В настоящее время существует большое количество различных методов и способов лечения гнойных ран у животных. Однако проблему борьбы с хирургической инфекцией можно считать одной из основных проблем хирургии. Стандартная хирургическая практика обычно предусматривает радикальную хирургическую обработку раны, дренирование и промывание ран для удаления гнойного отделяемого и некротических масс, наряду с антибактериальной терапией.
Однако, в связи с устойчивостью многих штаммов микроорганизмов к антибиотикам, и соответственно недостаточной их эффективности при проведении антибактериальной терапии, снижением иммунитета у животных эти обстоятельства стимулируют поиск новых методов лечения гнойных ран. Одним из таких методов является вульнеросорбция – сорбция с поверхности гнойных ран.
Имеющиеся в медицине результаты исследований отечественных ученых, полученные на лабораторных животных и в клиниках, зарубежный опыт получения широкого спектра лекарственных препаратов на основе хитозана свидетельствуют о наличии антивирусных [1], антибактериальных [2], антидотных [4], антикоагулянтных [7], антиоксидантных [5], адгезионных [6], иммунокорригирующих [3] свойствах, уникальной способности к комплексообразованию хитозана, что позволяет использовать его в качестве энтеросорбентов для детоксикации организма при экзо- и эндотоксемии.
Работ посвященных использованию хитозана в хирургической практике в отечественной и зарубежной литературе крайне мало. Поэтому в нашей работе для вульнеросорбции было решено испытать сухой хитозан для вульнеросорбции, а в качестве лечебного препарата гель на основе хитозана водорастворимого.
Материал и методика
Опыт по изучению динамики заживления экспериментальных инфицированных кожно-мышечных ран проводился на 12-ти беспородных собаках обоего пола, живой массой 13,0 – 15,0 кг, в возрасте 3 – 5 лет, разделённых на две равные группы по принципу приближенных аналогов по 6 голов в каждой.
У собак моделировали экспериментальные кожно-мышечные раны путём рассечения мягких тканей латеральной поверхности бедра длиной 10 см и глубиной 2 см. После остановки кровотечения ткани поверхности раны инфицировали марлевой салфеткой, смоченной взвесью суточной культуры золотистого стафилококка (штамм Р-209) и взвесью фекалий, которую фиксировали в ране провизорными швами на 48 часов.
В контрольной группе животных после удаления инфицируемой салфетки и развития гнойного процесса в ране (3-4 сутки) лечение сводилось к промыванию полости раны раствором калия марганцевокислого (1:500) на фоне аппликации мази Вишневского в течение 7-10 дней.
В опытной группе с целью ускорения очищения ран от гнойного экссудата применяли порошок хитозана, который наносили на рану слоем 4-6 мм. Данные процедуры проводили один раз в день в течение 5-8 дней до очищения ран от гнойного экссудата и появления розовых грануляций. Кроме того, собакам опытной группы дополнительно per os вводили хитозан водорастворимый в форме 3%-ного гелиевого раствора в дозе 2 мл/кг массы животного ежедневно в течение 5 дней.
Результаты исследований
В процессе исследований было установлено, что после наведения туалета раны по общепринятой методике у контрольных и опытных животных видимые различия в состоянии ран начинали проявляться на 3-5-е сутки с начала лечения.
У контрольных животных после развития гнойного процесса в ране, отмечалась лихорадка, признаки угнетения, понижение пищевой возбудимости, болезненность и выраженная отёчность вокруг раны, воспалительный отёк удерживался более длительное время, болезненность была более выражена.
В контрольной группе животных, начиная с третьих суток раневого процесса, использовали дренаж с линиментом Вишневского.
Края и стенки ран у собак контрольной группы были покрыты фибрино-тканевым струпом темно-коричневого цвета, который был плотным, а его удаление сопровождалось капиллярным кровотечением.
На 10-12 сутки раневого процесса, края ран у собак контрольной группы оставались гиперимированными, болезненными с небольшим количеством гнойно-некротических масс.
