Киста почки является распространенным доброкачественным поражением почек и встречается по меньшей мере у 24% лиц старше 40 лет и у 50% лиц старше 50 лет [2, 8]. В связи с развитием методов диагностики выявляемость кист почек во всем мире увеличивается.
Почечные кисты могут вызывать обструкцию коллекторной системы, сжимать почечную паренхиму или вызывать спонтанную геморрагию, индуцируя боль и гематурию. Кроме того, они могут инфицироваться или могут вызывать обструктивную уропатию и гипертонию [3, 5]. Еще не так давно, до того, как в медицине стали широко применяться эндоскопические методы хирургии, больному с кистой почки предлагали в основном динамическое наблюдение за размерами кисты. По показаниям проводилось открытое оперативное вмешательство, которое при сопутствующей патологии не всегда было выполнимо.
Bosniak (1997) разработал удобную классификацию, подразделяющую кисты почек на категории по степени их возможной малигнизации:
Категория I - это неосложненные, простые, доброкачественные кисты почек, которые четко визуализируются ультразвуком, компьютерной или магнитно-резонансной томографией.
Категория II - доброкачественные, минимально осложненные кисты, которые характеризуются появлением перегородок, отложением кальция в их стенках, инфицированные кисты, а также гиперденсивные. Данная категория кист практически никогда не озлокачествляется и нуждается в динамическом ультразвуковом наблюдении.
Категория III - эта группа более неопределенная и имеет тенденцию к озлокачествлению. Радилогические особенности включают нечеткий контур, утолщенные перегородки и неоднородные участки отложения кальция, при которых показано оперативное лечение.
Категория IV - образования имеют большой жидкостный компонент, неровный и даже бугристый контур и, что особенно важно, местами накапливают контрастное вещество за счет тканевого компонента, что косвенно указывает на малигнизацию [6].
Показаниями к операции при кисте почек являются: сдавление кистой мочевыводящих путей, сдавление кистой ткани почки, инфицирование полости кисты и формирование абсцесса, разрыв кисты, большие размеры кисты, болевой симптом и злокачественная гипертония. Большинство пациентов с размером кист более 3 см рано или поздно начинают испытывать боль. Гиганские же кисты почки размерами более 15 см являются довольно редким наблюдением в практике [15].
Hulbert в 1992 году впервые выполнил и описал технику лапароскопической кистэктомии [11]. Эта техника позволяет удалять солитарные, множественные, перипелвикальные и двусторонние почечные кисты в одной операции. Сегодня кистэктомия выполняется лапароскопическим и ретроперитонеоскопическим методами. Лапароскопический подход является минимально инвазивным способом, позволяет произвести декомпрессию кист под прямым контролем зрения. Лапароскопия является эффективным средством лечения больных аутосомно-доминантным поликистозом почек, у которых наблюдается болевой симптом (Bosniak II и III) [8].
В доступной нам литературе мы нашли лишь несколько случаев лапароскопического удаления гиганских кист почек [1,7, 9, 12, 13, 14, 15]. Представленный нами случай является довольно редким наблюдением в урологической практике и, по нашему мнению, вызовет интерес у коллег.
Цель работы - наглядно продемонстрировать эффективность лапароскопического метода в хирургическом лечении гигантских кист почки.
Материал и методы исследования
Больной Х. 57 лет поступил в урологическую клинику Азербайджанского медицинского университета в ноябре 2010 года с жалобами на постоянные тупые, ноющие боли в правой поясничной области. Заболевание со слов больного началось приблизительно 4 месяца до госпитализации. При поступлении общее состояние удовлетворительное. Со стороны сердечно-сосудистой системы отмечаются ишемическая болезнь сердца и атеросклеротический кардиосклероз. Показатели общего и биохимического анализов крови в пределах нормы. При ультразвуковом исследовании (УЗИ) и контрастной компьютерной томографии (КТ) в органах брюшной полости патологических изменений не обнаружено. Размеры, толщина паренхимы и функциональное состояние почек удовлетворительны. В области переднего, заднего сегментов и верхнего полюса почки определяется солитарная киста размерами 16,5×12,5×10 см (рис. 1). Киста не имеет спаек с правой долей печени. В левой почке определяются четыре кисты размерами 1,5×1,5; 1,8×1,7; 3,1×2,4; 5,4×5,0 см (рис. 2). Абдоминальные и ретроперитонеальные лимфоузлы без изменений. Больному установлен диагноз: Гигантская киста правой почки, множественные кисты левой почки, ишемическая болезнь сердца, атеросклеротический кардиосклероз.
