Одной из актуальных проблем современной терапевтической стоматологии является разработка лечебных препаратов, нормализующих структуру и функцию пульпы зуба при различных патологических процессах, в частности при глубоком кариесе. Общеизвестна необходимость применения лечебных прокладок, отвечающих основным требованиям, таким как: отсутствие токсичности, бактерицидные свойства, противовоспалительный эффект, одонтотропное действие, анальгезирующее действие, стимулирование репаративных процессов, удобство применения [6].
Для лечения глубокого кариеса в настоящее время во всем мире наиболее широко применяются препараты, содержащие гидроксид кальция. Однако, использование лечебных паст, содержащих гидроокись кальция, не устраняет в полной мере патологических изменений в пульпе зуба, что ведёт к изменению её трофики при глубоком кариесе [7].
Доказано, что гидроксид кальция вызывает склероз дентинных канальцев и образование заместительного дентина [3,4]. Высокая щелочная реакция препарата обеспечивает незначительную антисептическую активность [1,2,8], нейтрализует кислоты, освобождающиеся из цементов [8], но, в то же время, высокая pH (до 12,0) может привести к контактному некрозу пульпы, вакуольной дистрофии, гиалинозу, а также к образованию дентиклей и петрификатов, что приводит к облитерации полости зуба [6].
Гидроксид кальция значительно ускоряет процессы регенеративного дентиногенеза, но, в то же время, противовоспалительное его действие выражено недостаточно. Установлено, что сроки полной нормализации структурного состояния пульпы при применении паст, содержащих гидроокись кальция, превышают 1 месяц [5].
Из вышеизложенного следует, что вопрос дальнейшего поиска наиболее эффективных средств для полноценного лечения глубокого кариеса остаётся открытым.
Глубокое изучение в последние годы учёными всего мира свойств хитозана определило возможность его использования в различных областях медицины, так как он является противовоспалительным, антимикробным [9], антитоксическим и антиоксидантным препаратом [10]. Водорастворимая форма хитозана обнаруживает высокую активность по связыванию животных клеток и микроорганизмов, что создает высокий бактериостатический эффект.
Таким образом, можно констатировать, что хитозан соответствует основным требованиям, предъявляемым к препаратам для лечения глубокого кариеса, изложенным выше. Однако механизм действия хитозансодержащих препаратов на пульпу зуба не изучен.
Цель настоящего исследования - сравнительное изучение в эксперименте динамики изменения морфологического состояния пульпы зубов при лечении глубокого кариеса общепринятыми пастами и пастами, содержащими хитозан.
Материал и методы исследования.
Экспериментальное исследование проводили на 110 зубах (51- моляре, 51- премоляре) 16 беспородных собак-самцов в возрасте от 3- 5 лет, массой 10-15 кг.
Под внутривенным гексеналовым наркозом на вестибулярной поверхности моляров, премоляров проводилось препарирование и формирование полостей алмазными борами при скорости вращения инструмента 30000 об/мин., соответствующих по глубине глубокому кариесу (ориентиром служило сохранение тонкого просвечивающегося слоя надпульпарного дентина). Далее проводилась медикаментозная обработка кариозных полостей 0,06% раствором хлоргексидина, их высушивание стерильными ватными тампонами, на дно сформированной полости накладывали лечебную прокладку, толщиной слоя 1 мм, которая изолировалась водным дентином. Полость пломбировали фосфат - цементом.
Экспериментальный материал в зависимости от вида лечебной прокладки был разделён на три группы. В I группу вошли 7 животных, у которых в качестве лечебной прокладки на 51 зубе применялся общепринятый материал "Life". Во II группу вошли 7 собак, у которых на 51 зубе использовался 2% гель аскорбата хитозана со степенью дезацетилирования 95% и молекулярной массой 180-200 кД. Также была выделена III, контрольная группа из 2 животных, зубы которых (8) не препарировались. Животных выводили из эксперимента через 1, 7сут., 1, 3 и 6 месяцев введением летальной дозы гексенала. Выделяли блоки челюстей и фиксировали в 10% нейтральном формалине. Затем зубочелюстные блоки декальцинировали в 10%-ом растворе трилона Б при pH - 8,5 с последующей проводкой и заливкой в парафин. Получали серийные срезы и окрашивали их гематоксилином и эозином, по Ван-Гизону, Бильшовскому-Гросс и исследовали с помощью цифрового комплекса "Leica BMLB".
Результаты исследования и их обсуждение.
