Воспалительные заболевания органов малого таза (ВЗОМТ) занимают значительное место в структуре гинекологической патологии, частота их составляет до 60-65% от числа обращающихся за помощью в женские консультации. Характерной чертой воспалительных заболеваний придатков матки в современных условиях является их субклиническое, латентное течение. Наиболее серьёзными последствиями ВЗОМТ являются синдром хронических тазовых болей, эктопическая беременность, бесплодие. Важной проблемой практического здравоохранения остаётся совершенствование методов диагностики и лечения воспалительных заболеваний органов малого таза [7].
Одним из ключевых звеньев патогенеза воспалительного заболевания является эндогенная интоксикация, в развитии которой большое значение придаётся бактериальным экзо- и эндотоксинам микроорганизмов - классическим стимуляторам функции макрофагов. В норме антиоксидантная система обеспечивает дезинтоксикацию экзогенных и эндогенных токсинов, продуктов свободнорадикального окисления, но в условиях прогрессирования патологического процесса неадекватность её деятельности ведет к нарастанию выраженности эндотоксикоза со вторичным поражением клеточных мембран и усугублению нарушений биофизических процессов [8]. Тяжесть интоксикации определяется величиной токсической дозы и реактивностью организма. Соответственно выделяют СЭИ легкой, средней и тяжелой степени [4]. В работах Ю.В. Первушина [6] и В.И. Краснопольского [3] систематизированы лабораторные критерии эндотоксикоза у хирургических больных с гнойно-септическими осложнениями. Аналогичных исследований в гинекологии нами не обнаружено.
Лабораторная картина заболевания не всегда укладывается в разработанные ранее общепринятые критерии диагностики. Перспективными в этом отношении, на наш взгляд, являются некоторые показатели обмена железа и меди.
Железо ‒ жизненно важный микроэлемент, участвующий в процессе связывания, переноса и передачи кислорода в ткани и в процессах тканевого дыхания; 10-15% железа являются резервными, находясь в депо (печень, селезёнка, костный мозг) в виде растворимого ферритина и нерастворимого гемосидерина [1].
Сывороточный ферритин (СФ) - важнейший железосодержащий белок человека, синтезируемый клетками печени, селезенки, костного мозга, а также ряда других органов [9], депонирующий железо в растворимой, нетоксичной и легкодоступной форме.
Трансферрин (ТФ) - транспортный белок, относящийся к группе b-глобулинов, который переносит железо от места его абсорбции в эпителии тонкой кишки к местам его хранения и утилизации. Синтез ТФ происходит главным образом в печени, стимулируется низкой концентрацией железа в сыворотке, эстрогенами, кортикостероидами [10]. ТФ является частью антиоксидантной системы организма.Медь - один из важнейших микроэлементов. Участвует во многих ферментативных процессах в качестве активатора или как составная часть активного центра ферментов. Значительная часть меди плазмы крови (около 95%) находится в связи с церрулоплазмином.
Церулоплазмин (ЦП) - медьсодержащий гликопротеид, относящийся к α2-глобулиновой фракции плазмы крови млекопитающих. Обладает активностью феррооксидазы, аминооксидазы и частично супероксидисмутазы, играет роль реактанта острой фазы (увеличивается в первые часы воспаления) [12]. Но также, как сывороточное железо и трансферрин, снижается в условиях продолжающегося синдрома эндогенной интоксикации. Цель: оценить интенсивность обмена железа и меди у больных с СЭИ при ВЗОМТ и определить их роль и значение, как показателей степени тяжести СЭИ.
Материалы и методы исследования
Под наблюдением находилась 77 женщин, поступивших в стационар с ВЗОМТ с различными вариантами клинического течения. Критериями включения пациенток в исследование были клинические проявления в виде жалоб на боли внизу живота, нарушение менструального цикла, повышение температуры тела. При объективном осмотре обнаруживали болезненность и другую патологию при пальпации матки и придатков, патологические бели, а также общие симптомы эндотоксикоза (общую гипертермию, слабость, тошноту и т.д.). В качестве доказательных критериев ВЗОМТ были произведены УЗИ, гистологическое исследование соскоба эндометрия и операционного материала.
Критерии исключения: беременность, послеродовые осложнения и сопутствующие заболевания воспалительного характера и др. Исследования проводились в момент поступления в стационар, т.е. на 1-3 день от начала заболевания. Группу контроля составили 40 практически здоровых женщин, сопоставимых по возрасту с группой исследования.