Рис. 1. УЗИ больного до операции. Гигантская киста правой почки. Почка из-за больших размеров кисты не визуализируется
Больному было выполнено лапароскопическое трансперитонеальное удаление гигантской кисты правой почки.
Пациент располагается в латеральной декубитальной позиции под углом 45 градусов. Учитывая местоположение кисты, первый порт (11 мм) был размещен на 2 см выше и дистальней пупка и создан пневмоперитонеум. Далее под лапароскопическим контролем установили еще два порта (13 и 5 мм). После разделения спаек в брюшной полости, рассекли брюшину по задней стенке брюшной полости вдоль белой линии Тольдта до печеночного изгиба толстой кишки, далее отсепарировали толстую кишку от тканей забрюшинного пространства и обнажили фасцию Героты. Наружняя поверхность кисты была полностью мобилизирована от окружающих тканей (рис. 3).
Рис. 2. Компьютерная томография больного до операции. Гигантская киста правой почки, ткань почки оттеснена под печень и к позвоночнику
Рис. 3. Мобилизированная гигантская киста почки
Далее было произведено ее вскрытие на небольшом участке и аспирация содержимого, которое составило 1,6 л. Для иссечения стенок кисты использовали аппарат дозированного электротермического лигирования тканей «Liga sure» и эндоножницы с коагуляцией. После полного иссечения краев кисты была установлена дренажная трубка (рис. 4). Длительность инсуфляции 65 минут, продолжительность операции составила 75 минут. Интраоперативное кровотечение - 20 мл. Время госпитализации 2 суток. На первые сутки выделения из дренажной трубки составили 40 мл, на вторые сутки выделений не наблюдалось. Дренажная трубка удалена, и больной в удовлетворительном состоянии был выписан. Результат патогистологического исследования: стенки иссеченной кисты состоят из фиброз- ных тканей.
Результаты исследования и их обсуждение
Лапароскопическая хирургия кист почек является современным и малотравматичным способом радикального удаления кист. Этот метод позволяет провести любое вмешательство на кисте, вплоть до нефрэктомии. При интрапаренхиматозной кисте почки, когда имеется высокий риск повреждения полостной системы почки, больного обязательно предупреждают перед лапароскопической операцией о возможности расширения объема вмешательства. Это может быть вылущивание кисты, резекция почки или нефрэктомия.
Рис. 4. Больной после операции
Естественно, не всегда киста почки является показанием к оперативному вмешательству или вообще активным действиям. Чаще всего, если киста не беспокоит больного, и тем более, если он даже не подозревал о ее наличии, достаточным бывает проведение динамического наблюдения. Это заключается в том, что больной раз в полгода - год должен проходить обследование у врача и проводить исследования (обычно УЗИ почек).
Стенка кисты состоит из соединительнотканной капсулы, выстланной плоскоклеточным и кубическим эпителием, в подавляющем большинстве случаев с хроническим воспалением. Кроме того, у некоторых больных при гистологическом исследовании в стенке кисты обнаруживаются мышечные волокна. Фиброзная капсула кисты изнутри выстлана эпителием, напоминающим эндотелий или мезотелей, а в коллагеновой ткани стенки кисты обнаружены дегенерированные нефроны, гладкомышечные волокна и клетки хронического воспаления. Эпителий кисты может быть прерывистым. У многих больных эпителиальная выстилка кисты отсутствует. В некоторых местах капсулы эпителий исчезает или атрофируется, а в других, наоборот имеет 2-3 слоя клеток. В отдельных случаях в толще стенки кисты наблюдаются отложения извести, эмбриональные включения, остатки ткани почки и даже надпочечника. Отложение извести в стенки кисты указывает на её «пожилой» возраст.
