Одной из приоритетных задач современного здравоохранения является охрана женского здоровья. В настоящее время с этой целью внедряются новые организационные формы оказания специализированной медицинской помощи, как находящиеся в ведомстве государства, так и финансируемые за счёт внебюджетных средств и средств обязательного медицинского страхования. Одной из таких форм является открытый на базе гинекологического отделения НГУЗ «Дорожная клиническая больница ОАО РЖД» Центр женского здоровья (далее - Центр). Поскольку Центр находится вне ведомства государства, необходима разработка специальных инструментов оценки эффективности его работы. Одним из критериев, который может быть положен в основу планирования работы Центра, является качество жизни его пациенток, изучению которых посвящены многочисленные исследования [3].
Целью исследования стало изучение качества жизни пациенток гинекологического отделения НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст. Горький ОАО «РЖД»», как возможного инструмента для совершенствования организации работы отделения и повышения качества оказываемой медицинской помощи.
Материалы и методы исследования
С помощью опросника ВОЗ КЖ-100 (WHOQOL-100) [1, 2, 4, 5] было обследовано 84 женщины, находившиеся (по различным причинам) на стационарном лечении в гинекологическом отделении НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст. Горький ОАО «РЖД»». Возраст женщин варьировался от 19 до 70 лет, он имел среднее значение 36,1 ± 1,3 лет. Для уточнения рассматриваемых параметров качества жизни все респондентки были разбиты на 5 групп (32,6 % - 19-30 лет (25,7 ± 1,3 лет), 22,1 % - 31 - 40 лет (33,8 ± 1,8 года), 17,4 % - 41-50 лет (44,3 ± 1,5 года), 11,6 % - 51-60 лет (52,6 ± 2,0 года), 16,3 % - 61-70 лет (67,4 ± 1,7 лет)).
Результаты исследования и их обсуждение
Среди проанкетированных женщин высшее образование имели 67,1 % человек, среднее образование - 26,8 % человек, незаконченное высшее - 6,1 %.
Анкетируемые женщины характеризовались разным семейным положением: так 24,4 % респонденток на момент исследования не состояли в браке, среди них 38,1 % находились в возрасте 60-70 лет, 28,6 % - в возрасте 19-30 лет, что может объясняться либо ранним возрастом, либо утратой супруга вследствие развода. 52,3 % респонденток состояли в браке, из них в возрасте 19-30 лет находилось 40,0 % женщин, 28,9 % - в возрасте 31-40 лет, 15,6 % - 41-50 лет, 6,7 % - 51-60 лет, 8,8 % - 60-70 лет. В «гражданском браке» состояли 8,1 % женщин преимущественно младших возрастных групп (42,9 % - 19-30 лет, по 28,6 % - 31-40 лет и 41-50 лет). В каждой возрастной группе присутствовали разведённые респондентки, среди которых половину составили женщины 41-50 лет (50,0 %), другие группы составили по 12,5 %. Оставшиеся 5,9 % респонденток были вдовами (40,0 % - 41-50 лет, 40,0 % - 51-60 лет, 20,0 % - 61-70 лет).
Оценивая своё качество жизни, респондентки посчитали наиболее благоприятной ситуацию в «духовной сфере», балльный результат которой составил 69,0 ± 3,0 баллов. Негативным оказалось положение в сфере «независимости», уровень которой женщины оценили в 30,2 ± 1,2 балла, также ниже среднего уровня было значение шкалы «физического благополучия» (48,8 ± 1,2 баллов). В остальных сферах жизнедеятельности уровни оценки были близки к 60,0 баллам.
В рамках шкалы «физического благополучия» наибольший уровень оценки имела субсфера «энергии и усталости» (57,7 ± 1,4 баллов), которая характеризует энергию, энтузиазм и выносливость, используемые человеком для выполнения, как повседневной деятельности, так и иных задач. Данный параметр был близок к среднему уровню, что свидетельствовало о значительном влиянии усталости, которая могла быть следствием многих причин - таких как, проблемы со здоровьем, депрессия и перенапряжение.
По критерию «боль и дискомфорт» женщины оценили своё качество в жизни в 52,2 ± 2,5 балла, что свидетельствовало о достаточно высокой степени влияния неприятных физических ощущений на жизнь респоденток. Значение параметра «сон и отдых» было ниже среднего уровня (41,1 ± 1,6 балл), что указывало на серьёзные проблемы, ставшие следствием нарушения процесса засыпания, прерывания сна в течение ночи, раннего пробуждения и неспособности к повторному засыпанию, нехватке отдыха от сна.
В сфере «психологического благополучия» наибольшую оценку респондентки дали «чувству собственного достоинства» (71,2 ± 2,4 балл), которое, характеризует ощущение ими собственной значимости. Оно может зависеть от многих факторов: особенностей взаимоотношений с совместно проживающими людьми, уровнем образования, функциональными обязанностями на работе и дома, а также оценки их другими людьми. Мы видим, что в целом, респондентки достаточно хорошо чувствовали себя в данном аспекте. «Возможность обучения» была охарактеризована в 67,0 ± 3,0 баллов, что указывает на достаточно высокую оценку женщинами своих познавательных способностей, скорости и ясности мышления.
