Современные демографические процессы на Северном Кавказе, как и в целом по России, отражают положительную динамику, характеризующуюся тенденцией повышения рождаемости. В 2009 г. показатель рождаемости в северокавказском регионе вырос до 13,9 на 1000 населения (РФ - 12,1), а общая смертность уменьшилась до 12,1 (РФ - 14,6) [1]. Таким образом, впервые за многие годы произошло существенное увеличение естественного прироста населения до 1,8 на 1000 человек [1; 4]. Обращает внимание заметная дифференциация показателей рождаемости в республиках Северного Кавказа, анализ причин и интенсивность проявления которой представляет особый интерес.
Демографическая детерминированность процессов воспроизводства населения в республиках Северного Кавказа в значительной степени объясняется тенденциями в изменении возрастно-половой структуры населения региона. На формирование возрастно-половой структуры населения в регионе, как и во всей стране, значительное влияние оказали негативные явления двух последних десятилетий с многолетними отрицательными показателями естественного прироста населения [1].
Важное значение в сложившейся ситуации приобретает изучение возрастной структуры женского населения как одного из основных факторов улучшения репродуктивных процессов в регионе.
Цель исследования - изучение численности и возрастного состава женского населения и его влияния на рождаемость в национальных республиках Северного Кавказа.
Материал и методы исследования
Объектом исследования явилось женское население в четырех республиках Северного Кавказа: Чеченская, Кабардино-Балкарская, Ингушетия и Северная Осетия-Алания (РСО-Алания). Выбор объекта исследования обусловлен наиболее выраженными процессами воспроизводства населения в данных республиках, а также наличием общих границ проживания.
Проведен ретроспективный и сравнительный анализ рождаемости в изучаемых республиках. В качестве материала исследования использованы статистические данные Территориальных органов Федеральной службы государственной статистики по республикам Северного Кавказа. Показатели рождаемости приведены в расчете на 1000 населения. Анализ динамических рядов проведен в соответствии с общепринятыми в медицинской статистике методиками.
Результаты исследования и их обсуждение
На Северном Кавказе, так же, как и в большинстве регионов Российской Федерации, численность женского населения превышает численность мужского населения. По данным 2009 г., доля женщин в общей структуре населения в ЧР составила 52,0 %, а в остальных республиках - 53,2 %, что несколько ниже показателя по РФ (53,7 %) [1].
При этом особенно важным для выявления тенденций рождаемости на Северном Кавказе является определение среди женского населения доли лиц детородного возраста. Согласно полученным данным женщины 15-49 лет составили наиболее значительную долю в Ингушетии (58,7 %) и Кабардино-Балкарии (55,6 %). Более половины женского населения приходится на лиц фертильного возраста в Чеченской Республике (53,6 %) и РСО-Алания (50,2 %) (таблица). Таким образом, заметное превалирование лиц детородного возраста в изучаемых республиках, по сравнению с Российской Федерацией, где аналогичный показатель составил 49,9 %, создает существенные возможности для развития более активных репродуктивных процессов на Северном Кавказе [1].
Распределение женского населения республик Северного Кавказа по возрасту (тыс. человек)
Современные демографические процессы в регионе, как и в целом по России, отражают положительную динамику. Однако, как видно из таблицы, в начале 2000-х гг. в республиках Северного Кавказа был зарегистрирован наиболее низкий уровень рождаемости. При этом среди остальных республик выделялась Ингушетия, где коэффициент рождаемости был значительно выше и достигал 17,8 на 1000 человек населения (РФ - 8,7). В РСО-Алания и Кабардино-Балкарской республике показатель оставался ниже уровня 1990 г. и составил соответственно 10,6 и 11,6 на 1000 человек населения [1; 2] (см. таблицу).
Динамика рождаемости в республиках Северного Кавказа
Республики |
Российская Федерация |
Чеченская |
Ингушетия |
Кабардино-Балкарская |
Северная Осетия |
2000 г. |
8,7 |
14,6 |
17,8 |
11,6 |
10,6 |
2001 г. |
9,1 |
15,2 |
18,9 |
11,2 |
10,7 |
2005 г. |
11,5 |
24,9 |
18,0 |
10,0 |
11,2 |
2009 г. |
12,1 |
29,3 |
18,3 |
13,5 |
14,2 |
Темп прироста 2000/2009 |
+39,1 |
+100,7 |
+2,8 |
+16,4 |
+25,4 |
Тенденция к росту рождаемости обозначилась на Северном Кавказе только в 2003 г. Наиболее выражены были данные процессы в регионе в 2005 г., когда показатель рождаемости в Чеченской Республике достиг наивысшего уровня в стране - 24,9 на 1000 человек населения (РФ - 10,2). В Ингушетии данный показатель также был выше и составил 18,0 на 1000 человек населения. Менее интенсивный рост показателя отмечался в РСО-Алания и Кабардино-Балкарии (11,2 и 10,1 на 1000 населения соответственно) [2; 5].
