В последнее время в значительной степени возрос интерес к расширению спектра немедикаментозных технологий восстановительной коррекции резервных возможностей различных функциональных систем, нарушение деятельности которых лежит в основе большинства распространенных соматических заболеваний, и, в первую очередь, сердечно-сосудистой патологии. Представляет интерес поиск и разработка методов немедикаментозного лечения АГ, которые в отличие от медикаментозных не вызывают побочных эффектов и влияния на профессионально значимые функции (например концентрацию внимания и т.д.) [1, 5, 12]. В последние годы у нас в стране и за рубежом показана эффективность применения общей магнитотерапии (ОМТ) при ряде заболеваний, что обусловлено ее положительным влиянием на процессы саногенеза [3, 6, 8, 9]. Однако в доступной литературе не удалось обнаружить данных о применении ОМТ в лечении стресс-индуцированной АГ. Патогенетической основой эффективности ОМТ в лечении стресс-индуцированной АГ послужили гипотензивное, гипокоагуляционное, вазодилятационное, седативное, стресслимитирующее действия, нормализующее влияние на вегетативный и психоэмоциональный статус. ОМТ оказывает избирательное действие на возбудимость корковых и подкорковых структур головного мозга, гипоталамус, следовательно, моделирование психоэмоциональных процессов в организме. В результате этого происходит восстановление саморегуляции вегетативной нервной системы [3].
Ведущую роль в развитии АГ играют психо-социальные факторы, в том числе и эмоцональный стресс [2, 6, 7, 10]. Рекомендации по артериальной гипертонии (АГ) ВНОК (2008, 2010 гг.) выделяют «изолированную амбулаторную» или «маскированную» АГ. Одним из вариантов АГ является гипертония на «рабочем месте», характеризирующаяся более высокими показателями артериального давления в рабочее время по сравнению с артериальным давлением в выходные дни [4, 6, 13, 14]. Актуальность проблемы гипертонии «на рабочем месте» особенно важна для людей тех профессий, где имеется прогипертоническая направленность, в том числе и для работников локомотивных бригад. К данной категории относят машинистов локомотивов и их помощников, работа которых связана со значительным положительным психоэмоциональным напряжением в сочетании с частыми острыми стрессовыми ситуациями, высокой эмоциональной и низкой физической нагрузкой, включая аварии, наезды на людей и животных [11].
Цель исследования ‒ изучить динамику клинико-функциональных показателей и качества жизни у работников локомотивных бригад со стресс-индуцированной артериальной гипертонией I степени на фоне комплексного лечения с применением общей магнитотерапии.
Материал и методы исследования
Критерии включения в исследование: работники локомотивных бригад в возрасте 25–55 года, профессия – машинист и помощник машиниста, впервые выявленная АГ на «рабочем месте» I степени, повышение АД > 140/90 мм рт. ст. при автоматизированных предрейсовых осмотрах, осмотре цехового врача, АД на рабочем месте больше, чем в выходной день (САД на 8 мм рт. ст., ДАД на 6 мм рт. ст.). Критерии исключения: верифицированный диагноз ИБС, гипертоническая болезнь II и III степени, сахарный диабет.
Обследовано 125 мужчин, больных АГ I степени на «рабочем месте» в возрасте от 24 до 54 лет (средний возраст 40,5 ± 0,6) по профессии машинисты и помощники машинистов, проходивших обследование и лечение в терапевтическом отделении и отделении восстановительного лечения НУЗ «Отделенческая клиническая больница на станции Сургут ОАО «РЖД», с 2008 по 2011 гг. с впервые выявленной АГ и установленным диагнозом эссенциальной (первичной) артериальной гипертонии (ЭАГ) I степени, имеющие средний и высокий риск сердечно-сосудистых осложнений, без гипертонических кризов. Пациенты, включенные в исследование, были с впервые диагностированной АГ «на рабочем месте» («маскированная» АГ) с помощью метода парного СМАД. Диагностика АГ проводилась на основании рекомендаций ВНОК, 2008. В начале исследования у всех пациентов было получено добровольное информированное согласие. Все больные были разделены на 3 рандомизированные группы. Рандомизация сравниваемых групп осуществлялась по полу, возрасту, длительности заболевания, уровню АД и медикаментозной терапии. Больные основной группы (41 человек) получали диетотерапию, массаж по Мошкову, ЛФК, общую магнитотерапию, гипотензивную фармакотерапию: 25 % из всех пациентов получали небилет по 5 мг в сутки. Препарат был выбран с учетом отсутствия побочных действий в отношении концентрации внимания. Для проведения процедуры ОМТ использовалась магнитотерапевтическая установка «АЛМА» (заводской номер МТ 001.00.00.000 ПС, рег. № 29/06091296/1329-00 от 06.12.2000 г.) производитель аппарата ООО «АЛМА», г. Бийск. Методика общей магнитотерапии заключалась в воздействии вращающейся низкочастотным магнитным полем синусоидальной формы, частотой 100 Гц, напряженностью 2 мТл (20 Эрстед), время подъема и спада по 30 секунд, количество циклов 10, продолжительность процедур – 15 минут. Курс лечения состоял из 10 процедур, проводимых ежедневно. Больным группы сравнения I (43 пациента) проводилась ОМТ по методике плацебо (процедура проводилась с выключенным аппаратом). Больные группы сравнения II (43 пациента) получали тот же комплекс лечебных мероприятий, но вместо ОМТ им проводился электрофорез 2 % раствора сернокислой магнезии на воротниковую зону. Больные при поступлении в терапевтическое отделение проходили обследование, затем в течение 2-х недель получали лечение, после чего контрольное обследование. В катамнезе через 6 месяцев больные также проходили контрольное обследование.
