Современный юрист должен быть мобильным, коммуникабельным, востребованным на рынке труда. Это требование государства к молодым специалистам обусловлено динамичными изменениями в различных сферах общества и необходимостью личности подстраиваться под них. Задача вуза ‒ выпустить из их стен специалиста с высоким уровнем теоретико-правовых знаний и хорошей практической подготовкой в юридической сфере. Вместе с тем даже данные требования к профессиональной подготовке юристов не являются исчерпывающими. Деятельность юриста включает в себя защиту интересов и прав личности, ее свободы и собственности, интересов государства и общества от противоправных посягательств. Поэтому юристу необходимо обладать такими качествами, как социальная адаптивность, высокий уровень интеллектуального развития, нервно-психическая устойчивость, коммуникативная компетентность и пр. По большому счету он в первую очередь должен иметь четко сформированную профессиональную позицию.
По утверждению В.П. Бедерханова, понять человека в многообразии его отношений к окружающему миру и себе, найти истоки и понять направленность его активности можно, только определив место, позицию, которую этот человек занимает в мире [3]. В.И. Мясищев рассматривает позицию личности как комплекс доминирующих избирательных отношений человека в каком-нибудь важном для него вопросе. По Б.Г. Ананьеву позиция личности представляет сложную систему отношений личности (к себе, обществу и труду), установок и мотивов, на которые она ориентируется в деятельности, целей и ведущих ценностей этой деятельности [1; 7].
Профессиональная позиция – это устойчивые системы отношений работника к труду, обществу, себе и к другому человеку. Она выражает профессиональную самооценку, уровень притязаний, отношение к занимаемому месту в системе социальных отношений в трудовом процессе. Профессиональная позиция может изменяться в ходе профессионализации человека, являясь то предпосылкой, то результатом профессионального развития [1].
Таким образом, профессиональная позиция является основой профессионального становления и развития специалиста, она направляет личность на профессионально-творческое саморазвитие и самореализацию. Поэтому в процессе подготовки будущих юристов в вузе важно уделять внимание формированию профессиональной позиции студентов, начиная с первого курса. Для того чтобы будущий юрист понимал сущность и социальную значимость своей профессии, необходимо использовать инновационные обучающие технологии, которые помогают сформировать профессиональные компетенции, а не только вооружить студента массой теоретических знаний. Учитывая и используя выражение Д.Ф. Ильясова, «плюралистичный характер педагогики», можно говорить о многообразии оснований выбора и построения технологий обучения [6]. Среди них в профессиональной подготовке специалистов нам импонирует технология контекстного обучения.
Контекстное обучение (тесная связь, сплетение, сцепление) – это обучение, которое позволяет динамически моделировать предметное и социальное содержание профессиональной деятельности, что обеспечивает условия трансформации классической учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста. Теория контекстного обучения основывается на деятельностной теории овладения социальном опытом (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), согласно которой усвоение содержания обучения происходит в процессе собственной мотивированной активности.
Контекст определяется как система внешних и внутренних условий жизни и деятельности человека, влияющая на его восприятие, осознание и преобразование им конкретной ситуации, придавая значение и смысл этой ситуации в целом и отдельным ее компонентам. Внешний контекст представляет собой социокультурные, предметные и пространственно-временные характеристики ситуации, в которых личность действует, внутренний – индивидуально-психологические особенности, усвоенные знания и опыт человека.
Основы технологии контекстного обучения: понимание смыслообразующего воздействия предметного и социального контекста студентами будущей профессиональной деятельности; обобщение преподавателями многообразного опыта использования форм активного обучения и деятельностная теория обучения.
Замысел авторов технологии контекстного обучения заключается в том, что информация для получения статуса профессионального знания должна восприниматься в контексте собственного практического действия студента. Действие это должно быть не чисто академическим, а приближенным к предметно-технологическим и социокультурным ситуациям будущей профессиональной деятельности. Данные ситуации должны отражать проблемный характер труда. Условия и содержание профессиональной деятельности всегда вероятностны, проблемны, в этой связи основной единицей профессионального обучения является не отдельная порция информации или решаемая по образцу задача, а проблемная ситуация, которая предполагает включение творческого мышления студента. Такая система профессиональных ситуаций способствует моделированию и трансформации содержания образования, позволяет интегрировать знания всех изучаемых дисциплин для разрешения предложенной ситуации [5].
