В свете современных представлений стрессовые нагрузки являются основной причиной, нарушающей механизмы саморегуляции сердечно-сосудистых функций и ведущей к развитию артериальной гипертензии. С каждым годом количество молодых людей, страдающих от стресс-индуцированной артериальной гипертензии, неуклонно растет.
Результаты многих исследований показали, что психологические факторы, в первую очередь, конкуренция и потеря поддержки семьи являются более универсальной причиной артериальной гипертензии, чем, например, ожирение или чрезмерное употребление поваренной соли.
Существуют несколько физиологических и личностных характеристик, способствующих повышению артериального давления и/или возникновению артериальной гипертензии. Эти личностные особенности, как правило, связаны с повышенной чувствительностью к эмоциональному стрессу. Наиболее характерны в этом плане враждебность и ощущение безнадежности с элементами депрессии.
В клинике сердечно-сосудистых заболеваний выделен даже так называемый поведенческий тип А, который в большинстве случаев приводит к развитию артериальной гипертензии. Такой тип поведения имеет 3 характерных признака: враждебность (недоброжелательность), соревновательность, постоянный дефицит времени.
Изучая феномен враждебности, J. Barefoot et al. (1983) подтвердили, что именно эта черта стабильна во времени и помогает прогнозировать сердечно-сосудистую и общую смертность, в том числе связанные с повышением артериального давления. Она приводит к повышению артериального давления, вазоконстрикции, а также повышению в плазме крови уровня тестостерона и кортизола.
Другой психологический фактор, относящийся к повышению артериального давления, – сильное желание доминировать и управлять другими – «властная мотивация». Несколько исследований подтвердили связь «властной мотивации» с высокой реактивностью сердечно-сосудистой системы и повышенным уровнем артериального давления.
Людей, склонных к гиперактивности и артериальной гипертензии, характеризует также стремление к активному преодолению трудностей. Такие люди отличаются верой в возможность личного контроля над ситуацией и в то, что тяжелая работа и преодоление трудностей в будущем приведут к успеху. Теоретически такое преодолевающее поведение не приведет к увеличению активности симпатической нервной системы и повышению артериального давления, если внешние обстоятельства создают поддержку при наличии соответствующих ресурсов. Однако, если внешнее окружение индивидуума в чем-либо недостаточно, развивается гиперактивность симпатической нервной системы и артериальной гипертензии [5, 6].
Стоит отметить тот факт, что все эти признаки являются постоянными спутниками студентов, что автоматически включает их в группу риска по заболеваемости стресс-индуцированной артериальной гипертензией [6].
Целью исследования явилось изучение возможности применения транскраниальной электростимуляции (ТЭС-терапии) – метода, предложенного проф. В.П. Лебедевым и соавт. (1983), для купирования стресс-индуцированной артериальной гипертензии у студентов вузов.
Материалы и методы исследования
Производилась оценка клинических показателей и субъективного состояния у 64 студентов старших курсов со стресс-индуцированной артериальной гипертензией. Правильность постановки диагноза подтверждалась общепринятыми критериями, включающими клинические признаки (артериальное давление 140–159/90–99 мм рт. ст., тошнота, головокружение, «мушки» перед глазами, сердцебиение, быстрая утомляемость, слабость) и данные лабораторных и инструментальных методов исследования, с целью исключения вторичной артериальной гипертензии (общий анализ крови, общий анализ мочи, биохимический анализ крови, электрокардиография, эхо-кардиография, ультразвуковое исследование почек, надпочечников, почечных артерий, исследование глазного дна, определение липидного спектра (ЛПВП, ЛПНП, триглицериды), концентрации мочевой кислоты, гормонов) [4, 5].
С целью получения максимально достоверных данных использовались следующие параметры отбора: возраст от 20 до 25 лет (средний возраст 22 года), наличие стресс-индуцированной артериальной гипертензии, оцениваемой как артериальная гипертензия 1 степени (артериальное давление 140–159/90–99 мм рт. ст.), 1 стадии (без поражения органов-мишеней), развившейся не ранее 2006 г. остро, с эпизодов повышения артериального давления до 159/99 мм рт. ст., сопровождающихся слабостью, тошнотой, головокружением, сердцебиением, мельканием «мушек» перед глазами. Критерием отбора также являлось отсутствие аритмий, вживленных электрокардиостимуляторов, травм и опухолей головного мозга, психических заболеваний, тиреотоксикоза, так как все вышеперечисленные состояния являются протовопоказаниями к проведению ТЭС-терапии [3].
Среди испытуемых женщин и мужчин было поровну, по 32 человека.
Испытуемые были разделены на 2 группы: 1 группу, куда входили студенты, получавшие лечение методом ТЭС-терапии, и 2 группу, контрольную, куда входили студенты, получавшие симптоматическое лечение. Под симптоматическим лечением в данном случае подразумевается прием легких седативных средств (Валокордин, настойка валерианы, драже «Вечернее») в стрессовых ситуациях. Группы сопоставимы по возрасту, полу, длительности и выраженности артериальной гипертензии, уровню стресса и стрессоустойчивости [1, 4, 6].
До начала исследования студентам было предложено пройти несколько тестов (бостонский тест на стрессоустойчивость, шкала социальной адаптации по Холмсу и Раге, тест на уровень стресса, разработанный Институтом социальной психологии, г. Тюмень).
