Проблема симметрии и асимметрии принадлежит к числу фундаментальных естественнонаучных и философских проблем. Принцип «симметрия-асимметрия» представляет значительный интерес. Анализ симметрии и асимметрии ведется от оценки философского значения симметрии при рассмотрении ее как общебиологического явления до изучения конкретных проявлений у разных организмов.
«Симметрия - это категория, означающая существования и становления тождественных моментов в определенных условиях и в определенных отношениях между различными и противоположными состояниями явлений мира» (В.С. Готт, 1972). В этой трактовке симметрия является определителем упорядоченности структур, форм, движений, процессов. Она не позволяет превратить окружающий нас мир, ход развития человека, его психическое и умственное совершенствование в анархию существования, несмотря на огромное количество случайных и изменяющихся явлений. Постоянство показателей, стремление сохранить привычное, оптимальное является атрибутом симметрии. Следовательно, анализ проявлений симметрии позволяет изучить закономерности, лежащие в основе сохранения гомеостаза, сохранения постоянства ряда важных параметров жизнедеятельности человека [3].
Но понятие «симметрия» теряет смысл в отрыве от своей противоположности - асимметрии. Асимметрия определена Н.Н. Брагиной и Т.А. Доброхотовой (1988) как подвижность, активность системы, необратимость применительно к процессам физическим, химическим, физиологическим. Исходя из непрерывности единства симметрии-асимметрии, в природе должны встречаться переходы симметрии в асимметрию и наоборот. Это проявляется в том, что функционирование человека в онтогенезе начинается с неустойчивой симметрии и переходит в устойчивую асимметрию. Поэтому асимметрия - это категория, которая означает существование и становление в определенных условиях и отношениях различий и противоположностей внутри единства, тождества, цельности явлений мира (В.С. Готт, 1988). Иначе говоря, построение мира симметрично, но незначительная асимметрия есть признак приспособления живого к условиям среды.
Из определения понятий «симметрия» и «асимметрия» ясно, что они охватывают не только пространство и время, но и причинность их взаимодействия. Пространственная симметрия содержит в себе возможности обеспечения динамической симметрии, и наоборот, любая динамическая симметрия связана со свойствами пространства и времени. Учитывая неразрывность и единство симметрии и асимметрии, можно заключить, что изучение взаимопереходов симметрии в асимметрию и наоборот имеет познавательное значение, является методом познания мира, в том числе и человека.
Если принять за симметрию теоретической системы ее непротиворечивость, себетождественность и инвариативность к описываемым объектам, проявлениям, то развитие научного знания можно определить как переход от асимметрии к симметрии. Значит, симметрия-асимметрия являются не только общенаучными категориями, но и парной категорией познания [9].
Как показал анализ исследований по проблеме механизма образования фузионного образа (слияние монокулярных изображений в бинокулярный образ) до сих пор остаются неизученными, хотя выдвинута гипотеза о назотемпоральном наложении рецептивных полей обоих глаз [6].
По данным Суровой В.В. и др. в бинокулярном зрении участие обоих глаз неодинаково. Считается, что каждая монокулярная система может сохранять автономию до тех пор, пока ее активность не приходит в противоречие с активностью общего сенсорного регулятора; тогда активность одной из монокулярных систем модифицируется или подавляется [8].
Мы исходим из того, что неадекватная нагрузка на формирующиеся функции приводит к уменьшению потенциальных возможностей, а зачастую и к патологии. Недостаточная изученность общих закономерностей формирования зрения, а также тот факт, что функциональная специализация в работе парного зрительного рецептора формируется под влиянием упражнений, следовательно, имеется возможность функционального приспособления зрительного анализатора к условиям среды.
Изучение развития зрительных анализаторов с точки зрения принципа симметрии и асимметрии является важным аспектом. Это привело нас к необходимости изучения вопросов касающихся комплексного изменения зрительно-моторной асимметрии в восходящей ветви онтогенеза.
Основной целью нашего исследования является изучение закономерностей развития функций зрительно-моторных асимметрий в онтогенезе.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи.
- На основе теоретического анализа научных источников определить вклад разных мозговых уровней в управление движениями глаз.
- Выявить соотношение моторики глаз с асимметрией зрения.
- Изучить последовательность развития разных форм глазодвигательной активности в восходящей ветви онтогенеза.
- Экспериментально подтвердить в какой мере специфика глазных движений коррелирует со структурой поля зрения.
У здорового человека оба полушария головного мозга могут принимать участие в переработке зрительной информации. Однако степень их вовлечения в этот процесс изменяется в зависимости от того, в правой или левой половинах поля зрения предъявлен символ. И это находит отражение в небольших различиях процента правильных ответов, времени реакции при предъявлении стимулов слева и справа.
Исходя из представлений о системной организации зрительного восприятия, осуществляемого с участием различных отделов коры, специализированно включающихся в отдельные операции анализа зрительного стимула, можно полагать, что столь длительное формирование функциональной специализации полушарий в зрительном восприятии определяется постепенным включением структур мозга в этот процесс. Отсюда следует, что онтогенетические исследования в силу гетерохронного развития мозга позволяют конкретизировать механизмы, определяющие функциональную специализацию полушарий в зрительном опознании [7].
Функциональная асимметрия в зрительном восприятии носит универсальный характер: глаз, обеспечивающий перцептивные процессы, является ведущим в бинокулярном зрении при бификсации объекта в пространстве. Локализация объекта в пространстве осуществляется в большинстве случаев при ведущем значении одного, чаще правого глаза. Свойственное большинству людей относительное доминирование правого поля зрения, которое зафиксировано в системе психофизиологических механизмов бинокулярного зрения, должно обуславливаться доминирующей ролью левого полушария [8].
Неравноценность роли глаз в разных условиях пространственного видения является фактом, отмечавшимся во многих исследованиях. Еще Г.А. Литинский (1929) писал, что «зрительное впечатление каждого из глаз обладает неодинаковой силой и качеством, наоборот резко разнятся друг от друга, так что перевешивает впечатлительная способность одного из глаз»[5].
Изучая значение практической деятельности в формировании асимметрии зрительного восприятия в процессе онтогенеза, Б.Г. Ананьев и его сотрудники установили, что у одного и того же человека ведущее значение приобретает то один, то другой глаз, в зависимости от внешних условий, которые определяют характер парной работы больших полушарий головного мозга [1].
Таким образом, анализ полученных данных свидетельствует о том, что асимметричность функционирования зрительно-моторного анализатора оказывает влияние на восприятие объема информации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Ананьев Б.Г. Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей/ Б.Г. Ананьев.-М., 1964.
- Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека/ Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова.-М., 1988.-220с.
- Готт В.С. Философские проблемы современной физики/ В.С. Готт.- М.,1972.
- Готт В.С. Философские проблемы современной физики/ В.С. Готт.- М., 1988.
- Литинский Г.А. Функциональная асимметрия глаз// Русский офтальмологический журнал.-1929. Т.9.- №4. С.10-14.
- Невская А.А. Стереоскопическое зрение// Сенсорные системы/ А.А. Невская. - Л., 1977.-С.37-64.
- Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. Асимметрия мозга/ С.Спрингер, Г.Дейч.- М., 1983.
- Сурова В.В. Асимметрия зрительного восприятия/ В.В. Сурова, М.А. Матова, З.Г. Туровская.- М., 1988.-182с.
- Чермит К.Д. Симметрия, гармония, адаптация/ К.Д. Чермит, Е.К. Аганянц.- Ростов-на-Дону, 2006.-303с.