Помимо общеклинического обследования специальная программа исследования включала: суточное мониторирование АД (СМАД), оценку вариабельности сердечного ритма (ВСР), оценку уровня реактивной тревожности по тесту Спилбергера‒Ханина, оценку психологического статуса осуществляли с помощью метода цветовых выборов Люшера, психоментальное тестирование (ПМИ), оценку качества жизни по тесту «SF-36».
Статистическая обработка полученных данных проводилась на персональном компьютере с помощью программы «Statistica 6.0» с определением средних значений (М), ошибки средней (m), критерия достоверности Стьюдента‒Фишера (t), уровня значимости (p), критерия однородности χ². Различия считались достоверными при p < 0,05 или χ² > 3,8.
Результаты исследования и их обсуждение
При поступлении больные предъявляли жалобы на ощущение тяжести в голове, головные боли, кардиалгии, раздражительность, нарушение сна, одышку при физической нагрузке, чувство тревоги, утомляемость. В конце курса лечения в основной группе статистически значимо увеличилось число пациентов с отсутствием жалоб с 41,1 до 89,4 %. В группах сравнения I и II соответственно с 40,4 до 65,4 % и с 39,8 до 50,2 %. Оценивая влияние комплексной терапии на клиническое течение АГ у исследуемых пациентов основной группы, можно сделать вывод, что включение ОМТ привело к достоверному уменьшению жалоб на раздражительность, чувство тревоги, нарушения сна, уменьшению частоты кардиалгий, сердцебиения, головных болей.
После лечения среднесуточное АД во всех группах снизилось и достигло нормальных величин. При этом в основной группе САД уменьшилось на 25,4 ± 1,3 мм рт. ст., что составило 17,1 % (p < 0,05), ДАД на 10,6 ± 1,1 мм рт. ст., что составило11,7 % (p < 0,05). Показатели САД и ДАД после лечения были достоверно выше, чем в группах сравнения.
У всех обследуемых до лечения отмечалось преобладание симпатического отдела вегетативной нервной системы, высокая мобилизация органов системы кровообращения и умеренное напряжение регуляторных систем. После комплексного лечения во всех группах наблюдалось достоверное снижение ИН, что свидетельствовало о снижении тонуса симпатической нервной системы. Однако в случае включения ОМТ в комплекс лечения больных основной группы ИН достиг нормальных значений и составил 76,6 ± 6,3, в группах сравнения оставалось умеренное напряжение регуляторных систем. Во всех группах отмечалось достоверное уменьшение индекса «амплитуда моды» (АМО), что свидетельствовало о снижении высокой мобилизации органов системы кровообращения, только в основной группе этот показатель соответствовал нормальным значениям и был достоверно ниже, чем в группах сравнения.
При выполнении ПМТ результаты показали, что пациенты всех групп реагируют значительным повышением САД и ЧСС в начале лечения без достоверного различия, что свидетельствовало о функциональном напряжении сердечно-сосудистой системы и оценивалось как критерий гипертензивной реакции на стресс. В основной группе после комплексной терапии с включением ОМТ прирост САД составил 6,4 %, ЧСС – 7,5 %, что соответствовало нормальной реакции на ПМТ. В группе сравнения сохранялась гипертензивная реакция на стресс (табл. 1).
