Scientific journal
Fundamental research
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

THE MILITARY CONFLICT OF 1971 BETWEEN INDIA AND PAKISTAN. NATIONAL TRAGEDY OF PAKISTAN AND THE RELATIONS WITH AFGHANISTAN

Panichkin Y.N. 1 Musaev F.A. 1
1 Ryazan Agrotechnological State University P.A. Kostychevа
Though General Muhammad Ayub Khan voluntarily left his position of President and transferred the power to General Yahya Khan, Pakistan regime continued to operate as a military regime causing further increase of the tension in the country. Repressions against opponents of antidemocratic measures of the military regime were intensified. New military regime had the task to prevent the separating of the East Province. The regime did not succeed in achieving its tasks though it used a wide range of repressive and liberal democratic actions for this.[Belokrenitskiy, Moskalenko, M., 2008 P. 235]. The parity between West and East in external relations was broken. Pakistan was becoming closer to the USA and China. It is known that the Maoist leadership of China brought the relations with the USSR to frontier hostilities at the Far East and along the part of frontier in Kazakhstan. The relations between Pakistan and India were becoming more strained. In November of 1970 as a result of a terrorist act against the official delegation of Polish Peoples Republic Deputy Minister of Foreign Affairs of Poland was killed. Such was the situation before the General Elections which were to take a place in 1970.
Avamy League
PPP
elections
conflict
Pakistan
India
Afghanistan
Bangladesh
repressions
defeat
relations
parties
1. Antonova K.A., Bongard-Levin G.M., Kotovskiy G.G. Istoriya Indii.V/ 1979 605 р.
2. Belokrenitskiy V.Y., Moskalenko V.N. Istoria Pakistana. XX vek. M.IV RAN Kraft+2008. 570 р.
3. Jabborov T.D. Severo-Zapadnaya Pogranichnaya provinciya Pakistana. Socialno-economicheskiy ocherk. M. 1977 174 р.
4. Korgun V.G. Istoria Afghanistana. XX vek.M. 2004.526 р.
5. Moskalenko V.N. Vneshnia politika Pakistana. M. 1982. 300 р.
6. Panichkin Y.N. Obrazovanie Pakistana I pushtunskiy vopros. M. 2005.
7. Pleshov O.V. Islam, Islamism I nominalnaia demokratia v Pakistane. M. 2003. 526 р.
8. Ponomaryov Y.A. Istoriya Musulmanskoy Ligi Paqkistana. M. 1982. 302 р.
9. Sherkovina R.I.Politicheskie partii I politicheskaia borba v Pakistane. 60-70 gg. M. 1983. 264 р.
10. Shumov S.A., Andreev A.R. Isrtoria Afghanistana. Dokumentalnoe issledovanie. M. 2002. 236 р.
11. Altaf Choudry This Subcontinent. Silhet. Bangladesh. 1975. 80 p.
12. Azia-ul-Haque. Afghanistan. Past, Present & Future. Islamabad. Pakistan1997. 510 p.
13. Azmat Hayat Khan. The Durand Line. Its Geo-Strategic Importance. University of Peshawar, Pakistan. 2005. 341 p.
14. Federally Administered Nribal Areas (FATA) of Pakistan. Islamabad December 7-8 2004. 127 p.
15. Gupta A.K. Nord West Frontier Province. Legislature and Freedom Struggle. 1937–1947. New Delhi. 1976. 239 p.
16. Mohammad Yousaf & Mark Adkin. The Bear Trap.Afganistan`s Untold Story. Lahore 1992. 243 p.
17. PR.S. Iftikhar Hussain. Some Major Pakhtoon Tribes Along the Pak-Afghan Border.Peshawar. Pakistan. 2005. 308 p.
18. Sumit Chakravartty. Datline Kabul. An Eye-Winess Report on Afghanistan Today. New Delhi. 1983. 104 p.

