«Я люблю когда все наоборот», – говорил Сальвадор Дали.
Действительно, все наше жизненное познание проходит в поиске антитез на уже принятые тезисы по обустройству общества, мироздания, внутреннего мира. Это и называется движением, развитием, прогрессом.
Одна из главных, на наш взгляд, ошибок советской педагогики – воспитание детей на позитивных примерах, выборе только положительных мотивов реализации потребностей, ориентация в деятельности педагога на некий идеал и обучение построению жизненных поступков воспитанников по этой схеме, уничижение роли отрицательной социализации в развитии и становлении человека. Но ведь часто именно наличие отрицательных качеств в человеке делают его самобытным и неповторимым, придают ему оттенок уникального своеобразия. Это факт. Иначе не было бы внутреннего противостояния, не было бы эффективного развития, не было бы движения, прогресса, цивилизации.
Если идеал очень притягателен, но воспринят человеком не критично, то он начинает долженствовать в сознании человека и если у человека реально имеются отрицательные черты, полярные положительным его же идеального образа, то может произойти вытеснение этих отрицательных черт из области сознания. При этом фактически происходит дезинтеграция реального образа себя на некий идеальный осознаваемый и на вытесненный отрицательный. Поэтому одной из главных психологических и педагогических задач – в безопасных условиях игры, ограниченной временем, пространством и правилами, помочь человеку получить доступ и контроль к вытесненному отрицательному реальному образу себя. Таким образом, в процессе специально организованных «отрицательных» игр мы можем добиться:
1. Интеграции реального вытесненного образа себя и идеального положительного образа в один реальный образ себя с наличием положительных и отрицательных черт.
2. Осознания и принятия (не обязательно одобряемых) реально имеющихся отрицательных черт, вследствие чего появляется возможность их трансформации в позитивные или социально приемлемые аналоги.
3. Ситуации, при которой идеальные положительные черты перестают осознаваться как навязанные извне; появляется осознание их необходимости, а сам человек начинает ощущать реальную свободу и ответственность.
4. Существенного снижения личностной агрессивности человека, так как исчезает естественный страх перед обнаружением в себе реального наличия отрицательных черт.
Уже сейчас при формировании личности ребенка необходимо максимально узнать и понять его возможности, видеть преимущества и недостатки (ведь в жизни они могут очень легко перейти в свои противоположности).
Но это не значит, что недостатки человека необходимо повсеместно искоренять. Необходимо всего лишь научиться переводить их в плоскость позитивной реализации в обществе (социуме). У С.А. Смирнова [4], например, среди механизмов социализации подростка выделено как минимум 50 % отрицательных (cм. З. Фрейд – механизмы бессознательной психической защиты). Очевидно, что механизм отрицательной социализации обеспечивает развитие человека за счет удаления, отторжения и т.д. из сознания реально имеющихся у него отрицательных, негативных черт или поступков, но не согласующихся с идеальным образом себя. Таким образом, эти отрицательные качества реально остаются и даже очевидны для окружающих, а сам человек их не замечает. В какой степени эти отрицательные черты вытеснены из сознания, в такой они и не поддаются управлению подростком. Вследствие этого личность теряет свою цельность, в худшем случае даже может останавливаться ее дальнейшее развитие из-за возникшего конфликта между реально присутствующими, но не осознаваемыми отрицательными качествами и идеальным положительным образом себя. Выходом из этой ситуации может быть осознание своих реально существующих черт и перевод их в позитивное русло.
Поясним это на примере теории потребностей. Именно «потребности» в «теории поля» (К. Левин) рассматриваются как «стержень направленности личности, главный генератор и источник активности человека».
Р.С. Немов описывает несколько вариантов действий, способных привести к удовлетворению потребности. «В процессе осуществления действий (куда включается воля, порождаются эмоции) в центральную нервную систему попадает информация о его результате. Если параметры выполненного действия:
1) соответствуют поставленной цели, и произошло совпадение цели и результата, то возникают положительные эмоции, прекращающие действие.
2) не соответствуют поставленной цели – возникает отрицательное эмоциональное состояние, создающее дополнительную мотивацию к продолжению действия, повторению, корректировки программы до тех пор, пока конечный результат не совпадет с поставленной целью» [6, с. 44].
Поэтому о наличии отрицательных потребностей забывать нельзя и полностью изъять их невозможно, но можно уменьшить их эффект или перевести их в область положительной реализации. Факт в том, что там, где большие силы находятся в равновесии, достаточно применить лишь небольшую силу, чтобы произвести значительные изменения (Пример: лифт и его движение с помощью противовесов). Человек приобретает опыт выправления неравновесия и это становится не только необременительно, а даже составляет часть удовольствия (Пример: получение удовольствия от управления велосипедом). Учитывая то, что с переходного возраста социогенные потребности становятся ведущими факторами, определяющими поведение подростка, можно сделать следующий вывод: в зависимости от того, создаст ли данная социальная среда систему условий для удовлетворения потребностей или будет препятствовать этому, подросток старается или не расставаться с данной средой, или, наоборот, всякими средствами пытаться как можно скорее оставить ее и попасть в такую ситуацию, где больше условий для удовлетворения этих потребностей.