Значение параметров «положительные эмоции» (66,4 ± 3,1 баллов) и «отрицательные эмоции» (58,6 ± 2,9 баллов) оказались выше среднего уровня, что указывало на преобладание удовлетворенности, душевного баланса, чувства мира, счастья, оптимизма, радости и удовольствия в жизни респонденток над такими негативными переживаниями, как отчаяние, вина, печаль, плаксивость, нервозность, беспокойство и нехватка удовольствия в жизни, что значительно влияло на общую самооценку и выполнение повседневных обязанностей. И только оценка «собственной внешности» у респонденток по тем или иным была ниже среднего уровня (49,5 ± 1,6 баллов).
В рамках шкалы «независимости» уровень «зависимости от лечения» был близок к среднему значению и равнялся 55,4 ± 3,3 баллам, поскольку женщины по той или иной причине принимали различные лекарственные препараты.
Оставшиеся критерии были оценены женщинами ниже среднего уровня. Так, параметр «подвижность» был охарактеризован в 40,6 ± 1,5 баллов, что свидетельствовало об ограничении способности большей части респонденток передвигаться без посторонней помощи, что, могло быть, связано как с возрастом части опрошенных, так и с особенностями течения патологического процесса. Критерий «способность к работе», характеризующий затрату энергии на выполнение ежедневной работы, респондентки оценили в 25,3 ± 3,7 баллов, что могло быть следствием либо тяжести патологии, либо тяжести самой работы. Самое низкое значение имел параметр «ежедневная активность» (21,6 ± 2,5 балл), который характеризует способность выполнения повседневных дел, например - связанных с самообслуживанием. Причиной такой низкой самооценки могла послужить усталость после тяжелого трудового дня или из-за нарушения сна, а также ограниченность действий по причине болезни.
В сфере «социальной жизни» «личные взаимоотношения» оценивались респондентками в 69,1 ± 1,4 баллов. Достаточно высокая оценка женщинами данного параметра указывала на то, что их физические и духовные проблемы не влияли на общение с другими людьми. Хотя взаимоотношения с окружающими были на достаточно высоком уровне, «социальная поддержка» стороны близких была умеренной (58,0 ± 2,5 балла). Анкетирование показало, что уровень «сексуальной активности» респонденток соответствовал 54,9 ± 2,0 баллам, что свидетельствовало о тяжести имеющегося гинекологического заболевания, и, как следствие, - отказа от интимных отношений.
Оценивая «отношение к окружающей среде», наиболее благоприятными стали ответы по поводу «домашней обстановки» (77,5 ± 2,6 баллов), характеризующей комфорт и безопасность проживания. «Возможность приобретения новой информации» была оценена женщинами в 74,7 ± 2,8 балла (высокая). Участие и возможность для «отдыха и досуга» были также на высоком уровне (73,4 ± 2,3 балла). «Доступность и качество здравоохранения и социального обслуживания» имели недостаточно высокую степень оценки (65,8 ± 2,6 баллов). Необходимо отметить, что чувство «защищённости, физической безопасности» респонденток, хотя и превышало средний уровень (60,7 ± 1,5 баллов), но было достаточно близким к нему, что свидетельствовало об опасении женщин за своё здоровье, вызванное, в первую очередь, окружающей социальной средой. Оценка респондентками «физических характеристик окружающей среды» (шум, загрязнение, климат и общий эстетический вид) имела 58,6 ± 1,8 баллов и зависела, на наш взгляд, в первую очередь, от как от работы коммунальных служб, так и от общей культуры населения района проживания женщин. Гораздо хуже были оценены такие параметры, как «транспорт» и «финансовая удовлетворённость» (44,0 ± 1,5 балла и 39,7 ± 1,5 баллов соответственно).
Значение шкалы «общего качества жизни» было близко к среднему уровню и имело значение 51,9 ± 1,6 балл.
В ходе проведения корреляционного анализа зависимости от среднего значения шкал, характеризующих качество жизни и возраста пациенток, были выявлены сильные обратные связи в таких сферах, как «психологическое благополучие» (r = -0,958, р < 0,02), «социальные взаимоотношения» (r = -0,949, р < 0,02) и «отношение к окружающей среде» (r = -0,937, р < 0,02).
Заключение
Как и показатели заболеваемости населения, так и показатели качества жизни пациентов характеризуют работу медицинской организации и удовлетворенность медицинской помощью.
В ходе исследования было выявлено, что пациентки гинекологического отделения дорожной больницы достаточно низко оценивали качество своей жизни, что, в первую очередь, было связано с повышенной утомляемостью - как следствием имеющейся патологии, тяжёлой работы и проблемами со сном, не позволяющими получить полноценный отдых. По ряду шкал («психологическое благополучие», «социальные взаимоотношения» и «отношение к окружающей среде») была выявлена статистически значимая обратная сильная корреляционная связь с возрастом респонденток, эти критерии касались психологического аспекта здоровья.
Результаты исследования могут быть взяты в качестве целевых (ориентировочных) критериев по планированию повышения качества медицинской помощи, оказываемой гинекологическим отделением дорожной клинической больницы.
Рецензенты:
Поздеева Т.В., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой организации здравоохранения и управления сестринским делом ГБОУ ВПО «НижГМА Минздравсоцразвития России», г. Нижний Новгород;
Гурьянов М.С., д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО «НижГМА Минздравсоцразвития России», г. Нижний Новгород.
Работа поступила в редакцию 09.11.2012.