В конце первого десятилетия нынешнего столетия в 2009 г. произошло увеличение коэффициента рождаемости в Чеченской Республике до 27,3 и в Республике Ингушетия до 16,7 на 1000 человек населения (РФ - 11,3) [4; 5] (см. таблицу). Темп прироста показателя рождаемости в Чеченской Республике составил 100,7 %. При этом обращает внимание стабильно высокий уровень рождаемости все годы в Республике Ингушетия. Несмотря на относительно низкий темп прироста за изучаемый период, показатель рождаемости варьировал в пределах 17,8-18,9 на 1000 человек населения и до 2005 г. являлся наиболее высоким среди северокавказских республик (см. таблицу). Сложившиеся тенденции в этих двух республиках позволили им занять лидирующие позиции в воспроизводстве населения и как следствие - росте численности населения. Вместе с тем, как видно из таблицы, в 2009 г. наиболее низкие показатели рождаемости среди изучаемых республик регистрировались в Кабардино-Балкарской Республике (13,5) и РСО-Алания (14,2). Однако темпы прироста показателей рождаемости в Кабардино-Балкарской Республике и РСО-Алания значительно ниже, чем в Российской Федерации, в целом (см. таблицу).
Наряду с ростом рождаемости на Северном Кавказе наблюдается снижение смертности, что привело к снижению темпов сокращения численности населения в регионе. В 2008 г. родилось на 6,4 % больше детей, чем в 2007 г. Число умерших снизилось с 2080,4 тыс. в 2007 г. до 2075,9 тыс. в 2008 г. [3]. Наиболее быстро растет население Чеченской Республики - примерно на 2 % в год. Численность населения Республики Ингушетия увеличивается ежегодно на 1,5 %. В РСО-Алания и Кабардино-Балкарской Республике убыль населения в 2007 г. сменилась лишь незначительным приростом [4].
Несомненно, одной из основных причин роста рождаемости является структурный фактор - вступление в детородный возраст более многочисленных поколений, родившихся в конце 1970-х - начале 1980-х гг.
Однако наряду с этим отмечается и повышение интенсивности рождаемости. При сохранении общероссийской тенденции увеличения среднего возраста деторождения, на долю женщин в возрасте 20-24 лет в северокавказском регионе приходится более 2/3 всех родов. Наиболее значительным в суммарную рождаемость является вклад женщин 20-29 лет. При этом среди всех женщин репродуктивного возраста (15-49 лет) удельный вес женщин старше 30-летнего возраста к 2006 г. составил около 50 %. Анализ статистических материалов показал, что увеличение рождаемости в республиках Северного Кавказа, в частности в Чеченской республике и Республике Ингушетии, происходит не только за счет рождения второго, но и третьего ребенка, а также последующих детей. Данное явление объясняется характерной для этих республик ментальностью в проявлении семейно-брачных обязательств. Таким образом, преимущество женщин молодого возраста в деторождении свидетельствует о позитивной демографической динамике в регионе и указывает на необходимость повышенного внимания к анализу возрастной дифференциации женского населения.
Вместе с тем следует отметить, что снижение рождаемости в 90-х гг. прошлого столетия и начале 2000-х гг. существенным образом может отразиться на репродуктивных процессах в регионе. Отсутствие значительной части поколения, которое должно было вступить в детородный период, усугубляет прогностические оценки рождаемости во втором десятилетии 21 века, как на Северном Кавказе, так и в Российской Федерации. Однако с учетом особенностей жизненного уклада в национальных республиках Северного Кавказа, направленного, прежде всего, на многодетность, решающим фактором более интенсивных репродуктивных процессов на Северном Кавказе станет традиционно мотивированное увеличение числа деторождений в семье. Наряду с этим, важная роль в процессах воспроизводства населения отводится государственным медико-социальным программам, эффективность которых определяется ростом рождаемости.
Заключение
Современные тенденции в изменении возрастно-половой структуры населения Северного Кавказа характеризуются заметным превалированием лиц детородного возраста, что создает существенные возможности для развития более активных репродуктивных процессов в регионе. Наиболее высокие показатели рождаемости в регионе, а также в Российской Федерации регистрируются с 2005 г. в Чеченской Республике. Значительный вклад в суммарную рождаемость вносят молодые женщины 20-29 лет. Стабильно высокими уровнями рождаемости отличается Республика Ингушетия. Сложившиеся тенденции в двух северокавказских республиках позволяют ежегодно увеличивать население на 1,5-2 %. Преимущество женщин молодого возраста в деторождении свидетельствует о позитивной демографической динамике в регионе, подкрепляющейся традиционными для национальных республик Северного Кавказа особенностями семейного уклада, направленного, прежде всего на многодетность.
Таким образом, на примере северокавказских республик показана необходимость проведения анализа возрастной структуры женского населения, позволяющей проводить прогностическую оценку демографических процессов на конкретной территории. Демографическая политика, направленная на повышение рождаемости, должна предусматривать мероприятия по социальной поддержке семьи, в том числе по созданию качественной инфраструктуры родовспоможения и охраны здоровья детей.
Рецензенты:
-
Калоева З.Д., д.м.н., профессор, зав. кафедрой поликлинической педиатрии ГБОУ ВПО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития РФ, г. Владикавказ;
-
Цаллагова Л.В., д.м.н., профессор, зав. кафедрой акушерства и гинекологии ГБОУ ВПО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития РФ, г. Владикавказ.
Работа поступила в редакцию 10.11.2011.