Насколько прозрачна и чиста консистенция жидкостного содержимого кисты при аспирации, настолько велика вероятность наличия доброкачественного процесса в почке [4]. При гиганских кистах наличие злокачественного процесса в почке не описано в литературе. В представленном нами больном во время аспирации мы наблюдали чистую и прозрачную жидкость, объем которой составил более 1600 мл, без наличия геморрагий и признаков воспаления. Размеры кисты, строение ее стенки, консистенция содержимого не вызвали у нас подозрений на наличие злокачественного процесса во время операции, что было также подверждено данными патогистологического исследования.
Лапароскопическая резекция кисты почки является эффективным вмешательством с малым количеством осложнений и быстрой реабилитацией больных [1]. Возникающие интраоперационные осложнения могут быть устранены без конверсии при достаточных навыках оперирующего хирурга и соответствующем оснащении операционной. При наличии достаточного опыта и навыков ретроперитонеоскопический доступ является менее инвазивным и сводит к минимуму (хотя и не исключает) риск травмы внутренних органов [5, 8]. Но в данном случае опративное вмешательство нами было выполнено трасперитонеальным доступом. Мы приняли такое решение исходя из гиганских размеров и местоположения кисты. Трансперитонеальный доступ позволил нам полностью мобилизировать внепочечные участки кисты от окружающих тканей, каких-либо интраоперационных осложнений не наблюдалось.
Успех лапароскопической аблации почечной кисты - это облегчение симптомов, наблюдается в среднем у 97% больных и отсутсвие признаков повторения кисты у 92% пациентов, что превосходит по эффективности другие методы оперативного лечения [1, 3, 8].
Основными жалобами у нашего больного были постоянные тупые и периодически возникающие острые боли в правом боку, особенно возникающие в положении лежа на правом боку. После оперативного вмешательства у пациента полностью исчезло чувство боли, общее состояние было удовлетворительным спустя сутки, через несколько дней вернулся к активной жизни. Больной находился под наблюдением, исследования, проведенные через год после операции, выявили удовлетворительную функцию правой почки, отсутствие пиелоэктазии, гидронефроза и наличия признаков повторения кисты. Больной был в полном здравии и не предъявлял никаких жалоб.
Заключение
Анализ мировой литературы и наш опыт лечения пациентов с кистами почек показали, что в настоящее время лапараскопическая и ретроперитонеоскопическая резекция кист почек считается безопасным и эффективным методом лечения.
Лапароскопия позволяет хирургу применить минимально инвазивный подход для обследования и лечения этой категории почечных патологических изменений. Киста в целом полностью может быть исследована под прямым контролем зрения и иссечена. Кроме того, можно выполнить декортикацию или марсупиализацию, не подвергая пациента открытой операции. Такой минимально инвазивный подход не только обладает диагностическими и терапевтическими достоинствами, но также укорачивает период послеоперационной болезненности и выздоровления пациента по сравнению с традиционными подходами открытой хирургии.
Представленный нами случай еще раз подтвержает мнение о том, что при помощи лапароскопического доступа можно удалить кисту почки любого размера и локализации. Марсупилизация гиганских кист почки при помощи лапароскопической техники является оптимальным и наименее инвазивным методом хирургического лечения [10,15].
Рецензенты:
-
Джамалов Ф.Г., д.м.н., доцент кафедры хирургии Педиатрического факультета Азербайджанского медицинского университета, г. Баку;
-
Абдуллаев К.И., д.м.н., профессор, директор ООО Урологического центра, г. Баку.
Работа поступила в редакцию 05.04.2012.