Приоритетным направлением в системе медицинского образования, согласно положениям Болонской декларации, является формирование компетенции здоровьесбережения. Компетенция здоровьесбережения, с одной стороны, является основой врачебной деятельности как совокупности профессиональных знаний, умений, навыков и мотивов, а, с другой стороны, как основа формирования здорового образа жизни самого врача. Исходя из вышесказанного, система подготовки будущего врача должна иметь здравоцентрическую направленность [1, 5]. Есть основания полагать, что здравоцентрическая система обучения будет способствовать формированию не только узкоспециализированных профессиональных знаний, умений и навыков, но и, прежде всего, выработке аксиологических и рефлексивных оснований сохранения и коррекции здоровья будущих пациентов [12].
Для подтверждения эффективности образовательного процесса, имеющего здравоцентрическую направленность, нами была проведена опытно-экспериментальная работа со студентами ВГМА им. Н.Н. Бурденко. В эксперименте участвовали 175 студентов первого курса медицинского вуза.
Цель эксперимента – определить возможности формирования у будущих врачей компетенции здоровьесбережения посредством использования в процессе обучения здравоцентрической системы обучения, построенной на основе сочетания в образовательном процессе педагогических технологий.
Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
– определить содержание процесса формирования компетенций здоровьесбережения в условиях педагогической деятельности;
– выявить уровень сформированности компетенций здоровьесбережения у будущих врачей с помощью комплекса психодиагностических методик.
Диагностика осуществлялась по трем направлениям: выявление уровня знаний, умений и навыков в области здоровьесбережения; диагностика коммуникативных компетенций; выявление уровня сформированности культуры здоровья.
Диагностика уровня знаний, практических умений и навыков осуществлялась на основе тестирования по направлениям «Психология здоровья» – тест «Индекс отношения к здоровью» (С.Д. Дерябо, В.М. Кабаева, В.А. Ясвин), «Современные средства и системы оздоровления организма», «Основы самодиагностики здоровья» – тест «Основы самодиагностики» Т. Статтофорда.
Для диагностики уровня сформированности здоровьесберегающей компетенции нами были выделены три уровня: высокий, средний и низкий. Диагностика знаний студентов на этапе констатирующего эксперимента осуществлялась в начальном периоде изучения курса предложенных модулей. Для диагностики уровня знаний нами были выделены три уровня: низкий (до 30 % правильных ответов), средний (от 31 до 74 % правильных ответов) и высокий (от 75 до 100 % правильных ответов) уровни знаний студентов.
В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что большая часть испытуемых имеют низкий и близкий к среднему уровень теоретических остаточных знаний. Процентное соотношение студентов с выявленным низким уровнем знаний колеблется в пределах от 58 до 61 % в контрольной группе, 60–85 % у студентов экспериментальной группы. Исходя из анализа ответов на тестовые задания, было выявлено, что наибольшую частоту встречаемости имеют неправильные ответы на вопросы, содержащие информацию медико-биологического и психологического характера. При диагностике уровня сформированности умений и навыков было выявлено, что низкий уровень наблюдался у 63 % студентов, средний – у 29 %, высокий – у 8 %.
Коммуникативные компетенции представляют собой важную предпосылку развития здоровьесберегающей компетентности. Диагностика коммуникативных компетенций студентов медвуза осуществлялась на основе комплекса психолого-педагогических тестов, нацеленных на выявление таких качеств, как направленность личности (Б. Басс), организаторских и коммуникативных способностей, определение эмпатийных тенденций (В.В. Бойко), «Оценка самоконтроля в общении» (М. Снайдер).
Респонденты с низким и ниже среднего уровнями проявления коммуникативных и организаторских склонностей не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в коллективе, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение. Будущие врачи, обладающие таким уровнем коммуникативной компетентности, предпочитают избегать проявления самостоятельных решений и инициативы, соответственно не владеют навыками творческой проектной деятельности.
Респонденты со средним уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей.
При высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей для респондентов характерны такие качества, как постоянное стремление расширить круг своих знакомых, заниматься общественной деятельностью, помогать близким, друзьям, проявлять инициативу в общении. Такие люди с удовольствием участвуют в организации общественных мероприятий, они способны принимать самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям. Врачи с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, это инициативные люди, которые предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято другими. Они настойчивы в деятельности, которая их привлекает [2].
Для определения эмоционально-волевого компонента коммуникативной компетентности произведена оценка способностей студентов медицинского вуза к эмпатии – способности человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей [11]. Развитая у врача эмпатия – ключевой фактор успеха профессиональной деятельности, исходя из этого, эмпатия – один из главных компонентов коммуникативной компетентности врача.
Диагностика уровня сформированности субъективного отношения к здоровью проводилась через использование системы параметров индекса отношения к здоровью, включающей интенсивность и сознательность [3, 7, 9]. Интенсивность отношения рассматривалась на основе четырех компонентов: перцептивно-аффективного, когнитивного, практического и поступочного [13]. Сознательность как показатель сформированности позиции личности как общественного субъекта подразумевает интеграцию данного отношения в сознательной социальной избирательности поведения личности.
Отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния [4, 6, 9, 10].
Отношение к здоровью конкретно проявляется в поступках, переживаниях и вербально реализуемых суждениях людей относительно факторов, влияющих на физическое здоровье и психическое благополучие. При этом поведение и высказываемые суждения о здоровье могут быть адекватными или неадекватными. Мерой соответствия адекватности отношения к здоровью служит степень соответствия поступков человека требованиям здорового образа жизни, а в высказываниях и суждениях относительно факторов сохранения здоровья центральным является аспект психического здоровья [8].
В соответствии с представленными данными по поведенческим характеристикам отношения к здоровью были выделены три группы: группа А – к ней относятся студенты, характеризующиеся безразлично-потребительским отношением к здоровью, низкой чувствительностью к изменениям в собственном организме; потребность в приобретении новых знаний о здоровье у них отсутствует; интерес к проблемам укрепления здоровья не проявляется.
Группа В – это студенты, относящиеся к здоровью как данности, у них наблюдается заинтересованность в получении знаний о психическом и физическом здоровье, методах и средствах улучшения физических качеств; они профессионально занимаются спортом.
Группа С– характеризуется уровнем отношения к здоровью как к ценности, студенты этой группы отличаются адекватным восприятием физического и психического здоровья, высоким уровнем сформированности рефлексивного компонента, стремлением овладевать здоровьесберегающими технологиями.
Было выявлено, что среди студентов 1 курса преобладают респонденты, отнесенные к группе В (72 %), небольшой процент первокурсников был отнесен к группе С всего 3 %, оставшиеся 25 % студентов характеризовались безразлично-потребительским отношением к здоровью и входили в группу А (рис. 1).
Рис. 1. Результаты диагностики отношения к здоровью на этапе констатирующего эксперимента
В структуре отношения к здоровью у большинства студентов первого курса преобладали показатели когнитивной, эмоциональной и практической шкал. Это свидетельствует о том, что проблемы здоровья, его сохранения и совершенствования для них эмоционально значимы, они стремятся получать информацию о здоровьесбережении, однако эти факты не находят отражения в их поведении и поступках.
На этапе формирующего эксперимента была осуществлена проверка педагогической модели здравоцентрической системы обучения и наполнение ее конкретным содержанием.
Результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на этапе формирующего эксперимента, показали, что реализованная в процессе обучения здравоцентрическая система обучения способствует формированию компетенции здоровьесбережения у будущих врачей.
Анализ полученных данных показал более эффективную динамику процесса формирования компетенции здоровьесбережения в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Как видно из данных диагностики, полученных нами в ходе исследования, в экспериментальной группе количество студентов с низким уровнем знаний снизилось с 75 до 24 %, в то время как в контрольной группе эта динамика составила всего 15 %. Процент студентов со средним уровнем знаний в экспериментальной группе увеличился до 53 %, в контрольной – соответственно до 29 %, доля студентов в экспериментальной группе с высоким уровнем знаний повысилась до 22 % (рис. 2).
Рис. 2. Сравнительный анализ диагностики знаний студентов экспериментальной и контрольной групп
Динамика умений и навыков в экспериментальной группе выражена в значительном снижении количества студентов с низким уровнем сформированности умений и навыков и значительной положительной динамикой среднего и высокого уровня сформированности умений и навыков.
При диагностике отношения к здоровью было выявлено, что при изначально высоком преобладании среди контингента обследуемых респондентов, отнесенных к группе В, которая характеризовалась преобладанием аффективной, когнитивной и практической шкал, в экспериментальной группе произошла динамика в направлении интенсивного преобладания поступочной шкалы, соответственно наблюдаем значительное увеличение количества студентов, у которых потребности стали соотноситься с поведением.
Динамика уровня сформированности здоровьесберегающего поведения на этапе формирующего эксперимента характеризовалась также значительным уменьшением низкого уровня и значительным увеличением процентного соотношения студентов со средним и высоким уровнем сформированности данного критерия в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.
Также можно отметить, что эмоциональное восприятие студентами экспериментальной группы занятий с использованием педагогических технологий позитивное. Следовательно, данная форма проведения занятия способствует повышению уровня мотивации познавательной активности, что является важным фактором учебного и воспитательного процессов.
Результаты опытно-экспериментальной работы и их анализ показал, что использование здравоцентрической системы обучения, основанной на преобладании в учебном процессе современных педагогических технологий, способствует эффективному формированию здоровьесберегающей компетенции будущего врача.
Рецензенты:
Бережная И.Ф., д.п.н., доцент, заведующая кафедрой педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии, ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет» Министерства образования и науки РФ, г. Воронеж;
Волынкина Н.В., д.п.н., доцент, профессор Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» Министерства обороны РФ, г. Воронеж.
Работа поступила в редакцию 30.12.2013.