Изменения пульпы через 1 сутки во всех опытах были однотипными, однако применение хитозансодержащей пасты предотвращало выраженный отёк пульпы, препятствовало воспалительной реакции и значительным сосудистым расстройствам, уменьшало число кровоизлияний.
В сроки от 7 до 14 суток отмечалась макрофагальная реакция и наблюдалась фрагментация нервных волокон, менее выраженная при применении хитозана. Полнокровие мелких сосудов, число кровоизлияний и воспалительные реакции также были слабее выражены при применении хитозана. Как правило, мы не наблюдали при этом вакуолизации одонтобластов. Кроме того, наблюдали стимуляцию обменных процессов одонтобластов в виде отложения заместительного дентина, увеличение содержания клеточных элементов типа фибробластов в субодонтобластическом слое.
На 30 сутки в зубах, в которых в качестве лечебной прокладки применяли "Life" отмечалась дезориентация дентинных трубочек, сохранялся отек основного вещества и диапедезные кровоизлияния. При применении хитозансодержащей пасты подобных феноменов не наблюдали, а отмечали повсеместное сохранение мезенхимальных клеток, что свидетельствовало о компенсаторном резерве пульпы.
Через 3 месяца при воздействии "Life" мы наблюдали контактные некротические и дистрофические изменения как в самой пульпе, так и во вторичном дентине нерегулярного типа, с участками петрификации, слабой пролиферацией мезенхимальных клеток. В то же время, при применении хитозансодержащей прокладки наблюдали плотную облитерацию дентинных трубочек и хорошо выраженный процесс минерализации репаративного дентина. Пульпа определялась многоклеточной, с выраженной пролиферацией мезенхимальных клеток, восстановлением рядности одонтобластов.
Через 6 месяцев при применении хитозансодержащей пасты морфологическая картина пульпы практически соответствовала таковой в группе контроля. В то же время, при использовании "Life" мы не наблюдали полного восстановления типичной структуры пульпы: заместительный дентин лишь местами имел четкую структуру, сохранялась вакуолизация одонтобластов, в месте контакта с прокладкой выявляли признаки сетчатой атрофии слоя одонтобластов.
Проведённое экспериментальное исследование показало, что применение хитозансодержащей пасты для лечения глубокого кариеса способствовало усилению защитной функции пульпы, более быстрому восстановлению нормальной ее гистофизиологии, стимуляции одонтотропной функции (заместительный дентин образуется через 7 суток), по сравнению с "Life". Полученные данные позволяют рекомендовать предлагаемую хитозансодержащую пасту для использования в клинике при лечении глубокого кариеса.
Литература
- Астапенко, Я.П. Лечение пульпитов с применением кальцин-пасты /Я.П. Астапенко, Т.И. Базыма //Здравоохранение Белоруссии. - 1974. -№5. - С.72-73.
- Афанасьев, Г.И. Лечение пульпитов гидроокисью кальция /Г.И. Афанасьев //Военный медицинский журнал.-1972.-№9.-С.41-43.
- Борисенко, А.В. Кариес зубов /А.В. Борисенко. - Киев, 2000. - 200 с.
- Борисенко, А.В. Секреты лечения кариеса и реставрации зубов /А.В. Борисенко - Москва: Книга плюс, 2003.- 544 с.
- Иванов, В.С. Воспаление пульпы зуба /В.С Иванов, В.П. Бережной - М. :Медицина, 1990. - 300 с.
- Комнов, Д.В. Сравнительная морфологическая характеристика реакции пульпы на прямое покрытие различными лечебными прокладками /Д.В.Комнов // Стоматология. - 1989. - № 2. - С. 4-6.
- Лушева, Л.Ф. Клинико-функциональное обоснование применения гелий-неонового лазера и даларгина для превентивного и консервативного лечения пульпита: Автореф. дис. канд.мед.наук. /Л.Ф. Лушева - Иркутск,2000. - 22 с.
- Пархова, Р.Л. Влияние гидроокиси кальция на пульпу зуба /Р.Л. Пархова // Терапевтическая стоматология.- 1985.- № 19. - С.136-138.
- Muzzarelli, R.A. Antimicrobal properties of N-carboxybutyl chitosan / R.A. Muzzarelli, R. Tarsi, O. Filippini et al. //Antimicrob. Agents. Chemother. -1990. -№10. -P.2019-2023.
- Velichkov, A.D., Nikolova S.F., Veianov D.K. //C R Acad. Bulg. Sci. - 1989. - №6. - Vol. 42. - P. 97-100.