Жизнедеятельность человека в суровых климато-географических условиях Севера обеспечивается определенным комплексом морфофункциональных характеристик организма, социальных условий проживания. Приоритетное место в исследовании морфофункциональных характеристик занимает изучение состояния здоровья женского населения, поскольку данный контингент определяет уровень и тенденции рождаемости, здоровье будущих поколений [9]. Особого внимания заслуживает исследование характеристик девочек и девушек-подростков, т.к. репродуктивное здоровье женщины во многом определяется ее гармоничным развитием в детском и подростковом возрасте [5]. В литературе имеются сведения о становлении полового развития девочек, девушек в различных климатогеографических зонах, этнических, социальных группах [3, 6, 7, 11, 12], рассматриваются факторы, влияющие на становление репродуктивной системы [10]. Несмотря на актуальность указанных вопросов, анализ литературы показал, что изучение полового созревания девочек Якутии в сенситивные периоды онтогенеза в зависимости от конституциональных особенностей организма не проводилось. В связи с этим детальное, дифференцированное исследование соматического, репродуктивного здоровья, сроков полового созревания девочек-подростков Якутии является актуальным.
Цель исследования – установить этнические, возрастные особенности телосложения, этно-конституциональные особенности становления менструальной функции девочек и девушек Якутии.
Материалы и методы исследования
Нами проведено антропометрическое обследование 375 девочек и девушек, проживающих в центральном регионе Республики Саха (Якутия). В соответствии с возрастной периодизацией онтогенеза человека, принятой на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии АН СССР (1965), обследованные относились к трем возрастным группам: препубертатному (n = 96), пубертатному (n = 204) и юношескому (n = 75). Все обследованные родились и постоянно проживали на территории центрального региона Якутии (Усть-Алданский, Мегино-Кангаласский районы и г. Якутск). Этническая принадлежность устанавливалась на основании опроса, исключалась метисация во 2 и 3 поколениях. По этнической принадлежности якуток – 221, европеоидов (русские, украинки) – 154.
Антропометрические измерения проводились по методике В.В. Бунака (1941) [1], принятой в НИИ Антропологии МГУ (1981) с учетом требований соматотипирования по методу Р.Н. Дорохова, В.Г. Петрухина (1989) [4] в соответствии с требованиями к проведению антропометрических исследований с соблюдением принципов добровольности, прав и свобод личности. Конституциональную диагностику проводили по методике Р.Н. Дорохова, В.Г. Петрухина (1989), в основу которой положен анализ трехуровневого варьирования ортогональных соматических показателей. Соматотипирование включало вычисление трех уровней варьирования телосложения: габаритного, компонентного и пропорционального. Стадии развития вторичных половых признаков у девушек определяли по методу Л.Г. Тумилович с соавт. (1975) [13].
Полученный материал обрабатывался методом вариационной статистики с использованием пакета прикладных программ SPSS 17,0. Определялись характер распределения каждого признака с последующим расчетом величины М и ее ошибки m, среднего квадратичного отклонения δ, коэффициента вариации признака V. Для оценки нормальности распределения данных использовался критерий Колмогорова‒Смирнова. В работе использовались методы параметрической и непараметрической статистики. Оценка групповых различий проводилась по t-критерию Стьюдента и U-критерию Манна‒Уитни [2]. Достоверным считали различие 2,5 между сравниваемыми рядами с уровнем достоверной вероятности 95 % (р < 0,05).
Результаты исследования и их обсуждение
Проведенное исследование показало, что по габаритному уровню варьирования в группе якуток достоверно (P < 0,001) чаще выявляются лица с микромезосомным (МиМеС) типом телосложения (30,4 %), а в группе европеоидов – с мезосомным (МеС) типом телосложения (38,3 %). Среди обследованных девочек лиц с крайними вариантами развития (наносомным и мегалосомным типами телосложения) в обеих этнических группах не выявлено.
