Полагаем, что актуальность исследований, посвященных вопросам формирования мотивации профессионально-педагогической деятельности педагогов в условиях андрагогического подхода определяется, во-первых, непрерывными социально-экономическими трансформациями, происходящими в современном обществе, что ставит современного педагога перед необходимостью непрерывного профессионального самосовершенствования, подтверждая таким образом свою конкурентоспособность на рынке труда; во-вторых, необходимостью качественно нового педагогического управления образовательным процессом взрослых, ориентированного на формирование и развитие мотивации и самомотивации педагога к профессионально-педагогической деятельности, его креативности, потребности в саморазвитии, на активного педагога с позиции компетентностной парадигмы образования. В рамках представленного исследования мы попытались выявить влияние современных требований науки и практики к организации профессиональной подготовки и переподготовки взрослых с учетом возрастания роли человеческого фактора. «Более того, господствующая в технологии образования антропологическая парадигма предполагает, что цель образования, обучения и воспитания выражается во внешнем, форматирующем воздействии общества на личность средствами образовательной системы» [9].
Профессиональное становление педагога, его успешное прохождение этапов развития профессиональной компетентности, профессионально-педагогического роста во многом определяется уровнем трудовой мотивации личности, системой его ценностных ориентаций и личностных профессиональных установок. Несмотря на весьма разнообразный спектр побуждений, относящихся к мотивационно-потребностной сфере, профессиональное становление специалиста изначально определяется мотивацией выбора профессии, профессиональным окружением, особенностями профессиональной деятельности [7].
Выбор профессии является первым значимым выбором человека в определении своего жизненного пути. Мотивация выбора профессии должна быть обоснована, соответственна индивидуальным качествам человека и требованиям профессии [6]. Согласно взглядам Е.И. Головахи, профессиональный выбор – «это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу» человека, который может быть осуществлен «как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения» [2]. Если по каким-либо причинам у человека зарождается чувство неудовлетворенности своей профессией, а далее и собой, то он не сможет раскрыть своих профессиональных способностей и добиться высокого профессионального мастерства, иными словами, «акме» профессионального становления. Такого рода ситуация может привести человека к решению сменить профессию. Кроме того, может произойти деформация личности, проявляющаяся в выборе неадекватных путей самоутверждения, демонстрации равнодушия к коллегам, другим людям, событиям и т.п. Обратим наше внимание и на тот факт, что в период профессионального становления следует уделять внимание не только роли мотивов выбора будущей профессии как значительного события в жизни каждого человека, но и роли имеющихся профессиональных планов и профессиональных перспектив, определяющих качество его жизнедеятельности. «Ценностные ориентации, жизненные цели и планы составляют ядро жизненной перспективы, без которого она утрачивает свою основную функцию – регулятивную» [5].
Данное обстоятельство приводит нас к пониманию того, что именно андрагогический подход к организации профессиональной подготовки и переподготовки кадров позволяет нам обеспечить их успешную адаптацию к профессиональной деятельности, а также и последующий карьерный рост. Как отмечает М.В. Демин, адаптация к профессиональной деятельности, а в последующем и карьерный рост, достигается посредством формирования потребностно-мотивационно-деятельностного комплекса в единстве с субъективной образно-понятийной моделью деятельности (комплексом знаний, умений, навыков) на основе профессионально важных способностей и свойств [4].
Определим, что мы понимаем под мотивацией профессионального становления. Раскрытие этого понятия требует изначального рассмотрения сущности мотивации. В настоящее время все существующие дефиниции понятия «мотивация» можно отнести к трем направлениям, значимость которых следует учитывать в равной степени (У. Мак-Дауголлу, З. Фрейд, К. Левин Э. Торндайк, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, Дж. Аткинсон) [8]. Во-первых, мотивация может рассматриваться как комплекс устойчивых внутриличностных образований (мотивов), побуждающих человека к определенному поведению, деятельности. Во-вторых, мотивацию рассматривают как процесс формирования мотивов. И в-третьих, мотивацию определяют как систему действий по активизации мотивов определенного человека.
Г. Олпорт полагал, что каждый человек уникален, и что его уникальность может быть понята через определение конкретных черт личности. Согласно Г. Олпорту, зрелым людям присущи мотивации преодоления, чувство ответственности за свою жизнь, извлечение «жизненных уроков», реализация поставленных целей [4].
Следует отметить, что уровень профессионально-педагогической мотивации педагога в период его профессионального становления и дальнейшего развития влияет на его успешность и соответственно качество трудовой деятельности, способствует формированию профессиональных компетенций педагога. Необходимый подход и эффективные условия организации эффективного профессионального обучения и развития взрослых разрабатывает наука об обучении взрослых – андрагогика.
Андрагогические основы постдипломного образования и особенности подготовки педагога в системе непрерывного образования раскрываются в трудах В.И. Змеева, С.Г. Вершловского, А.П. Владиславлева, Б.С. Гершунского, A.И. Кукуева, Т.Н. Ломтевой, В.Г. Маралова [7].
Ценность знаний андрагогической науки заключаются в ее предназначении, а именно организации помощи взрослому обучающемуся в поиске решения профессиональных задач, кроме того, андрагогические знания являются основой для формирования мотивации профессионально-педагогической деятельности педагогов, особенно в условиях профессиональной подготовки или переподготовки. «Успешность реализации профессионального образования находится в прямой зависимости от эффективности новых подходов к проблемам развития личности» [10].
