Врожденные пороки развития составляют одну из самых актуальных медицинских и социальных проблем в связи с их высокой частотой и тяжестью. Рождение ребенка с врожденной патологией челюстно-лицевой области – большое потрясение для родителей и довольно стрессовая ситуация для медицинских работников, призванных дать родителям необходимые разъяснения о характере дефекта, особенностях кормления и ухода за ребенком, а также о перспективах устранения анатомофункциональных нарушений.
С высокой распространенностью врожденных пороков развития лица, а также тяжестью анатомических и функциональных нарушений связаны особые требования к организации лечения больных. У этих детей от рождения расстроены функции сосания, глотания, жевания, внешнего дыхания, нарушена речевая артикуляция. Попадание пищи из полости рта в полость носа и носоглотку приводит к развитию хронического ринита, евстахиита, отита и как, следствие, к снижению слуха [1].
Несмотря на огромный опыт лечения, у челюстно-лицевых хирургов до сих пор нет единого взгляда на способы и сроки проведения операций хейло- и уранопластики. Так, проведение операций на небе в очень ранние (до 1 года) и ранние (до 2 лет) сроки, безусловно, способствуют быстрейшему восстановлению функций, нарушенных в результате заболевания, и являются профилактикой вторичных воспалительных заболеваний органов отоларингологии [2, 3]. Однако чем раньше проводится операция на небе, тем больше вероятность недоразвития верхней челюсти в отдаленном послеоперационном периоде из-за наличия рубцов на небе и повреждения зон роста верхней челюсти во время уранопластики [4, 5].
Критерии успеха при комплексном лечении детей с врожденной расщелиной губы и неба – не только восстановление правильной анатомической формы верхней губы, неба, альвеолярного отростка верхней челюсти, носа и других чисто косметических дефектов, но и более глубоких и отдаленных результатов проведенных операций, таких как нормализация функций, нарушенных в результате заболевания – нормальный прием пищи, речи.
Цель исследования – ретроспективное изучение результатов проведения хейло- и уранопластики, развившихся вследствие различного характера послеоперационных осложнений.
Материалы и методы исследования
Нами проведено ретроспективное изучение оперированных больных с врожденными расщелинами губы и неба за период с 2010 по 2012 г., получивших лечение в отделении челюстно-лицевой хирургии Ошской межобластной объединенной клинической больницы. Всего оперировано 361 ребенок с врожденной расщелиной губы и неба. Из них девочек 145 (40,1 %) и мальчиков 216 (59,9 %).
Изолированных незаращений верхней губы у 115 (31,8 %) детей, в зависимости от степени расщелины больные были разделены на две группы: с полной расщелиной – 78, с частичной врожденной расщелиной верхней губы – 37 больных.
Изолированные расщелины мягкого неба выявлены всего у 82 человек (22,7 %): из них у 12 (3,3 %) – частичная расщелина мягкого неба; у 164 (45,4 %) – полная расщелина мягкого, твердого неба и альвеолярного отростка, при этом односторонних – 152 (92,6 %), двусторонних – 12 (7,4 %).
У 12 больных детей с частичными расщелинами мягкого неба операция велопластики произведена по методу Гуцана.
При наличии полной расщелины мягкого и твердого неба или неполной расщелины твердого неба детей оперировали, как правило, в один этап методом радикальной уранопластики по методу Лимберга. Таких детей было прооперировано 234 (64,8 %) человека. Операцию проводили в возрасте от 3 до 5 лет. Если расщелина неба сочеталась с расщелиной верхней губы, то операцию пластики верхней губы, как правило, проводили в 6-месячном возрасте, далее второй этап операции проводили в возрасте 3-х лет.
Результаты исследования и их обсуждение
Нами проведено исследование 361 истории болезни детей с врожденными расщелинами верхней губы, мягкого и твердого неба, получавших лечение в челюстно-лицевой хирургии с 2010 по 2012 год. Врожденная полная расщелина верхней губы с деформацией крыла носа в основном оперированы по методу Милларда–Козина. Частичные расщелины верхней губы без деформации крыла носа в основном оперированы по методу Обуховой. При выполнении операций по методу Милларда–Козина наблюдались некоторые осложнения у 5 больных (6,4 %), а при выполнении операций по методике Обуховой (частичные расщелины), раны зажили первичным натяжением, осложнений не наблюдалось.