В современном обществе юрист – это профессионально обученный специалист по разрешению социальных конфликтов с позиции права. Однако юристы не только способствуют реализации права, но и влияют на развитие законодательства, совершенствование правового регулирования социальных отношений, укрепление правопорядка. По своему характеру все юридические профессии связаны с влиянием на человеческие судьбы. Поэтому современному правовому государству требуются юристы с качественной профессиональной подготовкой, которую формирует в первую очередь вуз. Мы разделяем взгляды А.А. Вербицкого, автора технологии контекстного обучения, на то, что основой традиционного обучения является информация – по сути искусственная, знаковая система, характеризующая теоретическую базу профессии, правила и алгоритмы. На основе такого рода информации у студента в процессе профессиональной подготовки в вузе формируется определенный комплекс практических умений и навыков. Вместе с тем лабораторно-практических работ и практик в отечественных вузах гораздо меньше, чем теоретической информации. Если ее практически не отработать, такая информация теряет личностный смысл для студента, основной целью его обучения становится сдача зачетов и экзаменов. А.А. Вербицкий утверждает, что основные формы организации учебной работы студентов тоже искусственны, так как деятельность специалиста (юриста, инженера, врача, менеджера) проистекает не в форме лекции, семинара или практикума, а в реальной жизни, к которой его не подготавливают в вузе. Поэтому для того, чтобы грамотно работать в реальности, важно пересмотреть традиционную систем обучения юристов в вузе, используя технологию контекстного обучения [4].
Данная технология основана на динамическом движении деятельности. Выделяют базовые формы деятельности студентов и различные промежуточные, переходные от одной формы к другой. К ним относятся: учебная деятельность академического типа, квазипрофессиональная деятельность и учебно-профессиональная деятельность. Рассмотрим их применительно к формированию профессиональной позиции будущих юристов.
Классическим примером учебной деятельности академического типа является лекция, где имеет место главным образом передача и усвоение информации. Но, к примеру, на проблемной лекции или семинаре-дискуссии проявляются предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности. На такой лекции моделируются действия будущих юристов, обсуждающих противоречивые вопросы и проблемы.
Квазипрофессиональная деятельность моделируется в аудиторных условиях, например, в деловой игре. Здесь будущие юристы проигрывают содержание и динамику правоприменительной деятельности, отношения занятых в нем людей. Профессия юриста позволяет работать в разных сферах деятельности: оказывать юридическую помощь организациям и частным лицам, осуществлять правосудие, правовую работу в различных организациях, в учреждениях и на предприятиях. Поэтому уже на первом курсе обучения, изучая дисциплину «Введение в профессию», студенты могут моделировать ситуации, возникающие в правоприменительной сфере. Содержание деятельности юриста зависит от вида осуществляемой им юридической работы. Юридическую помощь оказывают адвокаты и нотариусы, юрисконсульты осуществляют правовую работу в организациях и учреждениях. Судья – должностное лицо, разрешающее дела в суде. Прокурор – это лицо, уполномоченное представлять обвинение в суде, следить за соблюдением законности практически во всех сферах жизни страны от имени государства. Таким образом, каждая юридическая профессия, каждый вид юридической деятельности имеет свои особенности, свои задачи. Моделирование на занятии различные видов работы юриста позволяет понять специфику и суть профессии.
Также важна для будущих юристов учебно-профессиональная деятельность, в которой студент выполняет реальные исследовательские или практические функции: научно-исследовательская работа студента, курсовая, дипломная работа, практика (учебная, научно-исследовательская, производственная, преддипломная). Работа студентов, оставаясь учебной, становится по своим целям, формам, содержанию и технологиям профессиональной деятельностью. Полученные ранее знания выступают ориентировочной основой юридической практики, здесь завершается трансформация учебной деятельности в профессиональную.
Промежуточные формы учебной деятельности обеспечивают поэтапное изменение одной базовой формы деятельности студентов в другую. К ним относятся проблемные лекции, групповые практические занятия, семинары-дискуссии, анализ конкретных ситуаций, возникающих в юридической сфере, различные тренинги, спецкурсы и прочее.
Для того чтобы сформировать профессиональную позицию будущего юриста, необходимо разрабатывать учебные программы, ориентируясь на изучение теоретических основ права в тесной связи с правоприменительным аспектом. Важно, чтобы задания для семинарских и практических занятий составлялись таким образом, чтобы студент проявил не только навыки владения компьютером и нахождения информации в сети интернет, а был ориентирован на необходимость самостоятельно анализировать, сравнивать, формулировать суждения, рефлексировать и делать выводы. Тогда будущий юрист привыкает творчески мыслить, индивидуально подходить к любой ситуации, преодолевать страх столкновения с неразрешимой проблемой. Изучение различных правовых конструкций через деятельностные формы обучения формирует уверенное владение навыками и умениями разрешения ситуаций, мотивирует студента к профессиональному саморазвитию. Задача преподавателей в юридическом вузе ‒ научить студента ориентироваться в большом поле постоянно меняющегося законодательства, сформировать понимание того, как применять различные нормы права, видеть судебные перспективы тех или иных категорий дел.
