Scientific journal
Fundamental research
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

THE SOCIOLOQICAL ANALIYSIS OF THE POLICY FOR THE ELDERLY POPULATION: THE DESIGN METHODOLOGY

Mosina O.А. 1
1 Orenburg Branch of Russian Academy of VPO FGBOU «The national economy and public service of the President of Russia»
Results of comparative research of the social policy existing national models are presented in article concerning elderly people in countries of Western Europe, the USA and Russia. Noting their specifics put by each countries social and economic system, the author provides proofs that at the present stage there is an active process of various models diffusion and their correlation that means the aspiration of the world community to creation of a certain universal model which will be a product of all-civilization development. At the present stage Russia incorporates the experience of the developed countries in the practice of interaction the elderly population state actively. Comparison and generalization of the actual material, as a result of studying of national models of social policy concerning the elderly` allowed to reveal the general principles and mechanisms of its realization.
social policy for older
quality of life
integration processes
1. Lublin V.V. Social policy in conditions of globalization: the experience of the developed countries / V.V. Lublin // POLIS. 2008. no. 6. рp. 130–146.
2. Makayver R. Reality of the social revolution / R. Makayver // American sociological thought. M: MSU, 1994. рp. 89–111.
3. Japan economy overview [Electronic resource] // Foreign-economic activity. URL: http : //www.vneshmarket.ru (reference date 10.10.2011).
4. Verbatim report about the meeting of the State Council Presidium on social policy for elderly people and improvement of their life quality [Electronic resource] // Russia President. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/9332 (reference date 29.09.2011).
5. Yao Yuan. Weakening Family Support for Elderly in China / Yuan Yao // Chinese Society and Anthropology. 2001. Vol. 34. no. 1. рр. 26–34.

Социальная политика есть специфический продукт культурно-экономических отношений, находящихся в социальной плоскости и регулируемых государством. Реагируя на современные социальные вызовы расширяется спектр ее направлений. Одним из формирующихся направлений является социальная политика в отношении пожилого населения (СПП). В настоящее время под социальной политикой в отношении пожилых подразумевается система общественных приоритетов и мер, направленных на создание достойных условий жизни и успешной социализации пожилого населения. Национальные модели этого направления социальной политики находятся в процессе развития, что актуализирует вопросы ее теоретической рефлексии.

В конце ХХ – начале ХХI веков развитие постиндустриального общества в направлении становления социального государства стало фактором, обеспечивающим социальную стабильность в мире и утверждающим принципы его справедливости и солидарности. Американское государство одним из первых встало на этот путь.

В основе американской модели СПП лежит принцип взаимодействия государственных и предпринимательских структур, переплетение социальной составляющей с другими сторонами внутренней государственной политики: трудовой, миграционной, образовательной и др. США – одна из немногих стран, которая большое внимание уделяет регулированию отношений в обществе между всеми возрастными категориями граждан [1].

Пожилое население страны имеет право на выборочные медицинские пособия, на различные виды социальных пособий и пенсии, которые пересматриваются ежегодно и индексируются в зависимости от уровня инфляции. Кроме того, в Америке создана национальная сеть агентств по планированию и координации служб для пожилых людей, целью которых является разработка и согласование специальных программ [2].

Для современной Европы характерны две ведущие модели СПП. Одна основана на системе социального страхования, организуемой и финансируемой «социальными партнерами», и характерна для таких стран, как Германия, Испания, Австрия и др. Она устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности. Социальные права пожилых обусловливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни, то есть социальные выплаты принимают форму отложенных доходов (страховых взносов).

Страховые кассы, управляемые на паритетных или разделенных началах работодателями и работниками, собирают отчисления из заработной платы, из которых формируются различные профессиональные страховые фонды и осуществляются социальные выплаты. Социальная защита оказывается независимой от государственного бюджета. При этом в социальной сфере действуют солидные благотворительные фонды, занимающиеся вопросами социальной адаптации людей, в том числе и пожилых. Кроме того, существует много социальных и благотворительных программ от медицинских до клубов ровесников и международного туризма.

Показательно, что социальные работники и педагоги в Германии в союзе с профессионалами из Испании разработали и активно внедряют программы посттрудового образования. Для обучения создаются специальные группы, в основном в них входят «интеллектуально сохранные» пожилые люди в возрасте от 60 до 75 лет, преимущественно бывшие работники интеллектуального труда. Проблему занятости пожилых людей подобные организации не решают, но решают проблему социальной реабилитации. Важно отметить, что такая система социальной защиты является достаточно эффективной, что признается и определяется высокими стандартами социальной помощи.

Вторая модель, распространенная в таких странах, как Англия, Франция, Швеция и др., исходит из того, что любой человек, независимо от его принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или иной причине сокращения своих ресурсов. В тех странах, которые выбрали эту модель СПП, действуют пенсионные системы, которые обеспечивают минимальные доходы всем пожилым независимо от их прошлых усилий по отчислениям от заработной платы (так называемые «социальные пенсии» в отличие от «профессиональных»). Такие системы социальной защиты финансируются через налоги из государственного бюджета. В данном случае преобладает принцип национальной солидарности, строящийся на концепции распределительной справедливости.