Эта ситуация «потребностного балансирования» человека очень близка к «творческому предсостоянию», описанному в гештальтпсихологии. «Это пребывание в нейтральной точке континуума, в равновесии, но с осведомленностью-сознаванием и заинтересованностью в потенциальной ситуации, простирающейся в обоих направлениях. Это расположение к действию (без направления)» [1, с. 256].
Применение идей «провокативной педагогики» в системе воспитания позволяет увидеть новое и определить скрытые резервы педагогических возможностей в воспитании истинно нравственной, социально и творчески активной личности.
В нашей статье речь идет именно об этом: о профилактике возможной патологии человека психологическими, клиническими и… педагогическими средствами. Все здесь очень тесно взаимосвязано. Ведь человек в течение своей жизни не задумывается о том, откуда и как происходили искривления в его теле, разуме и душе. Он просто болеет. И это уже задача педагога, психолога или врача «отобрать» своего «клиента» и произвести «коррекцию» его жизни. Корректирующие действия у всех будут одновременно и одинаковы, и не схожи. С одной стороны, их приемы лечения «больного», окрашиваясь профессиональной спецификой и подчиняясь ей, будут разноплановыми, а с другой, все векторы их воздействий должны сойтись в одной точке – точке опоры для выздоровления «больного». Решение заявленной проблемы лежит на перекрестке трех «дорог» – терапии, психологии и педагогики. Наша задача ‒ выявить аналогии клинических или психологических реакций человека, вызванных провокативными способами лечения и определить то место (или ту роль), которое может занимать в этом «лечении» педагогика.
Ведь мало кто занимается детской и подростковой профилактикой психических (нравственных) отклонений. А их истоки находятся как раз в этом возрасте и часто имеют чисто социальные и межличностные корни. А это в том числе и компетенция педагогов.
Очевидно, настало время для материализации этой идеи и в области педагогики. Ведь половина жизни человека проходит в отрицательной области его реализации. Здесь приобретение негативного опыта, отрицательные качества человека, отрицательные черты лидера, негативные помыслы, желания, мотивы, поступки, потребности, привычки и т.д.
Жизненная сила этой отрицательной энергии активно закладывается в психический аппарат человека в период детства, отрочества и юности (в том числе как защитные и стимулирующие реакции). Как только закрываются зоны роста – многие болезни лечить уже бесполезно.
Здесь очевиден один из парадоксов педагогической практики. Получается, чем хуже мы делаем ребенку – тем лучше. Все это называется одним емким словом – приобретение опыта. Это одно из уникальных психических понятий, определяющих состояние человеческой памяти.
Конечно, в определенном смысле, лучше этот отрицательный опыт взаимодействия с окружающим миром приобрести сегодня, под руководством и присмотром опытного педагога в безопасной и контролируемой ситуации.
Дадим характеристику названных базовых понятий.
«Провокативная педагогика» – направление науки о воспитании, вид прикладной педагогики, изучающий методы решения задач, связанных с использованием педагогической провокации.
В основе «провокативной педагогики» находится вызов воспитаннику, провоцирующий обратную реакцию личности на преодоление отрицательного педагогического воздействия, и в итоге активизирующий и усиливающий с помощью высвобождения скрытой энергии сопротивления позитивные ресурсы его «само»: самореализации, самоопределения, саморазвития и др.
Отрицательная социализация – область воспитания и развития личности (социализации), ориентированная на приобретение человеком естественного полноценного опыта, основанного на актуализации специфических потребностей, мотивов, желаний, находящихся в сфере его отрицательной реализации. Тем самым определяется выбор личностных реальных норм, ценностей и способов поведения в обществе, объективно присущих ей и ведущих к наиболее полноценной ее реализации.
«Методика «вредные игры» – прием применения в педагогике «провокационного вызова», основанного на использовании в деятельности педагога определенного (провокативного) набора принципов, эффектов, методов, механизмов социализации, форм внеклассной деятельности и условий их реализации.
Естественно, самым прямым, плодотворным и легким путем развития социогенных потребностей в позитивном направлении является путь организации и функционирования определенной системы воспитательной работы в образовательном учреждении, деятельности учащихся, сориентированной на реализацию естественных, актуальных потребностей детей (в том числе отрицательных).
