Одной из актуальных проблем клинической онкологии в настоящее время продолжает оставаться рак предстательной железы (РПЖ).
Ранняя диагностика РПЖ в последнее десятилетие приобрела особую актуальность вследствие неуклонного роста заболеваемости [1, 2].
По величине прироста в России РПЖ занимает второе место (63,9 %), уступив первое место (66,1 %) раку почки [2].
По показателям заболеваемости РПЖ в настоящее время – одна из наиболее часто встречающихся злокачественных опухолей мужчин среднего и пожилого возраста. Способствующим этому фактором является увеличивающаяся в развитых странах продолжительность жизни и естественное старение населения. Рак предстательной железы по уровню смертности во многих странах мира занимает второе место. Показатели смертности от РПЖ в России также высокие, причины – неудовлетворительная диагностика на ранних стадиях.
За последнее десятилетие, благодаря все большему внедрению в клиническую практику современных диагностических методов, увеличилось число впервые выявленных случаев заболевания РПЖ, т.е. на более ранних стадиях, когда у больных отсутствуют клинические признаки заболевания [3–6, 7–8].
Тем не менее до 70 % пациентов обращаются за медицинской помощью на поздних стадиях, при которых невозможно проведение адекватного радикального лечения, что, несомненно, отражается на прогнозе заболевания [2, 10].
Смертность на первом году жизни после установления диагноза по данным отдельных авторов составляет около 30 %, что указывает на диагностику РПЖ на поздних стадиях [5].
Цель исследования – изучить значение современных методов ультразвукового исследования в диагностике рака предстательной железы.
Материалы и методы исследования
Для выполнения поставленной цели нами обследовано 65 пациентов, средний возраст которых составляет 68,1 ± 5,3 лет. Всем пациентам проводилось пальцевое ректальное исследование (ПРИ), клинико-биохимическое исследование, а также определение уровня простат-специфического антигена (ПСА) в сыворотке крови. Следующий этап обследования включал ультразвуковое трансабдоминальное и трансректальное исследование в В-режиме с последующим использованием методик цветового допплеровского картирования кровотока, энергетической допплерографии и 3-мерной допплерографии.
Для выполнения эхографии использовали ультразвуковой аппарат Logig 9 с применением датчиков 3,5–11,4 Мгц по общепринятой методике.
Диагностическое обследование завершилось выполнением мультифокальной трансректальной биопсии под ультразвуковым контролем с последующим морфологическим исследованием полученного материала.
Результаты исследования и их обсуждение
Пальцевое ректальное исследование проведено всем 65 пациентам. При ПРИ акцентировали внимание на наличие асимметрии железы, плотности, размерах железы, подвижности слизистой прямой кишки над железой, наличии отдельных узлов.
При ПРИ установлено наличие асимметрии железы у 7 больных, увеличение размеров железы – у 21 пациента, повышение плотности железы – у 21 больного, наличие отдельных узлов повышенной плотности – у 14 и ограничение подвижности слизистой прямой кишки над железой – у 2 больных.
Нами проведено сопоставление данных полученных при ПРИ, с показателями гистоморфологической градации опухоли по шкале Глисона.
При этом установлено, что у больных с баллом до 5 наличие асимметрии железы выявлено у 2 больных, увеличение размеров простаты – у 8 пациентов, повышенная плотность железы – у 7 больных, наличие отдельных узлов – у 5 пациентов, ограничение подвижности слизистой прямой кишки над железой не выявлено.
У пациентов с баллом от 5–7 наличие асимметрии железы выявлено у 3 больных, увеличение размеров простаты – у 11 пациентов, повышенная плотность – у 12 больных, наличие отдельных узлов – у 6 больных, ограничение подвижности слизистой прямой кишки над железой не выявлено.
В группе пациентов с баллом более 7 наличие асимметрии железы выявлено у 2 больных, увеличение размеров простаты – у 2 пациентов, повышение плотности железы – у 2 больных, наличие отдельных узлов у 3, ограничение подвижности слизистой прямой кишки над железой – у 2 больных.
Анализ полученных результатов при сопоставлении данных, полученных при ПРИ и показателей шкалы Глисона, выявил, что в группе больных с баллом от 5 до 7 по шкале Глисона увеличение железы в размерах наблюдалось чаще, повышение плотности железы в группе больных менее 5 и 5–7 баллов, наличие отдельных узлов у больных менее 5 и 5–7 баллов.
Проведенный анализ полученных данных установил, что чувствительность ПРИ составила 68,9 %, специфичность – 61,5 %, а точность – 67,3 %.
В последные десятилетия широко применяется для диагностики РПЖ определение уровня ПСА в сыворотке крови. Средний показатель уровня простат-специфического антигена в сыворотке крови у обследуемых пациентов составил 15,0 ± 6,97 нг/мл.
