Шум в ушах – это явление, которое описывается как звуковое ощущение, возникающее в голове и не связанное с внешним акустическим стимулом. Частота ушных шумов у отологических больных в среднем составляет, по данным разных авторов, до 84 %. В Европе и Северной Америке около 1/3 взрослого населения хотя бы один раз испытали шум в ушах. Примерно 18 млн американцев в год обращаются по этому поводу за медицинской помощью, а 2 млн являются инвалидами [3, 5].
По этиологии шум в ушах делят на сосудистый, наружного и среднего уха, мышечный, периферический, центральный нейросенсорный. К причинам возникновения объективного шума в ушах относятся нейромышечные, мышечно-суставные (патология височно-нижнечелюстного сустава), сосудистые. Причины возникновения субъективного шума в ушах также многообразны: метаболические, заболевания наружного, среднего, внутреннего уха, опухоли, интоксикация, патология шейного отдела позвоночника, вибрация, шум, психоневрологические заболевания (рассеянный склероз) [5, 6, 8].
Значительную роль в патологических механизмах развития шума в ушах играет нарушение гемодинамики внутреннего уха, патология периферических нервных структур слуховой системы. При высокой интенсивности ушного шума у больных возникают сложности в восприятии речи и способности локализовать в пространстве звуковые источники [9]. Несмотря на интенсивную работу над этой проблемой, традиционное медикаментозное лечение (сосудоактивные и улучшающие микроциркуляцию средства, вещества, действующие преимущественно в области чувствительных нервных окончаний, на ЦНС, холинореактивные системы, улучшающие клеточный и тканевой метаболизм) остается недостаточно эффективным [5, 9].
В связи с этим актуальной является разработка новых способов лечения с учетом патогенетических особенностей заболевания [2, 3, 7, 9].
Применение пиявок с лечебной целью имеет тысячелетнюю историю и уходит корнями в медицину Древнего Египта (1500–300 лет до нашей эры) [4]. Особенностью применения медицинских пиявок является наличие в их слюне огромного количества активных веществ. Одним из первых оказался открытый в 1955 году гирудин – вещество, ингибирующее процессы свертывания крови, содержащее 65 аминокислотных остатков. Несколько позже были открыты другие антисвертывающие факторы, такие как фермент дестабилаза, ингибиторы плазмина, калликреина плазмы и ряд других. Изучены факторы диффузии – ферменты гиаулронидаза, коллагеназа, факторы, ингибирующие медиаторы боли – кининазы, антисклеротические факторы – фермент холестеринэстераза. В составе секрета слюнных желез медицинских пиявок выделен еще один энзим с аналогичным действием – глюкуронидаза. В пиявочном секрете идентифицирована коллагеназа, имеющая свойство расщеплять коллагеновые волокна. Фермент оказывает также и антигемостатическое действие, ингибируя коллагениндуцированную агрегацию тромбоцитов [1, 2, 4, 7].
В гомогенизатах пиявок обнаружены ингибиторы амидолитической активности плазмина, трипсина и акрозина – так назывемые бделлины, представляющие собой низкомолекулярные пептиды, важным свойством которых является способность блокировать ферментативный фибринолиз. В выделениях слюнных желез медицинской пиявки изолирован другой тип полипептидов, названных эглинами, обеспечивающих неспецифическую противовоспалительную активность секрета. Пути распространения секрета слюнных желез медицинских пиявок при гирудотерапии: «по контакту», через межклеточное пространство, зависящее от активности ферментов, деполимеризующих структуры соединительной ткани (гиалуронидазы, 3-глюкуронидазы, коллагеназы), способных вызывать «феномен распространения»; гематогенно, по системе сосудистых анастомозов между наружным, средним и внутренним ухом, так как известна способность компонентов секрета пиявок захватываться и проникать в клетку путем активного транспорта, не теряя при этом своих физиологических свойств. С другой стороны, показана возможность деконгестии глубоколежащих органов (головной мозг, радужка глаза, небные миндалины, гортань и др.) после аппликации медицинских пиявок с последующим капиллярным кровотечением в местах соответствующих кожных зон. Поэтому с точки зрения этиологии и патогенеза шума в ушах терапевтический потенциал медицинских пиявок обоснован значительным локальным сосудорасширяющим, противоотечным, противоишемическим действиями, общими антикоагулянтным, тромболитическим, гипотензивным, противовоспалительным воздействиями [1–4].
Цель исследования – изучить влияние комплексной терапии (с применением гирудотерапии) на динамику шума в ушах у больных с сенсоневральной тугоухостью сосудистого генеза.
