В современной как отечественной, так и зарубежной культурологической науке исследование всего комплекса вопросов, связанных с аналитикой существующей культурологической ситуации в странах евроатлантической цивилизации вызывает пристальный интерес. Связано это с кризисными явлениями, которые характеризуют развитие культуры стран указанного региона. В последнее время в гуманитаристике всё активнее эти процессы характеризуются как социокультурная трансформация [6, 11, 12, 15]. Последняя проявляет себя в самых разных аспектах [1, 3, 13]. Непосредственным выражением социокультурной трансформации в современной культуре выступает постмодерн [2, 7, 10]. Оценка постмодерна именно как социокультурной трансформации связана с тем, что масштабность происходящих изменений представляется кардинальной, это изменения системного характера, ведущие к замене одной культурной эпохи другой. В этой связи, в определённой степени, правы эсхатологически настроенные исследователи, утверждающие, что современная культура с устоявшимися характеристиками погибает, но, погибая, она переходит в новое качество. Этот переход и отражает социокультурная трансформация. С позиции аналитики социокультурной трансформации в континууме европейской культуры важным представляется понятие «культур-система». Этот концепт вводится нами специально, с целью показать уникальность, специфичность каждого периода между трансформациями.
В современном культурологическом знании существует около 2000 определений термина «культура». На наш взгляд, культура представляет собой совокупность социального опыта человечества, отражённого в материальных и духовных объектах и явлениях. Несомненно, культура того или иного народа, или же государства обладает рядом специфических особенностей, которые могут быть определены как национально-культурная идентичность. Однако в развитии каждой такой культуры могут быть выделены определённые периоды, обладающие рядом уникальных характеристик, такие периоды и следует определять как культур-система. В основе развития культур-системы лежит пространственно-временной параметр, т.е. критерием выделения новой культур-системы является видовая специфика каждого этапа европейской культуры во временном континууме, от зарождения европейской культуры и до настоящего времени. В этом отношении значение социокультурной трансформации определяется тем, что она есть переходная стадия, в процессе развития которой видовые характеристики данной культур-системы подвергаются низложению и на их месте формируются новые [5].
В континууме европейской культуры могут быть определены 4 культур-системы, которые разделяются социокультурными трансформациями: античность, средневековье, новое время, современность. В плане прогностической составляющей следует отметить, что многие, как отечественные, так и зарубежные исследователи утверждают, что после завершения происходящей социокультурной трансформации, отражением которой является постмодерн, наступит эпоха пост-современности, однако, её точные характеристики ещё предстоит выявить [8].
Первой культур-системой в континууме европейской культуры выступает античность. Остановимся на характеристике этого периода. Хронологические рамки античной культур-системы достаточно условны – примерно с конца крито-микенской цивилизации и до V в. н.э. – эпохи варварских нашествий в Европу и падения Западной Римской империи в 476 г. Ареал распространения античной культуры весьма широк и охватывает весь средиземноморский регион территории Европы. Аналитика исследований античной культур-системы позволяет выявить следующие её видовые характеристики:
1. Гуманизм.
2. Рационализм.
3. Индивидуализм.
4. Космоцентризм – базовая мировоззренческая установка античной культур-системы.
5. Агональность.
6. Законодательность.
7. Патриотизм.
8. Культ настоящего.
9. Цикличность.
Однако на стадии позднего эллинизма указанные выше характеристики начинают заменяться новыми, зачастую противоположными, некоторые из них безвозвратно низлагаются [14]. Именно этот переход, стадию позднего эллинизма и следует считать I социокультурной трансформацией в континууме европейской культуры. Объясняется это тем, что поздний эллинизм, во-первых, являет пример постепенного низложения характеристик античной культур-системы, о которых мы сказали выше, а, во-вторых, как следствие, период позднего эллинизма знаменовал собой переход к средневековой культур-системе.
Можно выделить несколько этапов в периодизации средневековой культур-системы:
I – ранее средневековье (V – сер. XI вв.);
II – зрелое средневековье (кон. XI – XV вв.);
III – позднее средневековье (раннее Новое время) (XVI – нач. XVII вв.).
Средневековая культура развивалась в специфических условиях, которые, несомненно, отличались от условий, в которых находилась прежняя, античная культур-система: феодальный строй, основанный на аграрном, натуральном типе экономики; сочетание крупной земельной собственности с подчинённым ей с помощью внеэкономического принуждения мелким крестьянством; неразвитость товарно-денежных отношений; сословно-корпоративная организация общества; господство религиозных ценностей и структур.
