрахань.
Работа поступила в редакцию 04.02.2014.