Материал и методы исследования
В исследовании приняли участие 73 пациента с сенсоневральной тугоухостью (СНТ) сосудистого генеза, сопровождающейся выраженным шумом в ушах. У всех пациентов было получено информированное согласие. В исследовании приняли участие 43 женщины и 30 мужчин. Возраст пациентов: 18–35 лет – 19 (26 %), 35–55 лет – 32 (43,8 %), старше 55 лет – 22 (30,2 %) человека. Длительность заболевания у 64 человек составила от 1 года до 20 лет, у остальных – от 1 месяца до 1 года. У 25 (34,2 %) пациентов выявлена СНТ 1 степени, у 34 (46,6 %) – 11 степени и у 14 (19,2 %) – 111 степени. Из них слуховыми аппаратами пользовались 22 пациента (16 – цифровыми, 6 – аналоговыми).
Основной жалобой пациентов был шум на фоне снижения слуха. У 14 (19,1 %) шум носил постоянный характер, меняющий свою интенсивность. Часто присоединялось ухудшение разборчивости речи. У остальных (80,9 %) шум в ушах появлялся периодически, разной интенсивности. Ведущей причиной, вызвавшей сенсоневральную тугоухость, у всех пациентов были сосудистые заболевания: вегетососудистая дистония у 12 (16,4 %), вертебробазилярная недостаточность на фоне шейного остеохондроза у 46 (63 %), атеросклероз церебральных артерий у 15 (20,6 %).
Тональная пороговая аудиометрия проводилась до и после лечения. Снижение слуха на 15–20 дБ выявлено у 25 (34,2 %) пациентов, на 25–35 дБ – у 26 (35,6 %) человек, снижение слуха больше 40 дБ наблюдалось у 22 (30,2 %) больных.
Все пациенты были объединены в 2 группы, сопоставимые по полу, возрасту и состоянию патологического процесса. Больные обеих групп получали одинаковую базовую терапию в течение 10 дней, включающую традиционные медикаментозные средства, улучшающие мозговой кровоток, реологические свойства крови, обменные процессы мозга; вазодилятаторы, витамины группы В.
Пациенты контрольной группы (35 человек) получали только базовую терапию. Больные основной группы (38 человек) дополнительно получали курс гирудотерапии.
Методика постановки пиявок имела следующие особенности: процедура проводилась 2 раза в неделю, по 4–5 пиявок, до полного насыщения, на курс 10–15 процедур. Пиявки ставились на заушную область, сосцевидный отросток, воротниковую зону, область козелка.
Результаты исследования и их обсуждение
Положительный эффект от проведенного лечения получен у всех пациентов основной группы и у 27 (77,1 %) человек контрольной группы. Сравнительный анализ результатов аудиометрии показал, что повышение уровня звуковосприятия в группе больных, которым проводилась гирудотерапия, на 15–20 дБ выше, чем пациентов контрольной группы.
Значительное уменьшение шума в ушах отмечено у 62 (84,9 %) человек, из них у всех пациентов основной группы и у 24 (68,6 %) контрольной. В группе больных, получавших гирудотерапию, снижение интенсивности шума в ушах уже после первой процедуры отмечено у 6 (15,8 %) человек, после 4–5 процедуры – у 12 (31,6 %) пациентов. К концу лечения шум полностью исчез у 20 (52,6 %) больных, у остальных интенсивность шума значительно снизилась. В контрольной группе положительный эффект наступал к концу лечения, исчезновение ушного шума отмечено у 6 (17,1 %) пациентов.
У владельцев слуховых аппаратов, получавших гирудотерапию, разборчивость речи в тишине и шуме повысилась несколько больше, чем у больных контрольной группы.
Заключение
Проведенное исследование показало, что применение гирудотерапии в комплексном лечении шума в ушах у больных с сенсоневральной тугоухостью сосудистого генеза повышает эффективность традиционной терапии: улучшает общее самочувствие, настроение пациентов, приводит к более значительному улучшению слуха (на 20–25 дБ), быстрому, более ощутимому снижению уровня шума в ушах. У половины пациентов основной группы удалось добиться полного исчезновения шума в ушах в сравнении с 17,1 % случаев в контрольной группе. У владельцев слуховых аппаратов включение гирудотерапии в комплексное лечение оказало значительное положительное влияние на разборчивость речи в тишине и шуме, по сравнению с контрольной группой.
Полученные результаты свидетельствуют о перспективности применения гирудотерапии в комплексном лечении шума в ушах у больных с сенсоневральной тугоухостью сосудистого генеза.
Рецензенты:
Любарский М.С., д.м.н., профессор, член-корреспондент РАМН, заведующий отделом клинической лимфологии и заместитель директора по научной и лечебной работе, ФГБУ «Научно-исследовательский институт клинической и экспериментальной лимфологии» Сибирского отделения РАМН, г. Новосибирск;
Поляков Л.М., д.м.н., профессор, заведующий лабораторией медицинской биотехнологии и заместитель директора по научной работе, ФГБУ «Научно-исследовательский институт биохимии» Сибирского отделения РАМН, г. Новосибирск.
Работа поступила в редакцию 28.01.2013.