Глобальная стратегия ВОЗ в области рациона питания, физической активности и здоровья, утвержденная Всемирной ассамблеей здравоохранения, «рассматривает два основных фактора риска в отношении неинфекционных заболеваний, а именно режим питания и вопрос о физической нагрузке, дополняя тем самым давно начатую ВОЗ и странами работу по другим связанным с питанием разделам» [1]. К заболеваниям, связанным с нарушениями питания, относятся алиментарное ожирение и патология пищеварительной системы. В современном мире распространенность избыточной массы тела и ожирения, гастроэнтерологической патологии, нарушений питания достаточно высока и имеет тенденцию к росту [8, 14], однако особенности их сочетания и структуры исследованы недостаточно. Изучение эпидемиологии избыточной массы тела, ожирения, фактического питания в отдельных регионах мира и России является весьма актуальной темой [3, 9], и этому посвящено большое количество работ, однако взаимосвязям гастроэнтерологической патологии, нарушениям пищевого статуса, пищевого поведения и фактического питания [11, 12, 15] уделяется, по нашему мнению недостаточно внимания.
Цель исследования – изучение распространенности и структуры гастроэнтерологической патологии, пищевого статуса и фактического питания среди населения по данным осмотров в Центре здоровья.
Материалы и методы исследования
Под нашим наблюдением в течение 2012 года находилось 15 126 пациентов, посетивших Центр здоровья и прошедших диспансеризацию в городской клинической поликлинике № 4 г. Воронежа, средний возраст 47,6 ± 5,9 лет, мужчин – 37 %, женщин – 63 %. Проводились опрос и комплексное стандартное обследование Центра здоровья, а также анкетирование по специально разработанной анкете, тестирование по следующим методикам: личностному опроснику FPI, шкале Гамильтона для оценки тревоги (HARS), шкале Гамильтона для оценки депрессии (HDRS), голландскому опроснику DQEB. Для оценки пищевого статуса больных применялась биоимпедансметрия (комплекс «Диамант»), для оценки фактического питания – программа «Оценка питания» (ГУ НИИ питания РАМН) и анкета режима и суточного ритма питания. Полученные данные обрабатывали статистически с помощью программ «Microsoft Excel 5.0» и «Statistica 6.0» for Windows.
Результаты исследования и их обсуждение
Проведен анализ распространенности избыточной массы тела, ожирения, кардиологической и гастроэнтерологической патологии, а также оценки фактического питания в ходе осмотров населения в Центре здоровья. Согласно полученным результатам, у большинства пациентов имелись изменения пищевого статуса. Так, избыточную массу тела имели 28 % пациентов, ожирение – 25 % пациентов от общего количества обследованных (рис. 1), т.е. в совокупности 53 %, что превышает показатели по Центрам здоровья Воронежской области в 2010–2011 гг. [8].
Согласно проведенному обследованию, сбору анамнеза и опросу гастроэнтерологическая и кардиологическая патология выявлены у 42 и у 52 % пациентов среди всех находившихся под нашим наблюдением (соответственно) (рис. 1). Следует отметить, что среди пациентов с нарушениями пищевого статуса – с избыточной массой тела и ожирением – гастроэнтерологическая патология выявлена в 42 % случаев, кардиологическая – в 52 % (рис. 1).
Рис. 1. Структура пациентов Центра здоровья по индексу массы тела
Рис. 2. Распространенность кардиологической и гастроэнтерологической патологии (по данным посещений Центра здоровья)
Структура патологии пищеварительной системы среди обследованных в процентном соотношении представлена на рис. 3: 18 % – патология пищевода и желудка, 18 % – поджелудочной железы, 9 % – билиарного тракта, 11 % – печени, 4 % – кишечника, 42 % – сочетанная патология (рис. 3).
Полученные результаты анализа структуры кардиологической патологии среди обследованных пациентов в процентном соотношении представлены на рис. 4.
Рис. 3. Структура гастроэнтерологической патологии среди пациентов Центра здоровья
Рис. 4. Структура кардиологической патологии среди пациентов Центра здоровья
Согласно статистической обработке полученных данных, нарушения фактического питания наблюдались у 48 % из общего количества обследованных, у 88 и 92 % из числа пациентов с кардиологической и гастроэнтерологической патологией (соответственно). Следует указать, что отмечались преимущественно избыточная энергоценность пищевого рациона, избыточное потребление углеводов и жиров, а также дефицит белка, витаминов, микро- и макроэлементов, пищевых волокон.