Таблица 1
Динамика уровня САД (мм рт. ст.) и ЧСС (уд./мин) у работников локомотивных бригад со стресс-индуцированной АГ при проведении психоментального теста до и после лечения
Группы больных |
Динамика САД (мм рт. ст.) на стресс-тест |
Динамика ЧСС на стресс-тест |
||
До лечения |
После лечения |
До лечения |
После лечения |
|
Основная (n = 41) |
143,7 ± 5,7 175,2 ± 6,6* |
122,9 ± 1,4 130,8 ± 2,2* |
83,3 ± 3,6 102,4 ± 4,5* |
74,6 ± 0,8 80,2 ± 0,5* |
Сравнения I (n = 41) |
144,3 ± 6,1 174,2 ± 5,2* |
141,2 ± 3,4 168,6 ± 2,3*# |
84,5 ± 2,9 103,4 ± 3,2* |
80,2 ± 2,6 95,6 ± 3,7* # |
Сравнения II (n = 43) |
143,5 ± 2,1 175,5 ± 2,2* |
141,4 ± 4,4 168,6 ± 2,3*# |
83,7 ± 2,7 104,3 ± 3,2* |
80,1 ± 2,5 93,5 ± 3,4 *# |
Примечание: – в числителе – результаты до лечения, в знаменателе – после курса лечения;*– достоверность различия показателей до и после проведения стресс-теста (p < 0,05); # – достоверность различия показателей между основной группой и группами сравнения после проведения стресс-теста.
По данным теста Спилбергера‒Ханина, у пациентов основной группы, получавших ОМТ в 8 раз увеличилась доля лиц с низким уровнем реактивной тревожности, отмечено достоверное уменьшение доли лиц со средним и высоким уровнем реактивной тревожности. В группах сравнения уровень реактивной тревожности остался на прежнем уровне.
По данным теста Люшера, включение общей магнитотерапии в комплексное лечение снижает нервно-психическое напряжение, что проявляется повышением числа лиц с оптимальным уровнем энергетической мобилизации, способных успешно действовать в стрессовых ситуациях, уменьшении доли лиц с неудовлетворенным нервно-психическим состоянием. В группах сравнения результаты тестирования были достоверно ниже.
Параметры КЖ по опроснику «SF-36» у наблюдаемых нами пациентов всех трех групп до лечения достоверно не отличались, на фоне заболевания значительно снижены социальная активность, эмоциональный статус, субъективные оценки эмоционального состояния, настроения и в целом общего восприятия здоровья.
Снижение показателя социальной активности (SF) в 1,5 раз (р < 0,05) у пациентов основной группы свидетельствовало о существенной редукции их социальной активности. В ограничении их жизнедеятельности имели значение эмоциональные проблемы (показатель RE ниже в 1,3 раза (р < 0,05). Кроме того, у них были снижены показатели общего восприятия здоровья в 1,5 раз (GH) (р < 0,05), энергичности, настроения и жизнеспособности (VT) в 1,4 раза (р < 0,05), а также психическое здоровье (MH) в 1,4 раза (р < 0,05). После курса общей магнитотерапии достоверно увеличились показатели в 1,5 раза по 4 шкале (RE – роль эмоциональных проблем в ограничение жизнедеятельности) и в 1,2 раза 8 шкале (MH – психическое здоровье) (р < 0,05). Низкие показатели выявлены по шкалам: «эмоциональная роль», «социальная роль», «жизнеспособность», что увеличивает эмоциональное напряжение на рабочем месте. После курса комплексной реабилитации у больных основной группы на фоне ОМТ достоверно улучшились показатели по шкалам «эмоциональная роль» и «психическое здоровье», что свидетельствовало. В группах сравнения изменения по данным шкалам были достоверно ниже (табл. 2).