Каждому испытуемому разъяснены цели и задачи исследования и предоставлено «Информированное согласие» на подпись.
Студентам 1 группы проведены 10 сеансов ТЭС-терапии. ТЭС-терапия проводилась электростимулятором «Этранс – 2» с частотой 74 ± 1,5 Гц и величиной суммарного тока 1,5–2,5 мА. Расположение электродов – фронто-мастоидальное (катод помещался на лоб в надбровной области, сдвоенный анод – на сосцевидные отростки). Под электроды подкладывали прокладки из 16 слоев белой фланели, смоченные водопроводной водой. Курс лечения составлял 10 сеансов. Длительность первого сеанса – 20 минут, всех последующих – 30 минут [1, 2].
Ежедневно всем исследуемым производилось измерение артериального давления (утром, вечером, при возникновении стрессовой ситуации), а на 5 и 10 сутки предлагалось повторно пройти тесты. Также производили наблюдение за реакцией студентов на стрессовые ситуации. Испытуемым было предложено в течение всего времени проведения исследования и месяца после него вести дневники, в которых они подробно описывали свое физическое и психическое состояние.
Для статистической обработки данных использовалась программа «Statistica 6.0».
Результаты исследования и их обсуждение
Согласно пройденным до начала исследования тестам (бостонский тест на стрессоустойчивость, шкала социальной адаптации по Холмсу и Раге, тест на уровень стресса, разработанный Институтом социальной психологии, г. Тюмень), студенты имели пониженный уровень стрессоустойчивости, пороговую степень сопротивляемости стрессу и высокий уровень стресса.
Уже после 1 процедуры студенты 1 группы отмечали прилив сил и улучшение настроения, сохраняющиеся в течение 3–4 часов.
После 3 процедуры имела место стойкая нормализация артериального давления при измерении как утром, так и вечером у 41 % испытуемых (13 человек из 32). То есть их артериальное давление вне стрессовых ситуаций можно было оценивать как «высокое нормальное» (130–139/85–89 мм рт. ст.) [4].
Когда после 5 процедуры студенты 1 группы снова прошли тестирование, оказалось, что уровень стрессоустойчивости у 66 % из них (21 человек) стал нормальным, а уровень стресса – средним, в то время как студенты 2 группы все так же имели высокий уровень стресса и низкий уровень стрессоустойчивости.
После 7 процедуры у 75 % студентов 1 группы (24 человека) артериальное давление стабилизировалось и даже при возникновении стрессовых ситуаций не выходило за границы нормы (менее 130/85 мм рт. ст.).
Интересна реакция студентов 1 группы на стрессовые ситуации. По их словам, несмотря на внутреннюю напряженность, они чувствовали спокойствие и способность быстро принять решение. В то же время студенты 2 группы в стрессовых ситуациях вели себя несдержанно, беспокойно, прибегая к помощи седативных средств (драже «Вечернее» по 2–3 драже, Валокордин по 15–20 капель).
Все студенты 1 группы отметили улучшение когнитивных функций, у них нормализовался сон, облегчились процессы засыпания и пробуждения. Испытуемые 1 группы, принимающие седативные средства, отметили, что во время терапии в них не нуждались, а после неё значительно снизили дозу.
К 10 процедуре стойкая нормализация артериального давления наблюдалась у 81 % испытуемых 1 группы (26 человек). Уровень стресса и стрессоустойчивости стал нормальным у 94 % студентов 1 группы (30 человек). У студентов 2 группы уровень стресса и стрессоустойчивости остался прежним.
Анализ дневников, которые вели испытуемые в течение всего времени исследования, также позволил сделать заключение о результативности применяемой методики. Абсолютно все студенты отмечали новое для себя (или порядком забытое) состояние спокойствия и уверенности в собственных силах. Отмечалось значительное улучшение когнитивных функций, испытуемые стали менее забывчивыми, легче усваивали новую информацию и без труда могли пользоваться уже полученными знаниями и умениями. Расстройства сна, которыми в той или иной степени страдали студенты, практически полностью купировались. Процесс засыпания стал более быстрым, сон – глубоким, а пробуждение – легким. Важное значение имело и избавление испытуемых от различного вида головных болей.
Заключение
Таким образом, стимуляция эндогенных опиоидных структур головного мозга методом ТЭС-терапии у студентов, страдающих стресс-индуцированной артериальной гипертензией, приводит к стойкой нормализации артериального давления, повышению стрессоустойчивости, снижению уровня стресса, повышению качества сна, снижению вегетативных расстройств, улучшению когнитивных функций, а также улучшению общего состояния испытуемых, что подразумевает возможность использования ТЭС–терапии для лечения стресс-индуцированной артериальной гипертензии как у студентов вузов, так и в общем у людей, профессия или образ жизни которых связан с постоянным стрессом.
Рецензенты:
Бердичевская Е.М., д.м.н., профессор, зав. кафедрой физиологии, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Краснодар;
Быков И.М., д.м.н., профессор, зав. кафедрой фундаментальной и клинической биохимии, ГБОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, г. Краснодар;
Щуковский В.В., д.м.н., профессор, главный научный сотрудник отдела инновационных проектов в нейрохирургии и вертебрологии, ФГБУ «СарНИИТО», г. Саратов;
Курзанов А.Н., д.м.н., профессор кафедры клинической фармакологии и функциональной диагностики, ФПК и ППС ГБОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, г. Краснодар.
Работа поступила в редакцию 11.03.2013.