Детей с частичной расщелиной мягкого неба оперировано 12 больных по методу Гуцана в возрасте 2,0–2,5 лет. Важный этап велопластики – тщательное восстановление целостности, а, следовательно (в дальнейшем), и функций мышц мягкого неба. Адекватная длина мягкого неба и небно-глоточный затвор (клапан) создавались за счет отсечения мышц мягкого неба от заднего края твердого неба и их переориентации от переднезаднего к поперечному направлению. Так, восстановление непрерывности m. tensor. veli pаlаtini и m. palatoglossus формирует мышечный сфинктер мягкого неба и ведет к его удлинению.
С полной расщелиной твердого и мягкого неба прооперировано 70 больных методом радикальной пластики по Лимбергу, с резекцией небных отверстий и последующим освобождением сосудисто-нервных пучков. При этом у 6 больных образовался послеоперационный дефект переднего отдела твердого неба: у 2 больных во время освобождения сосудистно-нервного пучка произошло повреждение сосудов и в последующем образовался некроз кончика лоскута; у 3-х больных – частичное расхождение швов на границе твердого и мягкого неба и образовался послеоперационный дефект, и у 1 больного после операции на 5 сутки произошло полное расхождение швов после повышения температуры тела и интоксикации организма. Послеоперационная контрактура наблюдалась у 6 больных, после проведения ЛФК-терапии произошло восстановление у 4 больных, но при этом у 2 больных осталась незначительная контрактура в невосстановленном виде. У 2-х больных образовался послеоперационный дефект переднего отдела твердого неба.
С полной расщелиной твердого и мягкого неба и альвеолярного отростка односторонней прооперировано 152 больного, с двухсторонней – 12 больных, они также оперированы методом радикальной операции по Лимбергу с резекцией и остеоламинотомией и последующим освобождением сосудисто-нервного пучка. Альвеолярный отросток и передний отдел твердого неба закрывался лоскутом, выкроенным по переходной складке верхней челюсти.
Таким образом, проведенное комбинированное закрытие врожденных расщелин твердого и мягкого неба и альвеолярного отростка при односторонних расщелинах дает хорошие результаты, то есть у прооперированных таких больных послеоперационных дефектов почти не наблюдалось. Частичное расхождение швов на границе твердого и мягкого неба с последующим образованием дефекта размером от 0,3×0,5 см отмечено у 12 (7,8 %) больных. Но при двухсторонних расщелинах развитие послеоперационных дефектов отмечается значительно чаще, у 6 больных в переднем отделе твердого неба, то есть почти у 50 % отмечаются осложнения.
После радикальной уранопластики по Лимбергу отмечается отставание роста верхней челюсти из-за частичной резекции небной кости. Образование после ранней уранопластики послеоперационного рубцового тяжа также приводит к задержке роста верхней челюсти. При неправильной тактике оперативной методики проведения уранопластики отмечается укорочение мягкого неба с последующим нарушением речи.
Из 246 больных с врожденными расщелинами твердого и мягкого неба у 68 (27,6 %) больных отмечается отставание роста верхней челюсти, у 31 (12,6 %) больного отмечались послеоперационные осложнения.
Таким образом, несвоевременно начатое или неправильно проведенное лечение может только усугубить имеющуюся у ребенка патологию. Поэтому дети с врожденным пороком развития лица нуждаются в тщательно организованном уходе, наблюдении и лечении с участием челюстно-лицевого хирурга, ортодонта, педиатра, оториноларинголога, психоневролога, генетика, логопеда, методиста по лечебной гимнастике, психолога.
Учитывая высокий процент развития послеоперационных осложнений и отставания в росте верхней челюсти, необходимость в поиске и улучшении оперативных методов лечения и профилактики послеоперационных осложнений после уранопластики требует дальнейших разработок и коррекций.
В нашей клинике разработаны модифицированные методы уранопластики с целью устранения отставания в росте верхней челюсти и профилактики послеоперационных осложнений, инновационные методы применения синего света с длиной волны 450 нм. Применение данных методик позволяет получить довольно хорошие результаты, но об этом в отдельных статьях, посвященных нашим разработкам.
Рецензенты:
Сулайманов Ш.А., д.м.н., профессор, директор Ошской межобластной объединенной клинической больницы, г. Ош;
Муратов А.А., д.м.н., профессор, координатор по хирургии Ошской области, г. Ош.
Работа поступила в редакцию 18.03.2013.