Передача власти в Пакистане от одного генерала другому не улучшила ни экономического, ни политического положения. Репрессии не могли решить ни одной проблемы и становилось ясно, что только волеизъявление населения страны через всеобщие выборы может вывести её из кризиса. Но именно этого боялись консервативные и реакционные круги, опасаясь потерять свою власть.

Цель исследования – проследить ход политического процесса в Пакистане после ухода в отставку М. Айюб Хана и во время правления Яхья Хана, а также результаты падения военного режима и пакистано-афганские отношения в период национального кризиса в Пакистане и непосредственно после него.

Материалы и методы исследования

Материалами исследования являются произведения отечественных и зарубежных авторов, документальные данные, пресса Пакистана.

Результаты исследования и их обсуждение

7 декабря 1970 г. состоялись выборы в Национальное Собрание, а 17 декабря – в законодательные собрания провинций. Внушительную победу на выборах одержали партия «Авами Лиг», возглавлявшаяся политическим деятелем Восточного Пакистана шейхом Муджибуром Рахманом (160 мест в Национальном Собрании и 288 мест в законодательном собрании Восточного Пакистана), и созданная в 1967 г. политическим и государственным деятелем Пакистана Зульфикаром Али Бхутто Партия пакистанского народа (ППН), получившая 81 место в Национальном Собрании, 113 мест в Законодательном собрании Панджаба, 32 места – в Синде, 3 – в СЗПП. Обе партии в итоге выборов стали ведущими в политической жизни страны, но «Авами Лиг» доминировала в Восточном Пакистане, ППН – в Западном [Шерковина, М., 1983 с. 48].

Руководством «Авами Лиг» был подготовлен проект новой конституции страны, основанной на шести пунктах программы, выдвинутой этой партией. Однако руководители партий, победивших на выборах – М. Рахман и З.А. Бхутто – не пришли к согласию относительно положений конституции.

Партия З.А. Бхутто добилась триумфального успеха на этих выборах в Панджабе и в Синде. В то же время в СЗПП и в Белуджистане в итоге провинциальных выборов Национальная народная партия (ННП) Абдул Вали Хана добилась господствующего положения. Особенно внушительным был её успех в пуштунских районах СЗПП.

В целом выборы только обострили обстановку. Господствующее положение в стране могли занять представители Восточного Пакистана, что не могло не беспокоить ни союзников Яхья Хана, ни сторонников З.А. Бхутто, ни других представителей западной части страны. Линия «Авами Лиг» на создание конфедерации была отвергнута. З.А. Бхутто настаивал на федерации из двух провинций, остальные политики – из пяти. Лидеры Объединённого Фронта Синда требовали таких же прав автономии, что и лидеры Восточного Пакистана. «Авами Лиг» Восточного Пакистана завоевала 160 мест в Национальном Собрании Пакистана и 288 мест в Законодательном Собрании Восточного Пакистана. Партия пакистанского народа получила 81 место в Национальном Собрании, 113 мест в Законодательном Собрании Панджаба, 32 места в Законодательном Собрании Синда, 3 места в Законодательном Собрании СЗПП. В этой провинции Национальная народная партия сына Абдул Гаффар Хана Абдул Вали Хана завоевала 6 мест в Национальном Собрании Пакистана. Крайне правые партии «Низам-и ислам» и «Джамаат-и ислам» в парламент провели лишь четверых депутатов. Все три Мусульманские лиги провели лишь 18 депутатов (Всепакистанская мусульманская лига – 9, Мусульманская лига – 2, Оппозиционная Мусульманская лига – 7).

Победившие «Авами Лиг» и ППН усилили давление на центральное правительство, добиваясь удовлетворения своих требований. Муджибур Рахман усилил требование предоставления Восточному Пакистану полной региональной автономии. Режим Яхья Хана не смог решить вопроса равенства между западной и восточной частями страны, не смог ослабить остроту проблем Восточного Пакистана. Результаты же выборов внесли новые осложнения в отношениях западной и восточной частей.

В СЗПП Абдул Вали Хан, а в Белуджистане – Абдус Самад Ачакзай поддерживали лидеров «Авами Лиг».

