В конце ХIХ – начале ХХ века в Дагестане появилось сразу несколько типографских предприятий. Часть из них просуществовала до 20-х годов ХХ в. Печатали эти предприятия в основном различные бланки, ведомости, отчеты местной администрации, учебные пособия, периодические издания: «Обзор о состоянии Дагестанской области», «Дагестанский сборник», «Дагестанские областные ведомости» и др. Администрация Дагестанской области, видя слабую техническую оснащенность местных литографий, предпочитала печатать серьезные материалы в Тифлисе.
Говоря о темирханшуринской типографии, П.К. Услар в своем письме А.П. Берже от 7 марта 1860 г. писал: «Литография здесь прескверная». В письме к начальнику кавказского горского управления В.А. Франклину он в 1874 г. отмечает: «Печатание книг в темирханшуринской типографии сопряжено с большими затруднениями. Она обставлена весьма скудно, беспрестанно выявляется недостаток то в одном, то в другом, и время пропадает, пока недостающее получите из Тифлиса» [4, С. 76].
Еще в конце 1876 г. коллежский секретарь А.М. Михайлов с разрешения помощника начальника Дагестанской области генерал-лейтенанта Э.Ф. Берхмана купил у купца З. Самойлова типографию в Порт-Петровске (правда, сведениями об открытии самим З. Самойловым типографии мы пока не располагаем). В 1877 г. А.М. Михайлов купил в Москве для этой типографии «совершенно новую скоропечатную машину фабрики Иогансберга и другие разные типографские принадлежности в солидных количествах». В 1879 г. А.М. Михайлов с разрешения командующего войсками и начальника Дагестанской области генерал-адьютанта Л.И. Меликова основал вторую типографию в Темир-Хан-Шуре, а в 1881 г. с разрешения начальника Области генерал-лейтенанта князя Чавчавадзе открыл литографию в Порт-Петровске.
Отставной военный писарь Н. Иванов в 1889 году открыл литографию в Порт-Петровске (позже он стал управляющим в типографии А.М. Михайлова); мещанин В.М. Сорокин в 1893 г. открыл литографию в Темир-Хан-Шуре, А. Мельникова – в 1895 г. в Дербенте (вернее, она приобрела типографию Белявского, открытую в 1873 г., получив разрешение Военного губернатора Дагестанской области); Я.П. Шкрот и С. Брун в 1900 г. открыли типо-литографии в Порт-Петровске [7, Д. № 157. Л. 23–24].
Таким образом, в 1901 г. в Дагестане функционировало 10 полиграфических предприятий. Они были небольшими и полукустарными. К примеру, Я.П. Шкрот (или Шкроб) приобрел в Москве у Акционерного Общества «Словолитня И.О. Леман» одну типографскую скоропечатную машину и одну американку для открытия своей типо-литографии под названием «Работник» [7, Д. № 158. Л. 3]
Из существовавших в Дагестане в конце XIX в. типографий наиболее крупной являлась паровая типо-литография А.М. Михайлова в г. Порт-Петровске.
Вначале типография обслуживала местные учреждения и частных лиц, но постепенно, с получением представительства писчебумажной фабрики в г. Вятке на распространение бумаги для всего Северного Кавказа, круг заказчиков расширился. Имея бумагу непосредственно от фабрики, типография получила возможность удешевить стоимость заказов, чем привлекала заказчиков из Закаспия, Владикавказа, Пятигорска и других мест. С увеличением заказов улучшалось и оборудование [1, С. 12.].
Сохранились сведения о том, каким оборудованием была укомплектована типография А.М. Михайлова и что она представляла собой.
В ежегодных сведениях о фабриках и заводах Дагестанской области за 1891 год, подаваемых в канцелярию Военного губернатора Дагестанской области, среди прочих ведомостей фигурирует «Ведомость о типографии, переписном и линовальном заведении» (это – единое предприятие), принадлежащих отставному Надворному советнику Александру Михайловичу Михайлову. Данная фабрика находилась в г. Петровске, Дагестанской области, на Новой базарной улице, в собственном доме (т.е. принадлежащем А.М. Михайлову).
В графе «продукция» указано: печатание разного рода бланков и этикеток, «перепись» книг и линование бумаги. Ежегодно продукции выпускалось на сумму 22 тысячи рублей (по тем временам это очень большая сумма).