Все вышеизложенное позволяет нам резюмировать следующее: организация обучения взрослых на основе андрагогических принципов позволяет нам создавать необходимые условия для повышения профессионально-педагогической мотивации педагогов, обусловливающей, в свою очередь, формирование конкурентоспособности специалистов в области образования.
Полагаем, что именно в связи с недостаточно полным использованием в системе образования андрагогических знаний на сегодняшний день обозначилось острое противоречие между потребностью общества в квалифицированных компетентных педагогических кадрах и отсутствием высокой мотивации к профессионально-педагогическому росту со стороны педагогов независимо от стажа пребывания в профессии. «Социальная система современного общества испытывает потребность не только в компетентных специалистах, но и людях, умеющих самостоятельно решать профессиональные проблемы, прежде всего людях, способных к непрерывному образованию в процессе своей деятельности» [3].
Наш взгляд на решение вопроса о формировании условий, обеспечивающих мотивацию профессионально-педагогической деятельности педагогов, базируется на положениях андрагогической науки. Применительно к системе образования андрагогический подход обеспечивает возможность создания в условиях профессиональной подготовки и переподготовки кадров такой модели личности педагога, которая характеризуется как личность, ориентированная на креативность, самомотивацию, саморазвитие, на личность с ярко выраженным автостилем деятельности, личность с ярко выраженной нравственной ценностно-ориентационной базой, личность гармонизированная.
Несмотря на высокую практическую значимость проблемы, вопрос обеспечения андрагогических условий в системе профессиональной подготовки и переподготовки кадров является недостаточно изученным. Полагаем, что решение этой проблемы можно найти в рамках компетентностной парадигмы образования, согласно которой мы стремимся сформировать личность педагога через синергию компетенций, включающих теоретические знания научной области, практический опыт применения знаний в конкретных профессиональных ситуациях и ценностные ориентиры. Как отмечается в работах Т.Ф. Алексеевой, за последние десять лет мотивация профессиональной деятельности педагогического состава претерпела некоторые изменения.
Все вышесказанное определило задачу нашего исследования: изучить, проанализировать и выявить ряд андрагогических условий, обусловливающих формирование высокой мотивации профессионально-педагогической деятельности педагогов в период профессиональной переподготовки. Исследование проводилось в 2011–2012 учебном году на базе ГБОУ ВПО «СГПИ Центра профессиональной подготовки и переподготовки кадров». Всего было опрошено 120 педагогов, проходивших профессиональную переподготовку по программе «Менеджмент организации».
Первый этап включал в себя изучение научной литературы по проблеме исследования, теоретическое осмысление проблемы, формулирование целей и задач исследования.
На втором этапе осуществлялось планирование и проведение исследования. Изучение практики образовательного процесса взрослых подтвердило наличие проблем, решение которых требовало внедрения и реализации андрагогического подхода, иными словами, использования знаний андрагогики в процессе обучения взрослых.
На третьем, завершающем этапе была осуществлена обработка, систематизация и научная интерпретация полученных данных, сопровождающаяся общими выводами, а также определен ряд андрагогических условий формирования мотивации профессионально-педагогической деятельности педагогов в системе профессиональной подготовки и переподготовки кадров.
Выводы
1. Модель андрагогического подхода к формированию мотивации профессионально-педагогической деятельности педагогов должна содержать в себе личностно-ориентированный, гуманитарно-аксиологический, деятельностный, компетентностный подходы и андрагогические принципы (партнерское отношение участников образовательного процесса; приоритет самостоятельного обучения и т.п.).
2. Формирование мотивации профессионально-педагогической деятельности педагогов будет успешным, если реализация программ профессиональной переподготовки будет выстраиваться на принципах интеграции таких показателей, как потребностно-мотивационная сфера педагогов, их практикоориентированность, а также готовность к самоанализу и самоконтролю, к рефлексии.
3. Реализация программ профессиональной переподготовки кадров должна опираться на определенный ряд условий, обеспечивающих реализацию андрагогического подхода к формированию мотивации профессионально-педагогической деятельности педагогов. Система андрагогических условий представлена комплексом организационно-педагогических условий (гибкость обучения, индивидуализация в обучении, компактность, адаптивность) и учебно-методических (содержание учебных программ, обеспечивающее образовательные потребности взрослых, обеспеченность учебно-методическими и электронными материалами; структура учебного курса, подразумевающая возможность выбора тем семинарских и практических занятий и творческих работ исходя из профессиональных и личностных потребностей слушателей; возможность выбора форм презентации самостоятельно полученных знаний, а также авторизованный подход взрослого обучающегося к процессу собственного обучения) [7].
Кроме того, важным условием образовательного процесса взрослых является андрагогическая компетентность преподавателя системы профессиональной подготовки и переподготовки, учитывающая многовариативность требований к андрагогу, выступающему в качестве агента социализации взрослого обучающегося.
Рецензенты:
Волков А.А., д.псх.н., профессор кафедры психологии Педагогический институт СКФУ, г. Ставрополь;
Лобейко Ю.А., д.п.н., профессор, декан факультета последипломного образования, Педагогический институт СКФУ, г. Ставрополь.
Работа поступила в редакцию 26.11.2012.