Переговоры, проходившие в Дакке с 16 марта между Муджибуром Рахманом и Яхья Ханом с участием представителей основных партий не увенчались успехом. 25 марта А.М. Яхья Хан покинул Дакку и в Восточном Пакистане начались массовые репрессии, вызвавшие столь же массовое бегство бенгальцев в соседнюю Индию. В ночь на 26 марта Муджибур Рахман был арестован. В Восточный Пакистан были переброшены войска из западной части страны, «Авами Лиг» была запрещена. Вскоре ситуация в Восточном Пакистане приобрела международное звучание, обсуждалась в ООН и т.д. В ответ на действия режима Яхья Хана 26 марта 1971 г. оппозиция Восточного Пакистана объявила о выходе этой части страны из состава Пакистана и провозгласила суверенное государство Бангладеш. Начали формироваться отряды «Мукти Бахини» («Солдаты Свободы»), развернувшие партизанские действия против пакистанской армии. По мере разрастания конфликта в Восточном Пакистане росла напряжённость и на границах Пакистана с Индией.

Кризис, разразившийся в Восточном Пакистане грозил вылиться в такой же кризис и в западной части страны, что было чревато отстранением от власти самого Яхья Хана и всей правящей верхушки. Ещё 22 февраля 1971 г. Яхья Хан распустил правительство, а 1 марта аннулировал посты губернаторов провинций, заменив их военными администраторами. 26 марта была запрещена политическая деятельность, введена цензура печати. Нарушение запрета наказывалось лишением свободы до семи лет. Любое неповиновение центральной власти стало рассматриваться как государственная измена.

23 ноября А.М. Яхья Хан объявил о введении чрезвычайного положения в стране в связи с индийской угрозой. Четвёртого декабря было официально объявлено состояние войны с Индией. Пакистанские войска перешли линию прекращения огня в Кашмире. За сутки до этого, т.е. третьего декабря 1971 г., пакистанские самолёты нанесли бомбовые удары по различным объектам в индийском штате Джамму и Кашмир и в некоторых районах северо-западной Индии. Это было началом войны. Индийские самолёты нанесли бомбовые удары по Равалпинди. И в западном, и в восточном секторах развернулись боевые действия.

Великие державы не остались в стороне от конфликта. Вблизи территориальных вод Пакистана и Индии появились корабли военно-морских флотов США и СССР. США явно стали на сторону Пакистана, а СССР – на сторону Индии. На сторону Пакистана стал также Китай.

Если на западном театре военных действий бои шли с переменным успехом, то на восточном пакистанские войска были окружены индийскими в районе Дакки и сдались. 17 декабря 1971 г. война на субконтиненте окончилась. Около 75 тыс. пакистанских военных и 17 тыс. гражданских служащих были взяты в плен и отправлены в Индию. За день до окончания боевых действий, т.е. 16 декабря правительство Народной Республики Бангладеш, сформированное ещё 17 апреля 1971 г., прибыло в Дакку. Провинция Восточный Пакистан перестала существовать. «14-дневные военные операции, происходившие на широком фронте, закончились капитуляцией пакистанских вооружённых сил и прекращением 17 декабря по инициативе Индии огня». [Антонова, Бонгард-Левин, Котовский. 1979 с. 587] Российские историки Ф.Н. Юрлов и Е.С. Юрлова отмечают, что Индия одержала убедительную победу в войне с Пакистаном в 1971 г. [Юрлов, Юрлова, М., 2010].

Такой национальной катастрофы никто в Пакистане не мог даже себе представить. В Равалпинди, в Лахоре, в Пешаваре и в других городах прошли многотысячные демонстрации с лозунгами «Долой Яхья Хана!». Потерпев крах в результате острейшего за всю историю страны политического кризиса 1971 г., завершившегося поражением в военном конфликте с Индией и образованием на месте Восточного Пакистана Народной Республики Бангладеш, режим А.М. Яхья Хана пал. 20 декабря 1971 г. власть в стране была передана лидеру Партии пакистанского народа З.А. Бхутто, принявшему обязанности президента Пакистана. [Пономарёв, М., 1982 с. 245] Таким образом, кризис в Пакистане завершился военным поражением в войне с Индией, выходом Восточного Пакистана из состава страны и образованием на его месте суверенного государства Народной Республики Бангладеш, падением военного режима и приходом к власти в стране Партии пакистанского народа во главе с гражданским лицом – Зульфикаром Али Бхутто.

