Среди причин смерти в России сердечно-сосудистые заболевания занимают 1-е место [1]. Причем, согласно данным Всемирной организации здравоохранения, цереброваскулярные болезни в структуре смертности от болезней системы кровообращения занимают второе место после инфаркта миокарда (2008 г.) [2]. Национальный регистр инсульта (2001–2005) показал, что смертность от инсульта в России достоверно коррелирует с заболеваемостью (r = 0,85; p < 0,00001) [3]. Одной из наиболее частых причин инвалидизации и смертности являются сосудистые заболевания головного мозга [4]. Из 886 тыс. человек, признанных впервые инвалидами, 350 тыс. в связи с болезнями системы кровообращения [5]. Также в России отчетливо прослеживается тенденция к увеличению доли пожилых в общей структуре населения. Уже сегодня пятую часть населения страны составляют люди пенсионного возраста. В крупных городах около 20 % жителей – пожилые люди [6, 7]. Складывающаяся демографическая ситуация также способствует увеличению числа заболеваемости ЦВБ. В связи с этим возникает необходимость совершенствования оказания помощи больным с ЦВБ.
Субъективный характер оценок качества оказываемой помощи заставил обратиться к Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ), разработанных Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ). Всеобъемлющая цель МКФ — обеспечить унифицированным стандартным языком и определить рамки для описания показателей здоровья и показателей, связанных со здоровьем. Она вводит определения составляющих здоровья и некоторых, связанных со здоровьем составляющих благополучия (таких как образование и труд). Таким образом, домены, имеющиеся в МКФ, могут рассматриваться как домены здоровья и как домены, связанные со здоровьем. Эти домены описаны с позиций организма, индивида и общества посредством двух основных перечней:
1) функции и структуры организма (B-Body);
2) активность (A-Activity) и участие (P-Participation).
Как классификация МКФ системно группирует различные домены индивида с определенным изменением здоровья (например, указывает, что индивид с заболеванием или расстройством делает или способен делать). Функционирование является общим термином для констатации положительного или нейтрального аспектов функций организма, активности и участия, точно так же термин ограничения жизнедеятельности относится ко всем нарушениям, ограничениям активности и ограничениям возможности участия. Кроме того, МКФ содержит перечень факторов окружающей среды, которые взаимодействуют со всеми этими категориями. Таким образом, она позволяет пользователю практически отразить профиль функционирования и ограничений жизнедеятельности индивида, отраженный в рамках различных доменов.
При проведении экспертно-реабилитационной диагностики с использованием МКФ нами были выявлены существенные различия в функциональных нарушениях у лиц с инвалидностью разных исследуемых групп. Эти различия были оценены нами как возможные оценочные интегрированные критерии результативности реабилитационных мероприятий. На их основе совместно с группой других показателей нами разработан вербальный прогностический критерий – результативность реабилитационной помощи.
Наряду с этим предлагается экспресс-метод, обеспечивающий связь вербального критерия с показателями ограничений жизнедеятельности и здоровья. Решение данной проблемы осуществляется впервые. Для научно обоснованного решения требуется, в первую очередь, критерий эффективности свести к числовому (количественному) виду, что составляет существо отдельной научной проблемы. Во-вторых, для получения необходимых результатов необходимо использовать специальные методы математической статистики (корреляционный, регрессионный и др. виды статистического анализа), которые в основном ориентированы на использование количественных, а не качественных (вербальных) данных, что при наличии существующих ограничений делает целесообразным использование экспертных методов. Вместе с этим не исключается, что дальнейшее совершенствование предлагаемого экспресс-метода может быть обеспечено посредством использования более строгой математической постановки проблемы и ее формализованным решением.
Учитывая трудности выражения качественной стороны процесса реабилитации методами анализа клинической информации возможно в будущем использование метода информационно-статистической классификации (ИСК), использующего так называемые информационные статистики. Метод ИСК при надлежащей его адаптации и модификации позволяет решить следующие задачи обработки реабилитационной информации:
• осуществить выбор системы информативных признаков для эффективной классификации данных, в том числе выделение информативных симптомокомплексов в соответствии с различными целями исследования;
• разработать эффективную процедуру классификации данных (для определения оптимального диагностического комплекса, схем реабилитационной помощи и др.);
• осуществить изучение динамики саногенетических сдвигов по изменениям отдельных показателей клинико-аналитического исследования;
• изучить влияние различных реабилитационных воздействий на динамику изменений статуса реабилитанта с целью оценки их эффективности в достижении реабилитации;
• провести типологическую классификацию по особенностям проявления отдельных признаков нарушений и ограничений жизнедеятельности на разных этапах и уровнях реабилитационной помощи.
В методе ИСК используется способ оценки величины различающейся информации, которая содержится в каждом наблюдаемом значении признака, в пользу одного из дифференцируемых состояний. Итоговая оценка состояния пациента получается суммированием величин различающей информации по всем анализируемым признакам до и в процессе реабилитации. Отбор признаков в «базис системы оценочных показателей» в методе ИСК осуществляется не по признаку линейной зависимости, а по величинам средней различающей информации или информационного расхождения (дивергенция Кульбака).
Метод ИСК позволяет решить задачу дифференциации состояний, рассматриваемую как задачу многоальтернативной классификации в процессе реабилитации. Метод ИСК использует тот факт, что о степени саногенетического состояния свидетельствуют не сами по себе значения отдельных признаков, а различия между частотами их встречаемости у пациентов на разных этапах реабилитации. Состояние ограничений жизнедеятельности или их уменьшения основывается на оценке величины суммарной различающей информации («дифференциальной значимости») клинико-аналитического комплекса в пользу состояния нормы против состояния патологии или в обратной зависимости.
