Современное сельскохозяйственное производство неразрывно связано с использованием и интенсивной эксплуатацией сельскохозяйственной техники.
Стремление к повышению производительности сельскохозяйственных машин, на сегодняшний день, привело к созданию экономичной и многофункциональной сельхозтехники, позволяющей механизировать практически любой сельскохозяйственный процесс.
16 декабря 2011 г. был подписан протокол о присоединении России к ВТО. Осталось лишь ратифицировать документы законодательной властью. Через 30 дней после ратификации Россия стала полноправным членом этой международной организации со всеми вытекающими правами и обязанностями.
По факту ВТО в России свое влияние уже проявила с 2006 г. - именно тогда на рынок было допущено много иностранных производителей, как раз в рамках договоренностей.
Вступление в ВТО так или иначе скажется на всех секторах экономики РФ.
Индустрия производства сельскохозяйственной техники сегодня представляется одной из наиболее уязвимых отраслей российского хозяйства.
Сельскохозяйственная техника - широкий спектр технических средств, предназначенных для повышения производительности труда в сельском хозяйстве путем механизации и автоматизации отдельных операций или технологических процессов.
Применение машин востребовано не только на основных, но и на всех промежуточных операциях при возделывании таких культур, как зерновые, кукуруза, сахарная свекла, картофель, хлопок, при заготовке и приготовлении кормов на животноводческих и птицеводческих фермах. Установлено, что в результате автоматизации (упрощения ручного труда) достигается как минимум 50% прироста валового сбора зерна. Кроме того, применение ресурсосберегающих технологий при качественной обработке почвы позволяет повысить урожайность, в частности озимой пшеницы, в 3-4 раза.
В настоящее время мировыми лидерами по поставке сельскохозяйственной техники являются Китай (доля рынка - 23%), Франция (доля рынка - 15%), США (доля рын- ка - 11%), Италия (доля рынка - 11%) и Украина (доля рынка - 10%).
Сейчас доля отечественных производителей на российском рынке составляет около 50%. Ее удается удерживать на таком уровне за счет высоких пошлин и господдержки, в частности субсидирования процентных ставок по кредитам исключительно на сельхозтехнику российского производства [5].
Однако в связи со вступлением России в ВТО отечественный рынок сельскохозяйственной техники ждет ряд очень важных изменений - в частности ввозные пошлины на импортные комбайны сократятся в три раза - с 15 до 5%. Ввозные пошлины на прицепную технику тоже будут огра- ничены.
Субсидирование процентных ставок по кредитам, которое сейчас распространяется только на технику отечественного производства, в обязательном порядке распространится и на импортные сельскохозяйственные машины, в результате чего все крупные иностранные игроки получат все те же самые преимущества, которые сейчас имеют отечественные машиностроители. По оценкам ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш», к 2020 году доля российских производителей на рынке может снизиться до 15-20% [3].
Очевидно, что, вступая в ВТО, Россия будет вынуждена соблюдать соглашения по субсидиям, защитным мерам, государственным закупкам, стандартам и др. Так, снижение импортных тарифов на 5-10% на тракторы, кормо- и зерноуборочные комбайны (с нынешних 15%) позволит зарубежным производителям заложить эту разницу в цену продукции. С момента вступления России в ВТО практически по всей номенклатуре сельхозтехники таможенные пошлины будут снижены до 5%, причем без переходного периода. Это касается зерно- и кормоуборочных комбайнов и другой техники.
По мнению экспертов, вступление в ВТО не отразится на объеме рынка, однако, значительно скажется на его структуре: во всех сегментах российского рынка увеличится доля импорта. Это будет связано со снижением таможенных ставок, механизмов государственной поддержки.
Таким образом, объем рынка сельхозтехники в 2020 году по тракторам достигнет 65 тыс. шт. Из них 60 тыс. импорт и только 5 тыс. машин придется на отечественные предприятия. Экспортировать российские предприятия ввиду жесткой конкуренции даже в страны СНГ перестанут.
По зерноуборочным комбайнам: объем рынка составит 9,2 тыс. шт. из них 8 тыс. шт. импорт. На экспорт придется не более 1 тыс. машин.
По навесному и прочему оборудованию. Рынок превысит 101 млрд рублей. Однако импортной продукции будет поставлено на сумму в 81,7 млрд руб. На предприятия отечественного производства придется около 20 млрд рублей.
В качестве действенного механизма по поддержке сельхозпроизводителя можно назвать предоставление сельхозтехники в лизинг. Однако, с вступлением в ВТО данный механизм либо будет отменен, либо должна быть допущена к закупкам продукция зарубежных компаний.