В графе «рабочие» значилось: 14 взрослых, мужского пола и 18 малолетних, до 15 лет. Число рабочих являлось постоянным и не менялось, рабочие жили отдельно от типографии.
Заработная плата составляла от 5 до 70 рублей в месяц (в зависимости от выполняемых работ), продолжительность рабочего дня составляла 9–10 часов в сутки.
В графе «оборудование» значилось: 2 типографские скоропечатные машины, 1 литографский станок, бастонский пресс, пресс долочения, одна бумагорезальная, одна картоно....(невозможно разобрать), одна подрывательная, одна сотировальная, одна нумеровальная и одна перефировальная машины, все машины ручные.
В графе «сырье, используемое в течение года» значилось: «писчей бумаги русского производства на сумму до 9 тысяч рублей и других материалов на сумму до 5 тысяч рублей».
Сбыт продукции осуществлялся на Кавказе, в Закавказье, в Прикаспийской области. Заведение помещалось в каменном здании, производство продолжалось круглый год. Управляющий производством – отставной армейский писарь Николай Иванов.
Типография работала с 1876 года.
Кроме вышеуказанной типографии, А.М. Михайлову принадлежала также табачно-папиросная фабрика «Фортуна», которая тоже была открыта в 1876 году в Петровске [7, Д. № 164, Л. 12–13].
В 1900 году А.М. Михайлов создал филиал своей типографии в Темир-Хан-Шуре и через некоторое время сдал его в аренду предпринимателю Гершу Лейбовичу Зорину, который вскоре стал владельцем этой типографии и дал ей название «Дагестан». В 1904 году владелицей этой типографии стала Миндаль Зорина, его жена, получив новое разрешение от Военного Губернатора Дагестанской области [7, Д. № 164. Л.11].
Все эти типо-литографии сыграли важную роль в распространении русской культуры в Дагестане. Они знакомили дагестанцев с искусством книгопечатания, изданием газет. Но в этих типографиях издавалась литература в основном на русском языке, а литература из восточных стран распространялась только в рукописях. Печатной продукции на арабском языке практически не было.
В техническом отношении дагестанские типографии были мелкими маломощными предприятиями с преобладанием тяжелого ручного труда. В «Обзорах о состоянии Дагестанской области» подчеркивается, что типографии Дагестана не были приспособлены к более значительным печатным работам [2, С. 32.].
В начале XX века в Дагестане было положено начало местного книгопечатания на арабском языке и языках народов Дагестана [3, С. 11].
В функционирующей с 1876 года в Порт-Петровске типографии А.М. Михайлова в 1881 году была открыта литография, в которой наряду с различными изданиями на русском языке с 1904 года издавались книги на арабском языке.
Уроженец селения Чох Гунибского округа Мухаммадмирза Мавраев в 1907–1908 гг. открыл паровую типо-литографию в г. Темир-Хан-Шуре и приступил к изданию книг на арабском, русском языке, а также на языках народов Дагестана и Северного Кавказа.
Около 1910 года житель селения Чох Ибнухаджар Нахибашев открыл небольшую типо-литографию в слободе Хасавюрт и приступил к изданию книг на арабском и местных языках [3, С. 11]. Здесь были изданы несколько книг на арабском и кумыкском языках («Нюрлю таварих» объемом 160 страниц, составитель Магомед, сын Казанбия из Хамматюрта), календарь на 1914 год (объем 24 стр.), «Исти’ара ‘ала Дибаджат» [6, Инв. № 249 (а)], автор – Манилав б. Мухаммад ад-Дагистани (XVII в.), объем – 14 с.), но вскоре предприятие было закрыто, а оборудование скупил М. Мавраев. [4, С. 76]. Во всех трех вышеуказанных типо-литографиях книги в основном издавались литографским способом.
Литография (от греч. lithos – камень и grapho – пишу) – способ печати, при котором оттиски получаются переносом краски с плоской (нерельефной) печатной формы непосредственно на бумагу, прижимаемую к форме. Печатная форма изготовляется на литографском камне (известняке). Изображение выполняется жирной тушью или литографским карандашом на поверхности камня и затем подвергается химической обработке. После увлажнения поверхности формы и нанесения краски производится печатание [5, С. 325.]
