Scientific journal
Fundamental research
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

SYSTEMATIC INFORMATION CAPACITY MAGAZINE «KNOWLEDGE AND ART» (1904) IN THE TEACHER

Samartseva E.I. 1
1 Tula State University
Provides an overview of articles from almost forgotten today magazine «Knowledge and Art». In the early twentieth century, this magazine was published in St. Petersburg and spread throughout Russia . Of particular interest were journal articles for the provincial teachers as offering important information on a variety of disciplines: physics, chemistry, biology, geography, history, engineering sciences, etc. In the remote Russian towns and cities were hard to find good scientific literature. In this case, the materials of the magazine «Knowledge and Art» were not interchangeable. Emphasizes that the set of journals «Knowledge and Art» (1904) belonged to the teacher of the Vyatka province, which, together with colleagues actively using journal articles during lessons and in extra-curricular work. Several publications, such as «Lethal apparatus and bird wing», «Archaeological finds», «Education of Mentally Retarded Children» and others – have retained their informational and methodological relevance to the present day.
magazine «Knowledge and Art»
the scientific information
pedagogical intelligentsia
school
pedagogy
technique
in 1904
the cultural heritage
1. American flycatchers // Knowledge and Art. 1914. no. 28. рр. 28–29.
2. The effects of alcohol on the development of the nation // Knowledge and Art. 1914. no. 5. P.38.
3. Winter movement axis // Knowledge and Art. 1914. no. 22. рр. 171.
4. Double Star and polysyllabic // Knowledge and Art. 1914. no. 4. рр. 26.
5. Concerns about national sobriety // Knowledge and Art. 1914. no. 29. рр. 231–232.
6. Artificial irrigation Egypt // Knowledge and Art. 1914. no. 25. рр. 199.
7. As the team learns warship // Knowledge and Art. 1914. no. 9. рр. 66.
8. What plants should be selected for indoor aquariums // Knowledge and Art. 1914. no. 21. рр. 166–167.
9.What is needed for coal fleet // Knowledge and Art. 1914. no. 9. рр. 65.
10. Aircraft and a bird’s wing // Knowledge and Art. 1914. no. 28. рр. 219.
11. New hypotheses about atoms and cells // Knowledge and Art. 1914. no. 19. рр. 150.
12. Education of Mentally Retarded Children // Knowledge and Art. 1914. no. 27. рр. 214.
13. The problem of international language // Knowledge and Art. 1914. no. 27. рр. 214.
14. Russian society of public health // Knowledge and Art. 1914. no. 3. рр. 22.
15. Shorthand in ancient Greece // Knowledge and Art. 1914. no. 31. рр. 246.

В начале ХХ века популярной российской газетой были «Биржевые Ведомости», в качестве приложения к которой издавалось несколько журналов. Один из них – «Знание и искусство» – представляет интерес как для современной педагогической науки в целом, так и для её исторического ракурса. Целесообразно подчеркнуть на первый взгляд неожиданный в подобном контексте информационно-методический компонент темы. Ситуация объясняется следующим образом. Весьма многочисленные в Российской империи учебные заведения обладали явно не равнозначным библиотечным фондом. Особенно сложно было найти необходимую литературу преподавателям в далёких от столицы уездах. Между тем программы реальных училищ, гимназий, да и земских школ включали в себя весьма широкий круг вопросов. Творчески работающему преподавателю было непросто разыскать дополнительный, а в ряде случаев и основной материал по физике, химии, биологии, литературе и т.д. В этом случае неизменную поддержку оказывал распространяемый по всей России журнал «Знание и искусство». Годовые подшивки этого журнала бережно хранились в учительских семьях, передавались по наследству.

История распорядилась таким образом, что автору этих строк досталась подшивка журнала «Знание и искусство» за 1904 год, ранее принадлежавшая старшей родственнице – преподавателю земской школы, реального училища и гимназии в Вятской губернии. Валентина Александровна Журавлёва и её друзья-коллеги провели немало вечеров, внимательно подбирая к своим урокам материалы из журнала «Знание и искусство».