В основу разработки положен набор индикаторов для оценки результативности реабилитационной помощи: клинико-экспертные показатели, показатели инфраструктуры оказания реабилитационной помощи, качества, доступности и объема реабилитационной помощи, функциональных нарушений и ограничений жизнедеятельности реабилитанта.
Для формирования вербального критерия оценки результативности реабилитационной помощи была разработана и группой экспертов оценена шкала положительных и отрицательных значений вышеперечисленных групп индикаторов.
Степень прогностической результативности реабилитационных мероприятий определяется особенностями функциональных нарушений и ограничений жизнедеятельности реабилитанта, объемом, качеством, доступностью, а также сроками начала реабилитационных мероприятий.
В практике диссертационного исследования на тему: «Совершенствование организации медико-социальной помощи пациентам с цереброваскулярными болезнями в муниципальных поликлиниках» использовались методы многомерного статистического анализа, математического моделирования, и экспертно-аналитические методы. Приорететным разделом работы явилась разработка системы комплексной оценки эффективности реабилитации. При этом оценка эффективности восстановительного лечения и комплексной реабилитации проводилась на основе социологического опроса пациентов и их родственников и критериев ограничений жизнедеятельности и функционирования у лиц с инвалидностью на основе Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ). С этой целью основные положения МКФ были адаптированы и разработан инновационный перечень критериев МКФ, отвечающий специфике пациентов муниципальных поликлиник перенесших ЦВБ: Система оценки качества реабилитации пациентов с ЦВБ (далее СОКР).
Основными критериями были нарушения функций и структур организма, которые дополнялись определителями из домена «Активности и участия». Шкала репрезентативности была построена на основании частоты встречаемости у пациентов с ЦВБ. В перечне глобальных умственных функций наряду с такими функциями, как сознание, внимание, интеллект и память, оценивались волевые и побудительные функции, функции ориентировки, функции сна. В разделе «Ощущения и боль» наряду со зрением, слухом и вестибулярными функциями также были включены ощущения, связанные со слухом и вестибулярными функциями. Помимо оценочных критериев, стандартизированных в официальных положениях медико-социальной экспертизы (МСЭ), включались: непроизвольные двигательные функции, ощущения, связанные с мышцами и двигательными функциями, изменение позы тела, поднятие и перенос объектов. Большое внимание было уделено критериям точных движений кисти. Для оценки эффективности реабилитации очень важными оказались критерии: передвижение в различных местах, использование пассажирского транспорта и управление транспортом. Не меньшее значение имел критерий «выполнение повседневного распорядка жизни», так как он был серьезным основанием для выполнения или прекращения трудовых отношений и последующего трудоустройства. Не меньшее значении в разработанной системе уделялось преодолению стресса и других психологических нагрузок.
Как классификация МКФ послужит основой и для оценки, и для исследования ограничений жизнедеятельности во многих научных, клинических, управленческих сферах и в социальной политике. Предметом особой заботы также является то, чтобы МКФ не использовалась как средство для ущемления интересов лиц с ограничениями жизнедеятельности.
В частности, ВОЗ признает, что сами термины, используемые в классификации, несмотря на лучшие намерения, могут считаться ярлыком или клеймом. Из-за этих сомнений было принято решение полностью исключить термин «социальная недостаточность» вследствие его сопутствующего уничижительного значения в английском языке и не использовать термин «ограничение жизнедеятельности» как название составляющей, а оставить его как обобщающий термин.
Кроме того, важно подчеркнуть, что МКФ вообще не классифицирует людей. Это классификация характеристик здоровья людей в условиях контекста их индивидуальных жизненных ситуаций и воздействий окружающей среды. Это взаимодействие характеристик здоровья и контекстовых факторов, которые приводят к ограничениям жизнедеятельности. И если они возникают, то не следует ограничиваться или давать индивиду характеристику исключительно в терминах нарушений, ограничений активности или ограничений возможности участия. Например, вместо термина «умственно отсталый человек» классификация использует фразу «человек с проблемой в навыках обучения». МКФ дает возможность избежать использование терминов, которые обозначают изменение здоровья или ограничения жизнедеятельности человека, и всегда использует если не положительный, то нейтральный и конкретный язык.
В тексте МКФ высказывается надежда, что лица с ограничениями жизнедеятельности непосредственно сами внесут вклад в использование и развитие МКФ во всех ее секторах.
Так же как ученые, менеджеры и политики, лица с ограничениями жизнедеятельности помогут разработать протоколы и инструменты, основанные на классификации МКФ. Эта классификация выступает также как потенциально мощный инструмент защиты на основе доказательств. Она обеспечивает надежными и сопоставимыми данными для влияния на ситуацию. Политическое принятие того положения, что ограничения жизнедеятельности являются результатом барьеров окружающей среды, так же как и изменений здоровья или нарушений, должно появиться сначала в планах исследований и затем найти валидные и надежные доказательства. Эти доказательства могут привести к важным социальным изменениям для лиц с ограничениями жизнедеятельности во всем мире.
Рецензенты:
Гимранов Р.Ф., д.м.н., профессор, первый проректор НОУ ДПО «Российская академия медико-социальной реабилитации», г. Москва;
Сигида Е.А., д.м.н., профессор, зав. кафедрой социально-психологической реабилитации, НОУ ДПО «Российская академия медико-социальной реабилитации», г. Москва.
Работа поступила в редакцию 13.02.2013.