После экстирпации щитовидной железы все больные нуждаются в постоянной (пожизненной) заместительной гормонотерапии, которую следует начинать как можно раньше - на 10 - 12 день после операции. Необходимость в компенсации функции щитовидной железы у онкологических больных после операции не вызывает сомнений. Однако, до настоящего времени нет унифицированных схем приема препаратов, не установлена зависимость их доз от объема операции.
Нами изучена эффективность гормонотерапии с использованием L-тироксина у 129 больных раком и доброкачественными опухолями щитовидной железы после экстрафасциальных операций. Контроль тиреоидного гомеостата осуществлялся в различные сроки после оперативного вмешательства (часть пациентов обследована несколько раз). В послеоперационном периоде всем больным назначали L-тироксин. Прием препарата начинали на 7 день после операции в различных дозах под контролем пульса, артериального давления и клинического состояния больного.
После гемитиреоидэктомии.
Гемитиреоидэктомия была выполнена 71 пациенту. Рак щитовидной железы был у 25 больных (35,2%), а доброкачественные опухоли - у 46 (64,8%). L-тироксин назначали с 7 дня после вмешательства в суточной дозе 25 мкг в течение одной недели, с последующей эскалацией дозы до 50 мкг. Применение L-тироксина в качестве гормонотерапии у пациентов, перенесших гемитиреоидэктомию, способствовал нормализации тиреоидного гомеостата в 91,5% случаев практически через 6 месяцев с начала лечения и только у 6 пациентов (8,5%) понадобилась комбинированная гормонотерапия L-тироксином (50 мкг) с трийодтиронином (20 мкг).
После субтотальной резекции.
Субтотальная резекция была выполнена 23 больным, из которых у 9 был рак, а у 14 - доброкачественные опухоли щитовидной железы. L-тироксин назначался также на 7 сутки после операции по 25 мкг с еженедельным повышением дозы на 25 мкг до 100 мкг 1 раз в сутки под контролем пульса, артериального давления и общеклинического обследования. Применение L-тироксина после субтотальной резекции щитовидной железы по поводу рака и доброкачественных опухолей позволил нормализовать тиреоидный гомеостат у 18 (72%) пациентов. У 5 больных в схему лечения был введен трийодтиронин (20 мкг).
После тиреоидэктомии.
Тиреоидэктомия произведена 46 пациентам, среди которых рак щитовидной железы был у 17 (37%) больных, а доброкачественные опухоли - у 29 (63%). L-тироксин пациенты начинали принимать на 7 день после операции в суточной дозе 50 мкг с еженедельной эскалацией дозы на 25 мкг до 150 мкг в сутки. В связи с трудностью коррекции тиреоидного гомеостата больные после тиреоидэктомии нуждались в постоянной его коррекции, причем в большинстве случаев удавалось нормализовать тиреоидный гомеостат, подобрав суточную дозу L-тироксина от 100 до 150 мкг, а в некоторых случаях в комбинации с трийодтиронином.
Таким образом, результаты полученных исследований свидетельствуют о том, что после экстрафасциальных операций на щитовидной железе, выполненных по поводу рака и доброкачественных опухолей, возможно применение L-тироксина в адекватном дозовом режиме. После гемитиреоидэктомии терапию необходимо начинать с 50 мкг/ сутки, после субтотальной резекции щитовидной железы - со 100 мкг, а после тиреоидэктомии - со 150 мкг. Применение L-тироксина в монорежиме позволяет поддержать тиреоидный гомеостат в пределах нормы у 91,5% пациентов после гемитиреоидэктомии, у 72% больных после субтотальной резекции щитовидной железы и в 87% наблюдений после тиреоидэктомии.