Социальная помощь пожилым оказывается в основном на добровольных началах. Кроме того, существуют специальные коммуны для пожилых людей, но они экономически слабы и малопродуктивны. Такое проживание в настоящее время рассматривается как место социального исключения, во-первых, потому, что оно ограничивает свободу передвижения, а во-вторых, закрывает возможность для развития и жизни в нормальном обществе.

В связи с этим все большее значение приобретает такая форма ухода за пожилыми, как семейное проживание. Таким семьям, которые взяли пожилого человека на попечение, предоставляются специальные государственные пособия для ухода. Они компенсируют потерю заработка тому члену семьи, который осуществляет уход за подопечным. Продукты и горячее питание доставляются на дом, оказывается помощь в поддержании контактов и повышении дееспособности пожилых людей, организован специальный канал на телевидении. Каждое воскресенье транслируется месса для католиков, которые не могут прийти в костел. Кроме того, сохранились полустационарные формы обслуживания: дневные, недельные и пр. (по выбору). Организуются группы взаимопомощи и группы давления, которые восстанавливают отношения между личностью, обществом и государством. Фактически работу социальных служб выполняют местные сообщества.

В течение двух последних десятилетий для европейских моделей СПП характерным является то, что они стремятся к объединению, преодолению различий между странами. Ведущим принципом трансформирующейся европейской модели СПП стал принцип социальной справедливости и ориентация на ценность квалифицированного труда и знания. Спецификой объединенной общеевропейской модели СПП является изменение направленности социальных программ с универсального уровня на индивидуальный. Это значительно дешевле и эффективнее, так как адресная помощь предоставляется только действительно в ней нуждающимся. Кроме того, такая ориентация позволяет поддерживать достойный уровень качества жизни пожилого населения. Модернизация европейских моделей идет по аналогии с американской.

Эпоха постиндустриальных обществ – это период активной передачи опыта от одной культурной среды к другой. В этот процесс вовлекается все большее количество стран, перед которыми встает задача привести свой социально-экономический уровень в соответствие с мировым (Япония, Китай, Корея, Сингапур и др.). Восточные страны также встали на путь реформ в сфере СПП. Особенностью восточной модели СПП можно назвать то, что ее концепция предусматривает гарантию минимального уровня жизни и стабильного существования всех членов общества, что достигается совместными усилиями государства и частного предпринимательства при координирующей роли государства. Приоритетной задачей определена возможность изыскания дополнительных материальных средств для выплат пожилому населению и созданию достойных условий жизни для тех из них, кто проживает отдельно от детей вследствие изменения внутрисемейных отношений. Разрабатываются специальные государственные программы по совершенствованию системы социальной защиты и обеспечению достойных условий. Пожилым людям находят работу на мелких предприятиях, в ремонтных мастерских, сфере общественного питания, розничной торговле. Поскольку им приходится часто менять профессию, создаются специальные центры переподготовки.

Традиционная система семейного ухода за пожилыми людьми в новых социально-экономических условиях стала неэффективна, поэтому в настоящее время в восточных странах создаются государственные реабилитационные центры. В их компетенцию входит информационное обеспечение пожилого населения о здоровом образе жизни, профилактике заболеваний, консультационная и медицинская помощь. Развиваются досуговые центры, где пожилые могут заниматься хоровым пением, танцами, каллиграфией, фотографией, спортом и др.

Помимо этого активно стимулируется участие пожилых людей в общественных делах. Местные сообщества на общественных и благотворительных началах организуют службы по оказанию медицинской и психологической помощи пожилым людям, которые решают и вопросы их ежедневного быта.

В последние годы появились многочисленные службы знакомств, причем их клиентами являются не столько молодежь, сколько люди среднего возраста и овдовевшие пожилые люди. Средства массовой информации широко освещают позитивные моменты такого рода повторных браков, их благотворное влияние на психологическое состояние пожилых людей, решение их ежедневных забот и проведение досуга.

Ускоренное развитие восточных стран привело к интеграции западной модели СПП, в результате чего при создании собственных моделей Восток начал ориентироваться на мировой уровень [5]. Восточная модель СПП носит комплексный характер [3]. Она включает материальное обеспечение, которое гарантирует минимальный размер пенсии, обеспечивающий прожиточный минимум, страхование здоровья и социальные пособия, на которые можно рассчитывать в случае острой нуждаемости. Система социального обеспечения базируется на том, что для ее нормального функционирования необходимы усилия не только государства и бизнеса, но и каждого отдельного человека.

Из всего комплекса проблем СПП наибольшее внимание уделяется созданию специальных рабочих мест в государственном и частном секторах экономики. Это связано с тем, что из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы, пожилые люди становятся важным компонентом рынка труда.

В России процесс модернизации СПП начинается в 90-е годы ХХ века. Первоначальная идея реформаторов заключалась в создании условий, обеспечивающих увеличение благосостояния граждан пожилого возраста в соответствии с международными нормами. Для осуществления задуманного было решено выстроить новую модель таким образом, чтобы она соответствовала произошедшим необратимым изменениям во всех сферах российской действительности и отвечала на перспективные запросы общества [4].