Таблица 1. Сроки заживления экспериментальных гнойных ран у собак (; n=8)
Группы животных | Препараты | Сроки заживления ран, дни |
Контрольная | промывание раны раствором марганцевокислого калия (1:500) + мазь Вишневского 7-10 дней |
24,4±2,2 |
Опытная | промывание раны раствором марганцевокислого калия (1:500) + хитозан внутрь и порошок местно |
18,6±1,4 |
Площадь ран у животных на 12-й день наблюдений уменьшилась до 7,40±0,14 см2 или на 52,26 %. Мягкие ткани в этот период продолжали быть отёчными, болезненными, из раневой полости наблюдалось выделение гнойного экссудата.
На 14-16-й день отмечалось уменьшение воспаления, постепенное заполнение ран грануляционной тканью и развитие эпителизации. Следует отметить, что у собак контрольной группы грануляционная ткань была более бледной, чем у собак опытной группы. Полное заживление и эпителизация ран в контрольной группе завершилась в среднем на 24,4±2,2 день (таблица).
У животных опытной группы на 5-7 сутки, уже после 4 – 5-и кратной обработки ран сорбционным препаратом (порошком хитозана) существенным образом улучшилось общее состояние. Температура тела была в границах нормы, собаки были достаточно активными, хорошо поедали корм.
На 10-е сутки заметно уменьшилось количество раневого экссудата, значительно снизилась гиперемия и отёк тканей вокруг ран и их зияние. Процесс биологического очищения ран, от остатков некротизированных тканей, на фоне вульнеросорбции шел более интенсивно.
Площадь ран у животных опытной группы на 12-й день наблюдений уменьшилась до 5,50±0,08 см2 или на 65,00 %.
Характерной особенностью было то, что некротизированные ткани превращались в кашицеобразную массу и легко удалялись при промывании антисептиком.
Количество густого гнойного экссудата жёлтовато-зеленоватого цвета было небольшим. Такой характер очищения гнойных ран является ярким признаком активных дренажных свойств хитозана и свидетельствует об активных репаративных процессах в ране за счёт улучшения микроциркуляции и снижения эндогенной интоксикации продуктами распада тканей и микрофлоры.
На 12-14 сутки раны у собак опытной группы почти полностью очистились от девитализированных тканей, имели незначительную припухлость краёв, со стороны которых был ярко выражен эпителиальный ободок, и грануляционная ткань интенсивно покрывалась молодым эпителием.
К этому времени у ран значительно уменьшилось зияние, стенки, и дно ран были покрыты розовой грануляционной тканью.
На 16-18 сутки раневого процесса в опытной группе раны у собак были полностью покрыты эпителием, заживление было полностью завершено, и животные выглядели клинически здоровыми.
Средняя продолжительность лечения составила – 18,6±1,4 суток.
Заключение
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что введение per os 3%-ного гелиевого раствора хитозана и местное применение порошка хитозана в качестве сорбента стимулируют регенеративно-восстановительные процессы, ускоряют очищение ран от мертвых тканей, что способствует ускорению заживления ран в среднем на 5-6 дней.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Зеленков В.Н. Концентрирование культуральной суспензии вируса Марбург методами высаливания, преципитации и флокуляции // М-лы науч. конф., посвящ. 85-летию Томского НИИВиС / ТНИИВиС, 1991. Т. 1. С. 12-14.
2. Насибов С.М. и др. Хитин и хитозан // М 3-й Всесоюз. конф. (29-31 октября, 1991 г.) / ВНИРО. 1992: Совершенствование производства хитина и хитозана из панциросодержащих отходов криля и пути их использования. С. 63-71.
3. Симонова Л.В., Пащук Л.К. Хитин и хитозан // Косметика. Медицина.1998. №1. С. 15.
4. Тарасенко Г.А. Радиопротекторные и антитоксические свойства хитозана из панциря камчатского краба по отношению к 137Cs и 203Hg // М-лы 5 конф. (25-27 мая, 1999 г.) / ВНИРО. – 1999: Новые перспективы в исследовании хитина и хитозана. С. 197-198.
5. Эмануэль Н.Ш. Химическая физика старения и стабилизации полимеров. М.: Химия, 1982. С. 282-287.
6. Gorovoj Z., Kosjakov V. Advances in Chitin Science // Proc. 7th Jnt. Conf. on Chitin / Chitosan. Lion, France. 1997. V.2. P. 858-863.
7. Hirano S., Tanaka J., Hasegawa M. et all. Effect of sulfated derivatives of chitosan on some blood coagulant factors // Carbohydr. Res. 1985. V.I 37. P. 205-215.