Методы исследования: уровень железа определялся колориметрическим методом, количество трансферрина и ферритина определялось методом турбидиметрии на автоматическом анализаторе COBAS INTEGRA с использованием наборов фирм Lahema и Vital Diagnostics, тест-систем фирмы ARON (железо). Полученные результаты обрабатывались с помощью стандартных статистических программ Microsoft office Exel 2007. Для всех показателей определяли средние значения (М), а также стандартное отклонение (s). Для оценки степени достоверности различий между группами использовали простой критерий Стьюдента (t). Различия между показателями считали достоверными при p < 0,05; 0,01.
Результаты исследования и их обсуждение
Снижение содержания железа (рис. 1) связано с увеличением его потребления на процесс образования гемоглобина в целях улучшения снабжения тканей кислородом для компенсации гипоксии в очаге воспаления и снижения активности воспалительного процесса. Данное предположение косвенно подтверждается изменениями, обнаруженными нами в общем анализе крови: у больных ВЗОМТ в острый период заболевания наблюдалось незначительное увеличение количества эритроцитов и содержания гемоглобина в единице объёма крови. Снижение уровня сывороточного железа в условиях воспаления может быть объяснено эффектами провоспалительных цитокинов, в частности ИЛ-6, индуцирующего железодефицит [11]. Т.о. включается защитный механизм, препятствующий дальнейшему повреждению клеток метаболически активным двухвалентным железом. Связанное с ферритином трёхвалентное железо уводится в депо, предотвращая захват его микробными клетками.
Рис. 1. Концентрация сывороточного железа в зависимости от степени тяжести СЭИ (мкмоль/л)
Уменьшение содержания трансферрина (рис. 2) в сыворотке крови больных находится в прямой зависимости от степени выраженности воспалительного процесса и тяжести интоксикации (p < 0,05), что, в свою очередь, обусловливает и снижение концентрации сывороточного железа. Сочетанное снижение содержания трансферрина и железа в крови характерно для инфекционных процессов.
Сывороточный ферритин (рис. 2) недостоверно ниже (по сравнению с контрольной группой) у пациенток с лёгкой степенью, где клинические проявления СЭИ наименее выражены. В условиях усугубляющегося процесса интоксикации синтез СФ усиливается (p < 0,05), стимулируемый цитокинами ФНО-α и ИЛ-1 [2], что в свою очередь приводит к снижению уровня железа сыворотки и концентрации его в депо, реализуя упомянутые выше защитные механизмы.
У больных с лёгкой степенью СЭИ наблюдается достоверное (р < 0,001) увеличение концентрации церулоплазмина в сыворотке крови, что свидетельствует об активации антиоксидантной защиты (рис. 3).
Рис. 2. Содержание сывороточного трансферрина и ферритина в зависимости от степени тяжести СЭИ (мкг/л)
Рис. 3. Содержание меди и церулоплазмина в зависимости от степени тяжести СЭИ (мкг/л)
При усилении степени тяжести СЭИ концентрация ЦП в периферической крови значительно снижается. Падение уровня изучаемого антиоксиданта свидетельствует об угнетении системы антиоксидантной защиты организма и объясняется, по нашему мнению, его потреблением в реакциях сдерживания окислительного стресса.
Среднее содержание меди в сыворотке крови пациенток с ВЗОМТ снижено по сравнению с содержанием меди у здоровых женщин (1,76 ± 0,28 и 2,53 ± 0,2 мкмоль/л соответственно, при p ≤ 0,05). Однако различия концентрации при лёгкой, средней и тяжёлой степени СЭИ оказались статистически незначимыми. Возможно, это объясняется различными спектральными свойствами ионов меди и определением её количества колориметрическим методом. В связи с тем, что ионы меди, входящие в состав белков, исходя из их спектральных свойств, разделяют на три группы. [12], по-видимому, в нашем исследовании, ионы меди разных типов по-разному элиминируют на этапах развития СЭИ. Т.е. на измеряемую интенсивность окраски раствора влияло не количество ионов меди, а их качественный состав.
На основании проведённых исследований можно сделать следующие выводы:
-
изменение концентрации железа, трансферрина, ферритина и церрулоплазмина в крови находится в зависимости от степени тяжести синдрома эндогенной интоксикации;
-
показатели обмена железа и меди обладают свойствами маркеров синдрома эндогенной интоксикации.
Рецензенты:
-
Рогожкина И.Е., к.м.н., доцент, зав. кафедрой акушерства и гинекологии ФПК и ППС ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского Минздравсоцразвития России», г. Саратов;
-
Бородулин В.Б., д.м.н., профессор, зав. кафедрой биохимии ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского Минздравсоцразвития России», г. Саратов.
Работа поступила в редакцию 23.07.2012.