Качество литографированных книг зависело от мастерства переписчиков, или катибов. В типографии А.М. Михайлова работали известные дагестанские катибы Газимухаммад из Уриба, Катиб Хасан (Гасан Ибрагимов из Н. Казанища). Возможно, в указанной типографии работали и другие катибы, однако в настоящее время мы не располагаем подобной информацией.
Рукописный фонд ИИАЭ ДНЦ (Ф. 15) располагает некоторыми образцами печатной продукции на арабском языке, выпущенными в Порт-Петровске в типографии А.М. Михайлова.
1. «Шарх Исагуджи фи ‘илм ал-мантик» – сочинение по логике [6, Инв. № № 863 (ч. 1), 1020)]; автор – Хисамаддин ал-Кати; дата издания – ориентировочно 1905 г.; издано на средства М. Мавраева; формат 27×17,5 см; 40 с., тонкая шероховатая бумага; геометрические элементы в оформлении; переписчик – Газимухаммад из Уриба.
2. «Кашиф ал-кина‘ ‘ала-Кава‘ид ал-‘ираб» [6, Инв. № 1443] – сочинение по грамматике, автор – Шейх Зада, издано М.Х. Асадовым в 1328 г. х. /1910 г.; формат 17×27 см; 72 с., тонкая желтая бумага; в оформлении присутствуют элементы растительного орнамента.
3. «ал-Адаб ал-мардийа фи тарика ан-накшбандийа» [6, Инв. № 17] – сочинение по суфизму, автор – Джамаладдин ал-Газигумуки; дата издания – 1905 г.; издано на средства М. Мавраева; формат – 18,5×14 см; 83 с.; тонкая бумага белого цвета; переписчик – Газимухаммад, сын Мухаммадали, сына Амирхана из Уриба.
4. «Идах ал-мубхам мин ма‘ани ас-суллам» [6, Инв. № № 541, 564, 1335] – сочинение по логике, автор – Ахмад ад-Даманхури; дата издания – предположительно 1905 г.; издано на средства М. Мавраева; формат – 27×18,5 см, тонкая шершавая бумага; 56 с.; переписчик – Газимухаммад из Уриба.
5. «Тухфат ал-мутаваджидин» [6, Инв. № 953] – сочинение по фикху, автор – Хаджи Хусейн ал-Алахи (из Алака); дата издания – ориентировочно 1906 г.; издана на средства М. Мавраева; формат – 18,5×13,5 см; 16 с.; тонкая желтоватая бумага; переписчик – Газимухаммад из Уриба.
6. «Шарх Мулла Джами» [6, Инв. № № 4, 96, 104, 362, 1034] – сочинение по грамматике; автор – Абдаррахман Джами; дата издания – 1905 г.; издатель – М. Мавраев; формат 28×18,5 см; 580 с.; в оформлении использован геометрический орнамент; переписчик – Газимухаммад из Уриба.
7. «Шарх ал-Унмузадж» [6, Инв. № № 16, 28, 261, 518, 534] – сочинение по грамматике; автор – ал-Ардабили; дата издания – 1905 г.; издатель – М. Мавраев; формат: 27,5×17,5 см; бумага плотная, желтого цвета; 191 с., переписчик не указан.
Книгам, изданным литографским способом в Дагестане в начале ХХ века, присущи следующие особенности оформления:
1) титульные листы большинства книг украшены растительным или геометрическим орнаментом (иногда присутствуют и геометрический, и растительный орнаменты вместе);
2) титульный лист и листы текста обрамлены прямоугольными одно-двух-трехлинейными рамками;
3) на всех страницах книги размещается одинаковое количество строк;
4) на титульных листах многих книг указано, что они изданы с разрешения Санкт-Петербургской цензуры от такого-то числа;
5) сведения о переписчике (а также сведения о том, когда, где и с какого текста было переписано данное произведение) фиксируются в колофоне в конце книги (форма колофона бывает разной – ромб, треугольник, трапеция и др.);
6) у большинства книг имеется краткая аннотация данного произведения на титульном листе (в форме стихов или прозы) и введение в начале текста произведения.
Часто на титульном листе содержатся сведения, что данная книга издана на средства автора, переводчика или другого лица. Здесь же в некоторых книгах указывалось, что право на переиздание данного произведения принадлежит тому-то [3, С. 12].