Таким образом, целью настоящей статьи является введение в расширенный информационный оборот научных материалов, изложенных на страницах журнала «Знание и искусство» (1904 г.), при акцентированном внимании на практику их применения в преподавательской деятельности учителей российской провинции начала ХХ века.

Подобное изложение с элементами библиографических сведений может представлять интерес для широкого круга современных специалистов, интересующихся вопросами педагогики; методикой преподавания различных курсов; историей изучения естественнонаучных, гуманитарных и других дисциплин. Допустимо отметить, что заявленная тема неоднократно вызывала к себе интерес, будучи контурно обозначена во время научно-методических семинаров и педагогических дискуссий, проводимых в Тульском государственном университете и ряде школ.

Вероятно, простительно-закономерной особенностью дальнейшего изложения будет тот факт, что в конце настоящей статьи не предлагаются стандартные библиографические ссылки/сноски. Несмотря на то, что работа выполнена на основе изучения десятков статей, все они объединены «одной обложкой» и единой для начала ХХ века нумерацией страниц (№ 1 начинался 1-й страницей, а его последняя страница считалась «точкой отсчёта» для № 2; соответственно, № 32 от 6(19) декабря 1904 года располагался на страницах с 249-й по 256-ю). Таким образом, при необходимости конкретизации в последующем изложении не будет постоянно повторяться единственный источник: журнал «Знание и искусство».

Итак, издаваемый в Санкт-Петербурге и рассылаемый подписчикам по всей России журнал «Знание и искусство» подразделялся на несколько рубрик. В 1904 году это были «Археология, геология и минералогия», «Военная техника», «Воздухоплавание и метеорология», «История культуры», «Мир животных», «Мир растений», «Народное просвещение и здравие», «Психология, физиология, медицина», «Путешествия, географические исследования», «Судостроение, железнодорожная техника, автомибилизм», «Телеграфия, телефония и почта», «Техника, открытия и изобретения», «Физика и химия», «Статьи разного содержания».

Указанные наименования подтверждают, насколько широко в познавательном плане можно было использовать журнал «Знание и искусство». Вместе с тем внимательно прочитав все статьи, сопоставив с устными воспоминаниями преподавателей начала ХХ века, логично выделить наиболее важные из опубликованных работ, которые привлекали к себе внимание век назад и во многом не утратили значения для сегодняшнего дня.

В качестве исключения позволю назвать все статьи первой рубрики, содержание которых имеет некоторую междисциплинарную направленность: «Происхождение нефти», «Гейзеры», «Гипотезы о нашей планете», «Археологические находки», «Вулканы над уровнем моря», «Процесс образования гор», «Величайшие соляные копи», «Сапфир». Как видим, даже прочитав одни названия, можно заключить, что предлагаемые сведения касаются самых разных сторон знания. Дополнительный интерес вызывают многочисленные, хорошего качества рисунки на страницах журнала.

Материалы следующей рубрики ‒ «Военная техника», ‒ конечно, имеют свою специфику. Однако, учитывая, что изучаемые преподавателями статьи зачастую разбирались вместе с гимназистами и учениками реальных училищ; использовались в частных уроках – тематическое восприятие рубрики конкретизируется. Да и показательные примеры для химии и физики опять же можно почерпнуть из этих статей. Например, в № 9 была опубликована статья «Какой уголь нужен для флота». Автор укрылся под псевдонимом Моряк. Подробно рассказывая о том, как решаются вопросы отопления российского флота на Дальнем Востоке, Моряк предлагает учебно-популярные экскурсы: «Непосвящённому наблюдателю можно предложить два куска каменного угля: с виду как будто совсем одинаковы, так же черны, а между тем при употреблении в топках котлов дают совершенно различные результаты. …О достоинствах различных сортов каменного угля судят по его теплопроизводительности или теплотворной способности, т.е. по количеству единиц тепла (калорий), развиваемых одной весовой единицей (фунтом, килограммом) топлива; теплотворная же способность каменного угля находится в прямой зависимости от процентного содержания в нём углерода, определяемого химическим анализом» [9].