При существующем уровне развития отрасли это лишь усугубит и без того сложное состояние сельхозмашиностроения. С открытием границ в страну хлынет поток низкоквалифицированных специалистов, что лишь усилит социальную напряженность. И без того невысокие зарплаты в АПК и сельхозмашиностроении, недостаточный уровень социальной защиты лишь усугубят ситуацию и ограничат приток квалифицированных кадров в отрасль. Проводя открытые государственные конкурсы (на разработку, закупки, выполнение каких-либо иных услуг), государственные органы в лице министерств и ведомств будут обязаны допустить к участию в них зарубежные компании. Россия под давлением стран-участников ВТО будет вынуждена повысить цены на энергоносители (это главное требование Евросоюза). А это, в свою очередь, отразится на сельхозмашиностроении в виде роста цен на технику [4]. Таким образом, мы лишимся еще одного конкурентного преимущества - меньшей цены в сравнении с зарубежной продукцией.
В то же время ряд российских ученых отмечают и очевидные плюсы от вступления России в ВТО [2]:
-
Приведение методов оценки таможенной стоимости в соответствие с требованиями ВТО будет способствовать снижению возможности декларирования технических средств при экспорте/ импорте по очевидно заниженным ценам, что в случае импорта подержанной зарубежной техники не позволит осуществлять массовые поставки в Россию аналогов той техники, которую можно производить на отечественных заводах, и, таким образом, станет стимулом для собственного производства.
-
Введение режима предотгрузочной инспекции - однозначно позитивный шаг в вопросах поставки технических средств.
-
Устранение ограничений на иностранные инвестиции коснется отечественного сельскохозяйственного машиностроения лишь косвенно. Зарубежные инвесторы, конкурирующие между собой на рынке сбыта, не будут заинтересованы вкладывать средства в развитие данной отрасли в России, в первую очередь, из-за низкого платежеспособного спроса на технику со стороны сельхозтоваропроизводителей, тем более, что от зарубежного уровня машиностроения Россия отстает по всем показателям: техника, технология, качество рабочей силы, инфраструктура, информация. Все это, а также наличие бюрократических препонов и теневая экономика делают вложение капиталов в российское машиностроение бесперспективным.
Практика установления фиксированных цен на сельскохозяйственную технику, имеющая место в России, объективно приносит пользу отечественным товаропроизводителям в контроле за ценами на технические средства, в том числе поставляемыми по лизингу. Безусловно, эта система далека от совершенства, поскольку позволяет предприятиям машиностроения повышать цены за пределы общественно необходимых затрат. Однако и в этом виде она дает возможность в определенной мере сглаживать влияние монополизма отечественных предприятий сельскохозяйственного машиностроения.
Итак, лишившись государственной поддержки, многие российские предприятия не выдержат конкуренции перед массовым наплывом импорта и будут вынуждены закрыться. В отрасли начнутся массовые увольнения. Государству потребуются дополнительные финансовые ресурсы на выплату пособий по безработице, по организации курсов для переобучения, создания новых рабочих мест.
В то же время многое будет зависеть от внешней и внутренней политики руководства страны. Так, КНР вошла в ВТО в 2001 году, имея средние уровни ввозных пошлин почти на четверть выше, чем у нынешней РФ. При этом китайцы совершенно не боялись конкуренции со стороны других стран: юань был на 53% недооценен по отношению к доллару. Их средняя месячная зарплата в 2001 году составляла 110 долларов, в 30 раз меньше, чем в Америке. У РФ этого преимущества уже нет: сейчас средняя зарплата в ней - 800 долларов. Если ни одна страна мира не могла иметь более дешевых рабочих, чем КНР (на чем и строилась выигрышная стратегия китайцев в ВТО), то РФ по сей части безбожно проигрывает. Китай мог обеспечить своим производителям большие и «длинные» кредиты под 6% годовых, то в РФ промышленники вынуждены занимать под проценты в два с лишним раза больше. И это - в самом лучшем случае. Наконец, китайский экспорт с самого начала на 40% состоял из готовых товаров. Впоследствии КНР смогла в шесть раз нарастить свой вывоз. Отметим также, что Китай в «Законе о внешней торговле» прописал случаи, когда и при каких условиях возможно ограничение импорта. К примеру, «в целях становления либо ускоренного становления определенных отраслей производства в стране необходимо ограничение импорта» или «в целях обеспечения международного финансового положения государства, баланса международных доходов и расходов необходимо ограничение импорта».