Что же касается правительства Афганистана, то оно благоразумно дистанцировалось от поддержки как Пакистана, так и Индии и бенгальцев. В течение двух лет отношения между Пакистаном и Афганистаном были нормальными и казалось, что они и дальше будут развиваться в нужном русле. Афганистан не только не воспользовался тяжёлым положением Пакистана, но и признал Бангладеш только в 1973 г.

В том же 1973 г. в Афганистане произошли события, имевшие далеко идущие последствия как для самого Афганистана, его отношений с Пакистаном, а позже и для политического и военного положения в мире. В ночь с 16 на 17 июля 1973 г. в стране произошёл государственный переворот, который возглавил опальный генерал Мухаммад Дауд. В результате переворота монархия была свергнута, а Афганистан объявлен республикой. Король, находившийся на лечении в Италии, после некоторого раздумья отрёкся от престола и признал себя гражданином республики [Коргун, М., 2004 с. 374].

После установления в Афганистане режима М. Дауда пакистано-афганские отношения осложнились. Обе стороны обвиняли друг друга во вмешательстве в их внутренние дела. М. Дауд не участвовал в Лахорском совещании глав мусульманских стран в 1973 г. и Афганистан представлял афганский посол в Пакистане. В этой обстановке правительства Египта, Саудовской Аравии и Ирана прилагали усилия по улучшению отношений между двумя странами [Москаленко, М., 1982 с. 215].

Причиной обострения напряжённости между обеими странами снова стало нетерпимое отношение пуштунского националиста М. Дауда как к положению в СЗПП и в Белуджистане, так и к «Линии Дюранда» как к официальной границе между Пакистаном и Афганистаном. После принятия афганским парламентом решения о непризнании этой линии в качестве границы между двумя этими странами ни одно правительство Афганистана не отказалось от непризнания. Но после ухода М. Дауда с поста премьер-министра другие правительства и их главы не старались обострять эту проблему. Теперь же, с приходом к власти М. Дауда в качестве главы афганского государства, она снова, его стараниями, обострилась. Сразу же после прихода к власти М. Дауд заявил: «Пакистан – это единственная страна, с которой мы имеем политические разногласия по вопросу Пуштунистана. Мы будем продолжать усилия по решению этой проблемы». В Исламабаде опасались, что он снова эту проблему реанимирует. В Пакистане правительство М. Дауда обвинялось во враждебности Пакистану, в создании угрозы его суверенитету и территориальной целостности [Коргун, М. 2004 С. 349].

Выводы

Таким образом, можно прийти к заключению, что именно жёсткая, не считавшаяся с реальной обстановкой в стране политика, упорное нежелание военного режима уйти с политической арены и дать возможность пойти по пути демократизации страны – всё это привело её к такой катастрофе. К сожалению и в будущем нашлись из пакистанских военных те, кто не захотел считаться с реальным ходом истории и пытались навязать ей свои решения. Что же касается правящих кругов Афганистана, то они благоразумно дистанцировались от поддержки любой конфликтующей стороны в ходе индо-пакистанского конфликта. Но приход к власти в Афганистане жёсткого пуштунского националиста Мухаммада Дауда снова обострил пакистано-афганские отношения.

Рецензенты:

Эрлихсон И.М., д.и.н., профессор кафедры всеобщей истории и международных отношений РГУ имени С.А. Есенина, г. Рязань;

Минаев А.И., д.и.н. профессор кафедры всеобщей истории и международных отношений РГУ имени С.А. Есенина, г. Рязань.

Работа поступила в редакцию 20.09.2013.