С точки зрения современных лексических построений из области физики и химии возможны корректирующие реплики. Но, согласимся, для изложения в 1904 году – очень неплохо.

Среди публикаций рубрики «Воздухоплавание и метеорология» внимание большинства преподавателей привлекла безымянная (как и большинство других) статья из № 28 – «Летательный аппарат и птичье крыло». Её читали учителя всех естественных наук, а также истории, рисования, черчения. Одни дополнительно анализировали со школьниками изложение легенды о Дедале и Икаре, другие выделяли из текста более прозаичные фрагменты: «Если присмотреться к летательному аппарату птицы, то увидим, что крыло состоит из целой плоскости, т.е. перьев. …Хорошее искусственное крыло точно так же должно производить ток воздуха, противоположный направлению движения…» [10].

Преобладающей тематикой «Истории культуры» в 1904 году стала древняя Греция. Несмотря на довольно высокий уровень российских учебников по истории, ряд преподавателей явно обратился в качестве хотя бы внеурочного дополнения к таким статьям, как «Древнегреческая культура» (№ 4) или – «Стенография в древней Греции» (№ 31): «…До сих пор самым старым памятником стенографии считался документ, относящийся к 194-му году после Р.Х. Папирус, найденный, однако, в древнем городе Оксиррингоне, показывает, что ещё в 155 году нашей эры, местный гражданин отдал своего раба Хайрамона в учение к стенографу Аполлонию» [15].

В отличие от предыдущей рубрики самые многочисленные статьи были объединены под наименованием «Мир животных». Возможно, данная рубрика заинтересует даже современных преподавателей биологии, поскольку нередко оперирует малоизвестными фактами. Например, в статье «Светлячки» (№ 18) анализируются исследования профессора Мураока (ун-т Киото); статья «Американские мухоловки» из № 28 основана на изысканиях американского орнитолога Р. Шуфельдта [1]; немало и других любопытных сюжетных дополнений, таких как в № 27 – это чёткие иллюстрации экзотических бабочек из разных уголков планеты.

Не разочаровывает и рубрика «Мир растений», предлагающая статьи уровня практической направленности: «Какие растения следует выбирать для комнатных аквариумов?» [8].

Один из самых популярных разделов журнала предлагал материал по теме: «Народное просвещение и здравие». Допустимо напомнить, что многие представители провинциальной педагогической интеллигенции состояли в рядах «Русского общества охранения народного здравия», а в 1904 году этому обществу исполнялось 25 лет. Разумеется, юбилейная статья из № 3 не прошла незамеченной [14]. Явно обратив внимание на то, что даже в юбилейной публикации высказывается сожаление о минимальном количестве литературы по столь болезненной теме, редакция вскоре, в № 5, поместила статью «Влияние алкоголя на развитие нации». Правда, статья была основана преимущественно на данных из Англии, а выводы делались «страшноватые» [2]. Большую практическую, в чём-то методическую направленность имела статья «Заботы о народной трезвости» в № 29. В ней говорилось и о «казенной продаже питий», о народных чайных, необходимости устраивать библиотеки, чтения «с туманными картинами», самодеятельные театры и т.д. [5].

Следует подчеркнуть, что рассматриваемая рубрика уделяла внимание разным аспектам высшего, среднего и начального образования. Отдельно в № 27 была предложена статья: «Обучение умственно отсталых детей». Автор (или авторы?) рассказывал о зарубежном опыте; объяснял конкретные методические приёмы работы с арифметическими таблицами, подсказывал, как научить чтению и письму необычных детей. Некоторые его конкретные приёмы вполне применимы для сегодняшнего дня. Главное, что статья хотела донести до «своих» современников: «В сравнении с нормальными детьми недоразвившиеся обладают ещё большею рассеянностью. Очень часто требуется масса терпения, чтобы поддержать в должной мере их интерес. Помощь окажет только любовь к делу, наказания же и строгость здесь не достигнут цели» [12].