Или, к примеру, США. Нормы ВТО, которые противоречат внутренним американским законам, не подлежат исполнению на территории страны [4].
Хотелось бы отметить также, что индустрия производства сельскохозяйственной техники во многом является производной от положения дел в самом АПК, и любые позитивные и негативные тенденции, которым подвергается аграрный рынок, очень быстро находят свое отражение и в данном сегменте.
Говоря о Республике Татарстан, следует отметить, что она является лидером в официальном рейтинге субъектов России по реализации Госпрограммы развития сельского хозяйства. Динамичный рост АПК позволяет республике вести активную внешнеэкономическую деятельность. По объемам внешнеторгового оборота РТ входит в пятерку лидеров среди субъектов России и сотрудничает с более чем 120 странами дальнего и ближнего зарубежья.
Первая и пока единственная в России (в партнерстве с сельхозакадемией в Белгороде) международная образовательная программа по стандартам МБА (Master of Business Administration) «Агробизнес» «прописана» в Татарстане. Она реализуется на базе Казанского государственного аграрного университета (КГАУ) совместно с ведущим высшим научно-образовательным учреждением Европейского Союза Вагенингенским университетом (Нидерланды). Программа МБА предусматривает овладение новейшими знаниями, методами и технологиями ведения международного агробизнеса и права, изучение опыта в области экономики, менеджмента, маркетинга и логистики, бухучета и финансового менеджмента в АПК Европы, Америки и Японии, что особенно важно в условиях вхождения России в ВТО.
Тем не менее министерство сельского хозяйства России утверждает, что вступление России в ВТО и связанное с ним снижение импортных пошлин сделает российский агросектор непривлекательным для иностранных инвестиций, а его продук- цию - неконкурентоспособной. В результате предприятия, работающие с минимальной рентабельностью, станут убыточными.
Полезно посмотреть, что получила Украина (однотипная с РФ экономика, но только без нефти и газа), вступив в ВТО в 2008 году. Всего лишь через год ВВП Украины упал на 15%. Хотя, конечно, это наполовину можно списать на последствия мирового кризиса капитализма. (Для сравнения: ВВП стран Европы в те же годы упали всего на 3-4%). Объем промышленного производства на Украине после вступления упал на 40%.
Пострадали практически все отрасли промышленности. За исключением одной: производства подсолнечного и рапсового масла. Почему? Потому что эти отрасли были значительно обновлены и технически перевооружены до вступления республики в ВТО, в период действия протекционистских мер. Остальные получили тяжелый урон. Выпуск продукции машиностроения упал вдвое (после обнуления пошли на ввоз сельхозмашин и снижения импортной поллины на автомобили с 25 до 10%). Несмотря на открытие сборочных производств иноземцами в целом производство автомобилей на Украине в 2008-2011 гг. снизилось шестикратно. Работы лишилась половина работников отрасли - 18 тысяч из тридцати шести.
Особенно пострадало сельское хозяйство. Закрылось 50 сахарных заводов, было потеряно 11% внутреннего рынка сахара. В 2,3 раза вырос импорт свинины (2010 г. к 2007 г.). Теперь Украина судорожно пытается изменить условия своего членства в ВТО, чтобы не обанкротиться. Ибо невозможно содержать социальную сферу: число плательщиков средств в пенсионный фонд практически сравнялось с числом получателей пенсий.
Вышеперечисленные проблемы государство попыталось учесть в Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года. В результате в Стратегию вошли предложения по обновлению действующего парка сельскохозяйственной техники, стимулированию модернизации производства сельхозтехники и увеличению объема экспорта сельскохозяйственной техники российского производства. В качестве альтернативы субсидиям Стратегия предлагает ряд мер в защиту национальных производителей:
-
Дешевые кредиты российских банков.
-
Кредитование промышленности через рефинансирование коммерческих банков под обязательства производственных предприятий.
-
Активно использовать защитные меры (по примеру Китая).
-
Использовать отсрочку открытия рынков (до 8 лет).
Тем не менее у многих исследователей эти меры также вызывают опасение, в связи с ограниченностью ВТО любых проявлений протекционистской политики.
Рецензенты:
-
Марченко Г.Н., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономика и организация производства» ФГБОУ ВПО «Казанский государственный энергетический университет», г. Казань;
-
Тимофеев Р.А., д.э.н., доцент, заведующий кафедрой «Инженерный менеджмент» ФГБОУ ВПО «Казанский государственный энергетический университет», г. Казань.
Работа поступила в редакцию 06.09.2012.