Таблица 2
Динамика качества жизни работников локомотивных бригад с артериальной гипертонией «на рабочем месте» основной группы и групп сравнения после лечения (в баллах)
Шкалы |
Группы |
||
Основная группа (n = 41) |
Группа сравнения I (n = 41) |
Группа сравнения II (n = 41) |
|
«Общее восприятие здоровья» |
86,4 ± 2,1 99,2 ± 1,7* |
82,1 ± 1,1 89,9 ± 1,3*▲ |
82,7 ± 1,1 88,3 ± 1,3*# |
«Физическая активность» |
88,6 ± 1,1 99,2 ± 1,9* |
84,8 ± 2,1 89,6 ± 0,9# |
84,8 ± 2,1 89,6 ± 0,9# |
«Роль физических проблем в ограничении жизнедеятельности» |
68,7 ± 2,3 88,4 ± 1,2* |
66,1 ± 1,3 72,2 ± 2,2# |
66,9 ± 2,3 73,3 ± 1,2# |
«Роль эмоциональных проблем в ограничение жизнедеятельности» |
66,5 ± 2,1 98,4 ± 2,4* |
68,3 ± 2,3 78,1 ± 1,4*# |
68,3 ± 2,3 78,1 ± 1,4*# |
«Социальная активность» |
73,1 ± 2,6 82,8 ± 2,5* |
74,3 ± 2,4 82,3 ± 1,5* |
71,3 ± 2,5 82,3 ± 1,5* |
«Физическая боль» |
68,3 ± 1,6 89,6 ± 1,1* |
65,3 ± 2,3 73,6 ± 1,5*# |
68,3 ± 2,3 79,6 ± 1,5*# |
«Жизнеспособность» |
76,3 ± 2,8 92,6 ± 2,6* |
74,0,3 ± 1,2 81,1 ± 1,6* |
74,1 ± 1,2 85,1 ± 1,6* |
«Психическое здоровье» |
80,8 ± 1,2 93,8 ± 1,1* |
84,8 ± 1,2 88,3 ± 1,4# |
84,8 ± 1,2 88,3 ± 1,4# |
Примечания:
– в числителе показатели до лечения, в знаменателе ‒ после курса лечения.
– * – достоверность различий по отношению к результатам до лечения по критерию однородности (χ2 > 3,8);
– ▲ – достоверность различий между показателями после курса лечения основной группы и группами сравнения I и II по критерию однородности (χ2 > 3,8).
В катамнезе через 6 месяцев комплайнс составил 97,6 %. Из доверительных бесед с работниками локомотивных бригад выявлено, что из 25 % больных, которым назначена фармакотерапия, 48 % честно признались в том, что они не принимают гипотензивный препарат, регулярно принимали 16 % больных, 12 % ‒ только перед предрейсовыми медицинскими осмотрами и 22 % ‒ при ухудшении. Через 6 месяцев после лечения у пациентов основной группы выявлено увеличение частоты встречаемости жалоб по сравнению с данными после лечения с 10,6 до 40,0 %, но она была достоверно ниже, чем в группах сравнения, количество жалоб в которых увеличилось соответственно с 34,6 до 63,3 % и с 32,3 до 65 %.
Всем пациентам проводились предрейсовые осмотры с измерением АД до начала рабочей смены и после ее завершения. Проведенный сравнительный анализ гемодинамики (САД, ДАД) показал, что прирост АД в группах сравнения был достоверно выше, чем у пациентов основной группы, получавших ОМТ. Кроме того, показатели АД в группах сравнения вышли за пределы нормальных значений. При проведении психоментального тестирования через 6 месяцев у пациентов основной группы выявлено, что стресс-реактивность повысилась, но оставалась в пределах нормы достоверно ниже, чем в группах сравнения, где показатели были достоверно ниже. Оценка тревожности по тесту Спилбергера‒Ханина через 6 месяцев выявила, что в основной группе достоверно увеличилось количество пациентов со средним уровнем реактивной тревожности на 27,1 % в основном за счет уменьшения лиц с низким уровнем реактивной тревожности, тогда как количество пациентов с высоким уровнем реактивной тревожности осталось прежним. В группах сравнения произошло более значимое уменьшение количество пациентов с низким уровнем реактивной тревожности и увеличение количества пациентов со средним уровнем реактивной тревожности. При анализе качества жизни через 6 месяцев после комплексного лечения мы выявили достоверное снижение по всем шкалам по сравнению с показателями после лечения, но они были значимо выше, чем в группах сравнения.
Выводы
Таким образом, проведенное исследование показало, что включение общей магнитотерапии в комплексное лечение стресс-индуцированной АГ на рабочем месте обеспечивает достоверное улучшение оцениваемых параметров: АД, психоэмоционального и вегетативного статуса, стрессреактивности, качества жизни, что в свою очередь способствует безопасности движения.
Рецензенты:
Кудрявский С.И., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф, ГБОУ ВПО «Алтайский государственный медицинский университет», г. Барнаул;
Козлов Б.И., д.м.н., профессор кафедры факультетской терапии с курсами военно-полевой терапии, иммунологии и аллергологии, ГБОУ ВПО «Алтайский государственный медицинский университет», г. Барнаул.
Работа поступила в редакцию 04.06.2013.