Общая ориентация СПП была направлена на развитие социально-компенсирующих мероприятий. Резервные фонды социальной защиты населения формировались за счет бюджетов всех уровней: федерального, региональных и муниципальных. Активно стала развиваться адресная, в основном натуральная (социальные магазины, благотворительные столовые и т.д.) помощь пожилому населению. В результате реализации обозначенных мероприятий количество служб срочной социальной помощи в стране достигло одной тысячи пятисот восьмидесяти пяти, а единовременную поддержку ежегодно получали до 5,3 миллионов человек. В сети учреждений социального обслуживания населения стали работать геронтологические и геронтопсихологические центры. Они приняли на себя заботу об оказании специализированной, в том числе медицинской помощи. Появились учреждения социального обслуживания нового типа: специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, социально-оздоровительные или социально-реабилитационные центры, работающие по принципу санатория или дома отдыха.

Стала развиваться новая форма улучшения условий проживания одиноких пожилых людей в Москве, а также в Свердловской, Челябинской, Читинской областях и Красноярском крае – создание социальных квартир. Проживающие в этих квартирах обслуживаются социальными работниками. Социальная поддержка, повышение качества жизни пожилых людей, предоставление широкого спектра социальных услуг, в том числе и на дому, – одна из приоритетных задач СПП на сегодняшний день.

Общее право на социальную поддержку реализуется в контексте развития права на обеспечение доступности культурных ценностей. Многие учреждения культуры разрабатывают и осуществляют программы содействия людям старших возрастов. В 450 государственных театрах введены дни льготного показа спектаклей для людей старшего поколения. Большинство выставочных залов и художественных галерей, в том числе негосударственных и частных предоставляют пожилым людям билеты по льготным ценам. Помогают преодолевать дефицит общения и специальные центры-клубы пожилых людей на базе действующих учреждений культуры. Все это позволяет пожилым людям реализовать с пользой для общества свой потенциал и поддерживать социальные связи.

В целях расширения возможностей обеспечить свое материальное состояние в период посттрудовой деятельности в последнее десятилетие активно развиваются различные финансовые программы. Создана сеть негосударственных пенсионных фондов, которые принимают как личные вклады граждан на будущее обеспечение пенсионных выплат, так и целевые вклады предприятий и организаций. Кроме того, у фондов есть полномочия по переводу застрахованным лицом накопительной части пенсии из государственного пенсионного фонда в негосударственный.

Таким образом, современная СПП, формируясь в пределах общеевропейского пространства, стремится к такой организации, при которой она перестанет экстренно реагировать на отдельные факты социальной несправедливости и начнет применять превентивные меры. Для этого Россия активно инкорпорирует опыт развитых стран в практику взаимодействия государства с пожилым населением и выравнивает вектор развития СПП, равняясь на американскую модель. В связи с этим задачей ближайшего будущего является вложение капитала и инвестиций в развитие таких социальных проектов, которые будут способствовать устранению негативных зависимостей, изменению дискурса в отношении лиц пожилого возраста, разрушению стереотипа истощения социально-экономического потенциала личности в пожилом возрасте.

Сравнительное исследование позволяет утверждать, что в данный момент все цивилизованные страны активно занимаются реформированием СПП с целью ее адаптации к современным реалиям. Трансформационно-модификационные процессы, происходящие в различных регионах мира, способствуют преобразованию и интеграции существующихмоделей СПП в общемировом масштабе. Проведенный анализ также позволил выделить ведущие принципы, способствующие формированию общецивилизационной модели СПП:

1. Принцип взаимодействия общества с социальными группами: сопряжение интересов социально-демографической группы пожилых с общегосударственными интересами и интересами «третьего сектора».

2. Принцип социальной справедливости, ориентированный на ценность квалифицированного труда и знаний: создание соответствующей нормативно-правовой базы; опора на ресурсный потенциал людей пожилого возраста.

3. Принцип поддержания достойного качества жизни: акцентирование на социально-экономическом положении социально-демографической группы пожилых.

В то же время стало возможным определить различия этих моделей посредством выделения ведущих механизмов реализации СПП, зависящих от степени государственного участия (ГУ) в решении проблем социальной сферы:

pic_66.wmf

В целом можно говорить о несущественных различиях, так как на практике и в западных, и в восточных странах применяются все отмеченные в представленной работе механизмы. От степени государственного участия зависит только интенсивность их применения.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что современная трансформация модели СПП – продукт общецивилизационного развития, в меньшей – результат специфических условий отдельных стран. Очевидным становится, что мировое сообщество стремится к созданию единого вектора формирования отдельного направления социальной политики, призванного решать проблемы пожилого населения.

Рецензенты:

Захарова Л.Н., д.филос.н., профессор, ТГАКИ, г. Тюмень;

Борко Т.И., д.филос.н., профессор, ТюмГУ, г. Тюмень.

Работа поступила в редакцию 15.01.2014.