При анализе результатов психологических опросников среди обследованных пациентов тревожно-депрессивные расстройства выявлены более чем в 50 % случаев, причем при наличии ожирения и сочетанной патологии их выраженность оказалась преимущественно высокой и средней степенью выраженности. При оценке доминирующих типов пищевого поведения выявлено преобладание эмоциогенного типа (62 %), далее по распространенности – экстернальный тип пищевого поведения (24 %), ограничительный тип пищевого поведения встречался у 14 % обследованных.
Глобальная стратегия ВОЗ в области рациона питания, физической активности и здоровья поставила перед мировым сообществом цель, которая заключается «в охране и укреплении здоровья за счет обеспечения ориентиров для развития устойчивых действий на общинном, национальном и глобальном уровнях, которые, взятые воедино, приведут к сокращению показателей заболеваемости и смертности, связанных с нездоровым рационом питания и недостаточной физической активностью». В документе подчеркивается, что «эти действия подтверждают Цели тысячелетия в области развития Организации Объединенных Наций и обладают огромным потенциалом для серьезного укрепления общественного здравоохранения во всем мире» [1]. При этом определены основные задачи:
«1. Сокращение факторов риска неинфекционных болезней в результате нездорового рациона питания и недостаточной физической активности за счет решительных действий в области общественного здравоохранения, а также мер по укреплению здоровья и профилактике болезней.
2. Расширение общего осознания и понимания роли рациона питания и физической активности как детерминантов здоровья населения и положительного потенциала профилактических мероприятий.
3. Поощрение разработки, укрепления и осуществления глобальных, региональных, национальных и общинных политических курсов и планов действий для улучшения рациона питания и повышения физической активности, характеризующихся устойчивостью, всеобъемлемостью и способностью привлечь все стороны, включая гражданское общество, частный сектор и средства массовой информации.
4. Сбор научных данных и мониторинг основных воздействий на рацион питания и физическую активность; оказание поддержки научным исследованиям по широкой гамме соответствующих областей; развитие кадровых ресурсов..» [1].
Фактическое питание – базис здорового образа жизни и здоровья, основа успешной профилактики и эффективного лечения практически всех соматических заболеваний, в том числе и не в последнюю очередь патологии пищеварительной системы. Несмотря на значительные фундаментальные достижения гастроэнтерологии, внедрение в практику новых медицинских технологий, непрерывное совершенствование методов и способов диагностики и лечения гастроэнтерологических заболеваний [4, 5, 13, 15] распространенность патологии системы пищеварения остается достаточно высокой. Полученные результаты, с одной стороны, подтверждают актуальность принятия и реализации на практике региональных программ здорового образа жизни и здорового питания среди населения страны. С другой стороны, они диктуют необходимость оптимизации тактики ведения пациентов с избыточной массой тела, ожирением и коморбидной гастроэнтерологической и кардиологической патологией в первичном звене здравоохранения, а также при оказании специализированной медицинской врачебной помощи как в амбулаторных условиях, так и в условиях дневных и круглосуточных стационаров.
Заключение
Нарушения пищевого и психологического статуса, фактического питания, гастроэнтерологическая и кардиологическая патология остаются достаточно распространенными среди населения по данным осмотров в Центре здоровья. Большинство пациентов с избыточной массой тела, ожирением и гастроэнтерологической патологией нуждаются в коррекции питания, пищевого статуса, психологического статуса, индивидуальных консультациях и лечении у врачей-диетологов, психотерапевтов, врачей общей практики. Полученные данные диктуют необходимость оптимизации тактики ведения пациентов с ожирением и гастроэнтерологическими заболеваниями [10]. Реализация принятых МЗ РФ Порядков оказания медицинской помощи по профилям [6], региональных программ формирования здорового образа жизни и здорового питания среди населения РФ [2, 7], компетентность и профессионализм врачей должны привести в перспективе к оптимизации профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, снижению заболеваемости и смертности, улучшению демографической ситуации в стране.
Рецензенты:
Бурлачук В.Т., д.м.н., профессор, зав. кафедрой общей врачебной практики (семейной медицины) ИДПО, ГБОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. Бурденко Минздрава РФ, г. Воронеж;
Будневский А.В., д.м.н., профессор, зав. кафедрой факультетской терапии, ГБОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. Бурденко Минздрава РФ, г. Воронеж.
Работа поступила в редакцию 04.02.2014.