Предыдущий материал взаимосвязан с рубрикой «Психология, физиология, медицина». Несмотря на захватывающе интересные для начала века публикации («Галлюцинации», «Телепатические явления») – их сюжеты в меньшей степени присутствовали на школьных уроках. Хотя внешкольные чаепития с любимыми педагогами настраивали на любые для обсуждения темы.

Любимой рубрикой учителей географии были, конечно, «Путешествия, географические исследования». А в ней Европа, Сибирь, Сахалин, Южный полюс, Сахара, Япония…, плюс многочисленные иллюстрации, дискуссионные постановки вопросов. Повезло, в какой-то степени, географам.

Более узкопрофессиональную направленность носили рубрики «Судостроение, железнодорожная техника, автомибилизм», «Телеграфия, телефония и почта», «Техника, открытия и изобретения». Впрочем, в качестве совершенствования в сфере избранной специальности молодые люди и их наставники получали подборку весьма качественного материала. На уровне небольшого («непрофильного) уездного училища нередко знакомство с той или иной технической статьёй помогало сделать определяющий выбор: в инженеры!

В начале ХХ века путь в техники или инженеры (как и сейчас!) находился в немалой зависимости от познаний в сфере физики и химии. Так называлась ещё одна из рубрик журнала «Знание и искусство». С точки зрения современной научной лексики претензии к статьям, конечно, возможны. Но доступность изложения, красочные примеры, опять же иллюстративный материал делали эти публикации незаменимыми для творчески работающих преподавателей. Пример к сведению, хотя бы несколько названий статей: «Двойные и многосложные звёзды» [4]; «Новые гипотезы об атомах и клетках» [11]; «Движение земной оси» [3] и другие.

Не хотелось бы забыть и о том, что в журнале присутствовала рубрика «Статьи разного содержания». Пожалуй, это действительно была некая познавательная мозаика: «Как учится команда военного корабля» [7]; «Искусственное орошение Египта» [6]; «Проблема международного языка» [13] и т.д. Эти статьи были интересны и полезны в самом широком образовательном применении.

Таким образом, в настоящей статье была предпринята попытка обратить внимание в первую очередь педагогической общественности на недостаточно известные аспекты из истории становления и развития отечественного образования. Возможно, напрашивается вопрос, почему рассматривается так называемый «информационно-методический потенциал», да к тому же не самого престижного журнала? Автор настоящей статьи отнюдь не претендует на некие открытия, на высокую оценку предлагаемой скромной работы. Однако именно уровень методической, психолого-педагогической подготовки ряда представителей современной педагогической среды стал одним из поводов к написанию данной статьи. И последнее замечание. Напомню, что более столетия назад журнальная подшивка «Знание и искусство» (1904 год) принадлежала юной учительнице литературы –Валечке Журавлёвой. Прочитав эту подшивку, мы не найдём ни одной публикации, посвящённой этой дисциплине. Тем не менее каждая из технических, естественнонаучных, философских и др. статей была ею внимательно прочитана, а интересные места выписаны в отдельную тетрадь. В.А. Журавлёва прожила долгую, интересную жизнь, почти всё время преподавала в маленьком городке, в Уржуме. У неё как у весьма разностороннего человека были очень достойные ученики. Некоторые из них известны всей России, например, поэт Николай Алексеевич Заболоцкий.

Попробуем не забывать о тех маленьких педагогических и методических подсказках, которые не уместились в солидные монографии, но заслуживают нашей уважительной памяти.

Рецензенты:

Константинова Л.А., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой «Русский язык» Тульского государственного университета, г. Тула;

Иванова В.И., д.п.н., доцент, заведующая кафедрой «Лингвистика и перевод» Тульского государственного университета, г. Тула.

Работа поступила в редакцию 30.12.2013.