Хороший юрист – это грамотный специалист в правоприменительной сфере, психолог, коммуникатор, имеющий стрессоустойчивость, сформированные жизненные установки, руководствующийся гуманными ценностями, справедливостью и верховенством права [9]. Поэтому для формирования профессиональной позиции в вузе, включающей все перечисленные характеристики хорошего юриста, важно грамотно выстраивать сам процесс профессиональной его подготовки. Основная задача юриста заключается в решении конфликта с минимальной потерей времени клиента и наименьшими финансовыми затратами. Будущий юрист должен овладеть механизмами согласительных процедур, методиками досудебного урегулирование споров. Стоит отметить, что в последнее время этому аспекту стало уделяться немало времени в учебном плане, включая введение специальных дисциплин. Однако в рамках технологии контекстного обучения данное направление в профессиональной подготовке студентов можно рассмотреть в содержании учебных занятий стандартных дисциплин.
Базовым формам деятельности студентов в контекстном обучении соответствуют три обучающих модели: семиотическая, имитационная, социальная. Семиотическая обучающая модель выражается в письменных или вербальных текстах, содержащих теоретическую информацию о конкретной области юридической деятельности, которая предполагает ее индивидуальное присвоение каждым студентом (лекции, учебные задачи и задания). Единицей работы студента является речевое действие. Имитационная обучающая модель – это моделируемая ситуация из юридической сферы, подвергаемая анализу и принятию решений на основе теоретической информации. Например, изучение судебных прецедентов высших судов способствует развитию тех качеств студента, которые будут необходимы в его практической деятельности, является важным фактором формирования профессиональной позиции будущего юриста. Здесь единицей работы студента является предметное действие, цель которого – преобразование имитируемых профессиональных ситуаций.
Социальная обучающая модель представляет собой проблемную ситуацию или отдельный фрагмент профессиональной деятельности, которые анализируются и разрешаются в совместной деятельности будущих юристов. Работа в группах как социальных моделях профессиональной среды приводит к формированию не только предметной, но и социальной компетентности будущего специалиста. Данную технологию также называют кейс-методом или методом конкретных ситуаций. Основной единицей активности студента в данной модели является поступок, т.е. действие, направленное на другого человека, предполагающее его отклик, и с учетом этого – коррекцию действия. Моделируя в совместной деятельности юридические ситуации, студенты развивают свои коммуникативные навыки, учатся строить взаимодействие с клиентом в правовом поле, выделяя из проблемной ситуации главные аспекты для разрешения дела, находя оптимальный вариант решения ситуации, используя процедуру медиации. Суть реализации кейс-метода в процессе профессиональной подготовке будущего юриста состоит в анализе специально разработанных или реально существующих противоречивых правовых ситуаций, способов их разрешения, оценке и прогнозировании последствий принятых студентами решений. Как правило, ходом обсуждения руководит преподаватель.
В процессе обсуждения студентами конкретных ситуаций происходит актуализация теоретических знаний, формируются практические умения и навыки работы с правовой информацией, будущие юристы учатся самостоятельно принимать профессиональные решения. Очень важно, чтобы данные ситуации содержали реальные описываемые в них события, поэтому преподаватель должен разрабатывать их на основе подлинных фактов. Однако можно выделить и вторичные источники формирования кейсов:
- Публицистическая или художественная литература, оперативная информация из СМИ придает эмоциональный окрас ситуации.
- Использование «местного» материала из деятельности юристов или правовых ситуаций, рассмотренных в районных судах, на обсуждение которых можно пригласить представителя суда или одной из сторон.
- Статистические материалы, размещаемые в самом тексте кейса или в приложении, придают строгость и формализованность ситуации.
- Научные статьи, монографии, научные отчеты, посвященные определенной проблеме, придают научный фундаментальный характер кейсу. Они могут выступить составляющими кейсов, будучи включенными в содержание либо могут быть размещены в список литературы, требуемой для понимания кейса.
- Ресурсы сети интернет отличаются многообразием, масштабностью и гибкостью.
Таким образом, в соответствии с концепцией контекстного обучения система деятельности будущего юриста получает отражение в деятельностной модели его профессиональной подготовки. Предметный контекст деятельности студента проектируется как система учебных проблемных ситуаций, задач и проблем, приближенных к профессиональным. Социальное содержание интегрируется в учебный процесс через формы совместной деятельности будущих юристов в обсуждении и решении конкретных правовых ситуаций.
С самого начала находясь в деятельностной позиции, будущие юристы получают в контекстном обучении более развитую практику и опыт использования учебной информации как средства регуляции собственной деятельности. Это обеспечивает формирование профессиональной позиции будущего юриста и гармоничное вхождение молодого специалиста в профессию. В свою очередь это позволяет юристу гораздо легче адаптироваться на производстве.
Рецензенты:
Ярычев Н.У., д.п.н., доцент, зав. кафедрой теории и истории социальной работы, ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», г. Грозный;
Ильясов Д.Ф., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии, ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск.
Работа поступила в редакцию 30.12.2013.