Центром культурной картины мира средневекового европейца была христианская религия, а именно, католическая ветвь. Для католицизма характерны строго централизованная организация во главе с папой Римским, пышный театрализованный культ, развитый культ Богоматери, догмат о чистилище и т.д. Поскольку человеческое знание и вся его деятельность должны быть устремлены, согласно христианству, к Богу, то и всей культуре присуща устремлённость ввысь, от земного к небесному, духовному. В основе христианского миросозерцания лежит идея творения, поэтому всякая природа осознаётся как проявление Божественной мудрости, символическое выражение определённого отношения Бога к человеку. Культурная доминанта средневековой культур-системы содержит в себе следующие характеристики: идея совершенства, линейности – человек нуждается в постоянном единении с Богом, поскольку только таким способом он может избавиться от своей изначальной греховности; здесь становится ключевой идея прогресса, развития, духовного возвышения; культура понимается как преодоление ограниченности человека, личности, постоянное «возделывание» собственных способностей, но только «естественных», от природы не испорченных, которые должны быть дополнены верой; рациональность в данной культуре становится не важной; счастье человека видится не в познании природы, а только бога, в сознании духовного родства со Всевышним. Переход к новоевропейской культур-системе был ознаменован эпохой Возрождения [4, 16].
Новоевропейская культур-система охватила XVII–XIX вв. В это время формируется техногенная цивилизация, устоявшаяся система общественных отношений, просуществовавшая в целом, в малоизменённом виде вплоть до сегодняшнего дня, а также происходит становление рационалистического и эмпирического мышления, – это и позволяет объединить эти три века в единый период. Основанием для выделения XVII, XVIII и XIX веков в единую новоевропейскую культур-систему является их относительная культур-мировоззренческая стабильность поступательного развития. Основой для формирования этой культур-системы стал мировоззренческий базис Возрождения, который своеобразно интерпретировался под воздействием кризисов культуры и выразился в развитии философии Просвещения, прорывных научных открытиях, множестве течений в искусстве: барокко, рококо, классицизм, романтизм, реализм и т.д. Однако ко вт. пол. XIX в. в силу социально-экономических причин эти развивающиеся мировоззренческие базисы достигли такого уровня, что изменений только структурного характера было явно недостаточно, в философии, например, это выразилось в становлении иррационализма, – требовались изменения системного плана, которые предстояло совершить III социокультурной трансформации. В связи с этим рубеж XIX–XX вв. есть завершение новоевропейской культур-системы [9].
Современная культур-система охватывает период нач. ХХ в. и до сегодняшнего дня. Эта чётвертая стадия в континууме европейской (евроатлантической) культуры представляет определённую сложность для анализа, что определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, формирование значительного количества видов культур в системе европейской культуры в ХХ в. не даёт возможности все их свести к единым критериям, т.е. проклассифицировать. Во-вторых, каждая национальная культура, образующая существо европейской (евроатлантической) культуры, богата разными стилевыми параметрами, да и выделить какой-то единый центр также не представляется возможным. Это обстоятельство тем более важно, что, наряду с традиционным европейским центром, активно развивается близкий по духу – американский, и в разные периоды ХХ века отдать приоритет какому-то одному – задача достаточно сложная. Поэтому, применяя принципы синергетического подхода, мы укажем на основные параметры бытования современной культур-системы. К числу общих характеристик следует отнести: торжество науки, человеческого интеллекта, множество социальных потрясений, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.
Таким образом, введение в оборот культурологического знания концепта «культур-система» представляется обоснованным. Это понятие помогает выявить видовую специфику каждого из периодов в континууме европейской культуры: античности, средневековья, Нового времени, современности. Вместе с тем, при переходе от одной культур-системы к другой следовала стадия социокультурной трансформации. Следовательно, введение концепта «культур-система» имеет важное значение для дальнейшей аналитики социокультурных трансформаций в континууме европейской культуры.
Рецензенты:
Ромах О.В., д.филос.н., профессор кафедры философии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, г. Тамбов;
Станкевич Л.П., д.филос.н., профессор кафедры философии Липецкого государственного технического университета, г. Липецк.
Работа поступила в редакцию 15.01.2013.