Трансректальное ультразвуковое исследование проведено 65 больным.
При ТРУЗИ у 27 пациентов выявлена неровность контуров железы. У 38 (58,5 %) больных выявлен гипоэхогенный очаг с четкими контурами и дифференциацией от окружающей неизменной ткани предстательной железы.
У 14 (21,5 %) больных опухоль визуализировалась в виде изоэхогенного образования. Изоэхогенные образования вызывали определенные затруднения в диагностике в связи с нечеткой дифференциацией границы опухоли и неизмененной ткани предстательной железы.
У 11 (17 %) больных опухоль определялась в виде очага смешанной эхогенности и у 2 (3 %) пациентов как гиперэхогенное образование. Патологический очаг у 41 пациента локализовался в периферической зоне, у 7 – в центральной и у 17 – в переходной зоне.
По нашим данным, чувствительность ТРУЗИ при РПЖ составила 73,9 %, специфичность – 57,5 %, точность – 71,7 %.
При ТРУЗИ с использованием ЦДК кровотока, энергетической и трехмерной допплерографией у 47 больных выявлена патологическая васкуляризация с дезинтеграцией и деформацией сосудистого рисунка. Увеличение количества кровеносных сосудов и их концентрации с преимущественной локализацией в периферической зоне выявлено у 25 больных и у 29 пациентов внутриопухолевая локализация кровеносных сосудов.
Из 38 больных с гипоэхогенным очагом патологическая васкуляризация выявлена у 30 пациентов, что составило 78,9 %. Из 14 пациентов с изоэхогенными признаками опухоли патологическая васкуляризация диагностирована у 12 (85,7 %) и из 11 больных с образованиями предстательной железы смешанной эхогенности патологическая васкуляризация установлена в 5 (45,5 %) случаях.
По нашим данным, чувствительность УЗИ в сочетании с ЦДК кровотока, ЭД и 3Д при раке предстательной железы составила 85,7 %, специфичность – 73,9 %, точность – 82,9 %.
При сопоставлении данных, полученных при УЗИ с показателями гистоморфологической градации опухоли по шкале Глисона, установлено: в группе пациентов с суммой баллов менее 5 гипоэхогенный очаг выявлен у 15 больных, изоэхогенный очаг – у 5 и у 2 больных – очаг смешенной эхогености. При сумме баллов 5–7 гипоэхогенное образование встречалось в 18 случаях, изоэхогенное – в 8, гиперэхогенное – в 1 случае и очаг смешанной эхогености – у 5 больных. У пациентов с суммой баллов более 7 гипоэхогенный очаг выявлен у 5 больных, изоэхогенный – у 1, очаг смешанной эхогенности – у 4 пациентов и у 1 больного – гиперэхогенный очаг.
Патологическая васкуляризация с дезинтеграцией и деформацией сосудистого рисунка в группе больных с суммой баллов менее 5 наблюдалась у 14 (63,6 %) пациентов, с суммой баллов 5–7 у 27 больных (87 %) и у 6 (60 %) пациентов с суммой баллов более 7.
Анализ полученных данных выявил, что гипоэхогенный очаг чаще встречается при сумме баллов 5–7 и менее 5 баллов, изоэхогенная опухоль чаще при сумме баллов 5–7. Патологическая васкуляризация с дезинтеграцией и деформацией сосудистого рисунка чаще диагностирована в группе больных с суммой баллов 5–7.
После проведенного анализа полученных данных пациенты были распределены по стадиям: Т1 стадия установлена у 5 больных, что составило 7,7 %, Т2 стадия – у 16 пациентов (24,6 %), Т3 стадия – у 41 больного (63,1 %) и Т4 стадия – у 3 пациентов (4,6 %).
Заключение
Анализ полученных данных свидетельствует о том, что РПЖ визуализировался в большинстве случаев как гипоэхогенное образование с преимущественной локализацией в периферической зоне.
Характерным допплерографическим признаком РПЖ является патологическая васкуляризация с дезинтеграцией и деформацией сосудистого рисунка.
Установлена взаимосвязь эхографических признаков с показателями гистоморфологической градации опухоли по шкале Глисона.
Комплексная эхография с ЦДК кровотока, ЭД и 3Д является эффективным методом оценки структуры и васкуляризации опухолевых образований предстательной железы, что, несомненно способствует улучшению ранней диагностики рака предстательной железы и планированию адекватной тактики лечения.
Рецензенты:
Клюшкин И.В., д.м.н., профессор кафедры общей хирургии, ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, г. Казань;
Акберов Р.Ф., д.м.н., профессор кафедры лучевой диагностики, ГБОУ ДПО «Казанская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, г. Казань.
Работа поступила в редакцию 15.03.2013.