Анализ распределения типов телосложения в зависимости от возраста показал, что в группе якуток препубертатного возраста достоверно чаще (P < 0,001) выявляется мезосомный (МеС) тип – 31,6 %, у девушек пубертатного возраста – микромезосомный тип (МиМеС) – 31,2 %, в юношеском возрасте доминирующим является микросомный (МиС) тип, который зарегистирован в 43,6 %. Следует отметить, что доля лиц с МиС типом с увеличением возраста имеет тенденцию к увеличению, а доля лиц с МиМеС типом практически не изменяется. Макросомный (МаС) тип встречается в пубертатном возрасте в 11,2 % случаев, препубертатном – в 8,8 %, в юношеском – лишь в 2,5 % случаев. В группе европеоидов преобладающим (P < 0,001) во всех обследованных возрастных группах является мезосомный (МеС) тип конституции (43,9; 39,3; 30,5 % соответственно).
Известно, что становление менструальной функции является интегрированным показателем репродуктивной системы девочек [8]. Исследователями установлена зависимость наступления менархе от типа конституции [5], индекса массы тела [7], что необходимо учитывать при оценке полового созревания девочки. В нашем исследовании при оценке становления менструальной функции в зависимости от возраста, этноса и конституции в условиях РС(Я) выявлены следующие особенности. В препубертатном возрасте у большинства обследованных (84 девочек) отсутствует менструальная функция (Ме0), Ме1 регистрируется у 6 девочек, Ме2 – у 3 девочек. Лица с Ме1 и Ме2 выявлены как в европеоидной группе, так и в группе якуток и принадлежали к основным МиС и МеС, переходному МиМеС соматотипам.
Анализ показателей девушек пубертатного возраста (12–15 лет) показал, что у достоверного (P < 0,001) большинства девушек обеих этнических групп регистрировался Ме3 (рисунок). Установлено, что в группе якуток у 29,6 % девушек отсутствовала менструальная функция, в то время как в группе европеоидов доля девушек с Ме0 составляла лишь 13,9. Анализ конституциональной принадлежности обследованных выявил, что среди девушек с установившейся менструальной функцией в пубертатном возрасте в группе европеоидов достоверно чаще (P < 0,01) регистрируется МеС тип телосложения (54,2 % случаев), а в группе якуток – МиМеС тип телосложения (45,8 %).
В юношеском возрасте (16–17-летние школьницы, средний возраст 16,85 ± 0,05 лет) у 91,5 % обследованных девушек европеоидной группы и 88 % якуток регистрировалась установившаяся менструальная функция (Ме3). Остальные девушки имели степень развития Ме2.
Распределение (%) якуток и европеоидов пубертатного возраста по степени менархе
Заключение
Таким образом, нами выявлено, что девочки и девушки препубертатного, пубертатного и юношеского возраста, проживающие в Центральной Якутии, имеют этнические и возрастные особенности телосложения. Антропометрическое обследование с последующим соматотипированием выявило характер распределения соматотипов. По ГУВ признаков в группе якуток достоверно чаще выявляются лица с МиМеС типом, в группе европеоидов – МеС типом телосложения. Выявлены возрастные различия в распределении соматотипов, этнические и конституциональные особенности становления менструальной функции девочек РС(Я), что необходимо учитывать при оценке полового созревания.
Работа выполнена в рамках проекта «Изменчивость физического статуса населения различных регионов умеренных широт Евразии с учетом вектора времени» при поддержке Гранта РФФИ 2012-2014 гг. № 12-04-93106-НЦНИЛ_а.
Рецензенты:
Гармаева Д.К., д.м.н., профессор кафедры нормальной и патологической анатомии, оперативной хирургии с топографической анатомией и судебной медицины медицинского института, научный консультант Лаборатории ультраструктурных и иммуноморфологических исследований Клиники медицинского института, Северо-Восточного федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск;
Борисова Н.В., д.м.н., доцент кафедры нормальной и патологической физиологии, заместитель директора по учебной работе медицинского института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.