Большая часть книг переплетена в картонные обложки, редко встречаются кожаные, с тиснениями (книга в картонной обложке стоила значительно дешевле).
Обращают на себя внимание следующие детали:
1) переписчиком всех рассмотренных выше книг, изданных в типографии А.М. Михайлова, был Газимухаммад, сын Мухаммадали, сына Амирхана из Уриба, за исключением № 1443 – «Кашиф ал-кина‘ ‘ала Кава‘ид ал-и‘раб», переписчиком которой был катиб Хасан, сын Хаджи Ибрахима из Казанища;
2) все вышеуказанные книги были изданы в 1905–1906 гг., за исключением экземпляра № 1443, который был издан в 1910 г;
3) издателем перечисленных выше книг был М.М. Мавраев, за исключением № 1443 – издателем этой книги был М.Х. Асадов;
4) если распределить рассмотренные выше книги по тематическому признаку, то наибольшее количество книг приходится на грамматику (11 экземпляров), на втором месте – логика (5 экземпляров), на третьем месте – коранические науки (2 экземпляра).
Предположительно, в типографии А.М. Михайлова преобладали заказы на учебники по грамматике по сравнению с произведениями по другим отраслям наук, однако этого нельзя с точностью утверждать, так как, к сожалению, не сохранился ни один каталог литографированных книг на арабском языке, выпущенных типографией А.М. Михайлова.
Исходя из вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что в 1905–1906 гг. типография А.М. Михайлова была единственной в Дагестане, выпускающей литографированную продукцию на арабском языке. Именно туда обращались и М. Мавраев, официально открывший свою типографию «ал-Матба‘а ал-Исламийа» только в 1907–1908 гг., и М.Х. Асадов, иранец по происхождению, владелец книжного магазина «Иттихад», также печатавший книги на арабском языке по заказу в Казани, Симферополе, Стамбуле, Каире.
Таким образом, печатные книги на арабском языке, имевшие хождение в Дагестане в конце XIX – начале XX в., можно условно разделить на 3 группы:
1) книги, привезенные в Дагестан из-за его пределов (из стран Востока, а также из других городов Российской Империи – Казани, Бахчисарая, Симферополя);
2) книги, напечатанные дагестанскими издателями за пределами Дагестана;
3) книги, напечатанные в дагестанских типографиях.
Книг, изданных за пределами Дагестана, было значительно больше, чем книг местного издания, что свидетельствует об относительно слабом развитии издательского дела в Дагестане в конце ХIХ – начале ХХ века.
Типография А.М. Михайлова сыграла существенную роль в издании литографированных книг на арабском языке, однако после 1910 г. арабоязычное книгопечатание в ней, скорее всего, было приостановлено.
«Исламская типография» М. Мавраева, находившаяся в столице Дагестанской области г. Темир-Хан-Шуре, с 1907–1908 гг. начинает издавать в значительных количествах книги на арабском языке самой разнообразной тематики: грамматика, литература, поэзия, языкознание, фикх, суфизм, богословие («таджвид»), догматика, логика, риторика, практическая астрономия («микат») и др.
Для работы в типографии М. Мавраева были привлечены лучшие переписчики Дагестана, в том числе и упомянутые выше Гасан Ибрагимов (Катиб Хасан) и Газимухаммад из Уриба. Неизвестно, продолжали ли они выполнять заказы типографии А.М. Михайлова или нет – информация об этом отсутствует. Самой поздней датой издания литографии на арабском языке в типографии «Каспий» в настоящий момент мы можем считать 1910 г. (исходя из материалов, побывавших в нашем распоряжении).
После Октябрьской революции в апреле 1918 г. типография А.М. Михайлова была национализирована (вместе с ней были национализированы типографии М. Мавраева, В.М. Сорокина, Г.А. Зорина) и передана в ведение Военревкома для издания газеты «Дагестанский труженик» – органа интернационального Военно-революционного комитета.
Рецензенты:
Дадаев Ю.У., д.и.н., ведущий научный сотрудник Отдела древней и средневековой истории Дагестана Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, г. Махачкала;
Кидирниязов Д.С., д.и.н., профессор, ведущий научный сотрудник Отдела древней и средневековой истории Дагестана Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, г. Махачкала.
Работа поступила в редакцию 11.07.2013.