Здесь возможны такие формы работы с детьми, как «День Лени», «День гадостей», «Экскурсия по закоулкам», «Интеллектуальное казино», «Встречи с неинтересными людьми», «Турнир маленьких разбойниц», «День ужасов (Хеллоуин)», «Урок невыразительного чтения» и т.д.
Несмотря на присутствующий очевидный лексический внешний раздражитель названных мероприятий, они могут иметь несомненные плюсы. Необходимо только грамотно подготовить, провести и проанализировать их, правильно оформить итог.
В основе предлагаемой методики лежит исследовательская проблема отрицательной социализации как возможного и эффективного фактора позитивной самореализации личности. Рассматривая развитие человека в области отрицательной социализации, мы делаем вывод о том, что это является одной из продуктивных, естественных и эффективных форм реализации потребностей воспитанников, их реально мотивированных интересов.
Реализация идей «провокативной педагогики» позволяет выйти на более высокий уровень решения проблемы воспитания и развития личности, включиться в поиск эффективных путей активизации творческой деятельности учащихся, определить новые, современные формы, виды работ педагогов и их воспитанников. Огромные возможности здесь у специально организованной внеклассной деятельности, сопровождающих ее специфических приемах, и методики, представленной нами как «вредные игры». Суть этой методики заключается в организации специальных («провокативых») действий педагога в адрес воспитанников, позволяющих более глубоко понять поведенческие и мотивационные истоки взаимодействия учащихся с окружающей средой, в том числе и в использовании механизмов творческой активности. В основе этой методики заложено мощное высвобождение скрытой энергии сопротивления участников игрового действия.
Цель: помочь естественной адаптации учащихся в социуме через самопознание и актуализацию отрицательной социализации личности.
Задачи: научить учащихся умению познавать себя и свои потребности, направлять отрицательные желания в позитивное русло, эффективно реализовывать свою творческую активность и др.
Основные принципы: «откровения», «безопасности», «ограничения игрового поля» (во времени, месту и действию), «естественного интереса», «педагогического участия».
Психолого-педагогические эффекты: «сопротивления», «запрета», «обратного действия», «вытеснения».
«Сопротивление»
При возникновении неожиданных трудностей в выполнении задания необходимо научить подростка на пасовать, а искать новые пути их преодоления (искать не причины «почему не сделал», а возможности «чтобы сделать»). Задача педагога – «научить мешать» воспитаннику так, чтобы у того срабатывал эффект сопротивления обстоятельствам. (Пример: игра «Я – Буратино!», где дети включаются в поиск «трудностей», «приключений» на свою голову).
«Запрет»
«Самое интересное то, что запрещают». Задача педагога – «научить запрещать» воспитаннику делать (поступать, изучать, участвовать) то, что сделать нужно (полезно, интересно, доступно). (Вариант: «Вам не надо читать эту книгу. Особенно со страницы четвертой по одиннадцатую!)
«Обратное действие»
«Каждое действие провоцирует противодействие». Задача педагога – научить видеть интересное в неинтересном. (Пример: игра «Выставка ненужных товаров», где дети определяют возможную пользу от «ненужных товаров», игра «Встреча с неинтересными людьми»).
«Вытеснение»
Удовлетворение одних потребностей за счет перенасыщения другими (чтобы полить землю вокруг бочки, надо перелить ее водой). Задача педагога: перекормить воспитанника его желаниями.
Основные методы: «векторность» (коррекция), «микширование» (сглаживание), «переворот» (отрицание).
«Векторность» – умение направить действие в нужное русло, даже отрицательная потребность подростка может быть реализована в позитивной плоскости.
«Микширование» – сглаживание отрицательного эффекта от поступка подростка с помощью последовательно использованной цепочки менее значимых негативных желаний.
«Переворот» – выход на желаемый результат с помощью использования противовеса (чтобы лифт пошел вверх – усилия должны быть направлены вниз).
Т.о., использование «провокативной педагогики» способствует созданию более гибкой и интересной системы воспитания и развития личности (и для педагогов, и для воспитанников).
Педагоги: смогут по-новому осознать свою деятельность в системе воспитания, определить новые направления (векторы) деятельности, выявить свои скрытые педагогические возможности.
Учащиеся: смогут вывести на более высокий уровень реализацию своей активности (активизировать деятельность в системе воспитания), использовать новые, оригинальные формы работы во внеклассной деятельности, выявить свои скрытые резервы, основанные на природных и приобретенных потребностях.
Рецензенты:
Обухова Л.А., д.п.н., профессор, проректор ВОИПКиПРО, г. Воронеж;
Анохина Г.М., д.п.н., доцент, главный научный работник лаборатории научно-методического и управленческого анализа профессиональных затруднений педагогов, ВОИПКиПРО, г. Воронеж;
Литвинова Т.Н., д.п.н., профессор, ГБОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет», г. Краснодар.
Работа поступила в редакцию 30.12.2013.