Развитие и совершенствование системы высшего образования в нынешних условиях не представляется возможным без внедрения разного рода инноваций, пересмотра некоторых принципиальных позиций, связанных с вопросом чему и тем более как учить будущего специалиста. Сегодня необходимым условием качественного образования является такая его направленность, которая нацелена на раскрытие и развитие творческого потенциала учащегося, его творческой индивидуальности, креативности.
Понятие «креативное образование» сегодня можно часто обнаружить в современной литературе, касающейся вопросов высшего профессионального образования. Этот термин обозначает новую - инновационную модель образования, противоположную традиционной - репродуктивной модели, основанной на повторении, освоении и непрерывном накоплении существующих знаний и опыта. Креативное образование предполагает обучение через творчество, поэтому оно ориентировано на активизацию творческой деятельности и развитие творческих способностей обучаемых. В педагогической литературе такая направленность образования декларировалась и обсуждалась многократно и обозначалась терминами «проблемное обучение», «развивающее обучение» и др. Но креативное образование подразумевает также и обучение творчеству, в том числе методам генерирования новых идей и решения нестандартных проблем [4].
Креативный образовательный процесс предполагает возможность каждому обучаемому усвоить современную методологию творчества, не только развить исходный творческий потенциал, но и сформировать потребность в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии, сформировать у человека объективную самооценку. А это создает предпосылки реализации себя в познании, в учебной деятельности, а впоследствии - в профессиональной творческой деятельности [5].
Основной целью креативной системы образования является пробуждение в человеке творца и развитие в нем заложенного творческого потенциала, воспитание смелости мысли, уверенности в своих силах, способности генерировать новые нестандартные идеи, содержащие общечеловеческую ценность и в то же время не наносящие вреда природе, воспитание потребности в творческом образе жизни [2].
Несмотря на то, что творчество есть наивысшее проявление феномена человека, оно, как ни парадоксальным это покажется, менее всего изучено. В настоящее время в педагогике и психологии наблюдается повышенный интерес исследователей к проблеме креативности и творчества. В первую очередь, это связано с переменами в системе образования, а также с глобальными переменами в социальной, экономической, военно-политической сферах жизни общества. Сегодня, как никогда, остро ощущается необходимость развития творческого потенциала личности, способной по-новому рассматривать и решать проблемы, обусловленные глобальной перестройкой общества. Нельзя не согласиться с А. Маслоу, который писал о потребности общества в большем количестве креативных людей и о построении в связи с этим новой креативной концепции обучения, направленной на развитие творческих способностей. Одно из его справедливых суждений гласит о том, что «историческая ситуация, сложившаяся на сегодняшний день, такова, что рост интереса к проблеме креативности неизбежен как в кругу научной интеллигенции, так и у социальных философов и у самого широкого круга общественности. Наше время более изменчиво... чем любая эпоха во всей истории человечества. Предельно ускорилось все - темп сбора научных данных, изобретательская активность, скорость выработки новых технологических решений... все ежедневно складывается в новую, прежде неведомую комбинацию и ставит человека перед необходимостью соответствовать ей...так, за несколько последних десятилетий подвергся кардинальным изменениям весь процесс обучения. ... Практически в каждой области жизни мы сталкиваемся с молниеносным старением и смертью фактов, теорий и методов...» [7, с. 108]. Таким образом, одной из основных характеристик современного общества, образования, человека должна выступать креативность как способность к сотворению нового, способность к творческому преобразованию реальной действительности.
В научной литературе, которая издается на русском языке, англоязычный термин «creative» переводится как «творческий». Действительно понятия «креативность» и «творчество» близки по значению, но, тем не менее, каждое имеет еще и свой самостоятельный смысл. Ю.Р. Вагин трактует креативность (от англ. creativity) как уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности [1]. Коджаспирова Г.М. определяет творчество как деятельность, которая порождает нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов [6, с. 147]. Следовательно, понятия «творчество» и «креативность» будучи близкими по значению, все же имеют разницу в содержании, поскольку «творчество» более ориентировано на деятельность и ее результат, а «креативность» - на личность, поэтому не совсем правильно ставить знак абсолютного равенства между ними.
Ю.Р. Вагин размышляет о том, что называя деятельность творческой, мы подразумеваем и определенный продукт этой деятельности, будь то рисунок, стихотворение или самостоятельная идея. При этом в русском языке принято также и продукты творчества называть «творчеством». Таким образом, данный термин выходит за пределы сферы личности и переходит на результаты деятельности личности. В отношении термина «креативность» такой переход невозможен. Термин «творческий» несет более определительный, нежели содержательный смысл, который при переводе термина «creativity» на русский язык может быть определен как «творческость». Говоря о креативности, подразумевается процесс субъективного познания индивидом смысловой сущности окружающего мира, объективной реальности. Речь не идет в данном случае о создании вещественного, материального продукта. «Результатом креативного процесса является само формирование личности, создание уникального микрокосмоса - человеческой индивидуальной психики, души» [1, с. 331].
Первое упоминание о природе творчества можно найти в трудах древних философов. В истории философии к субъектам творчества относили Бога (Платон, Гегель, Бердяев и др.); Природу (Эпикур, Спиноза, Бергсон и др.); Человека (Гельвеций, Маркс, Сартр и др.). В настоящее время проблемы творчества рассматриваются в контексте идеи «глобальной креативности» [3]. Креативность часто рассматривают как нечто противоположное обыденности, предполагающее нестандартные подходы в отличие от общепринятых. Большинство ученых согласны, что креативность - это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации.
В подходах к пониманию и изучению феномена креативности можно выделить две большие группы в соответствии с направленностью. К первой можно отнести исследования общепсихологической и концептуальной направленности (С. Рубинштейн, К. Дункер, Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев, О.К. Тихомиров). Ученые этой группы исследовали основы психологии творчества, его закономерности и механизмы творческой деятельности. Вторую группу составляют экспериментально-эмпирические исследования творчества, ориентированные на выявление и описание личностных характеристик и способностей к творческой деятельности. Характеристики креативности неразрывно связаны с комплексом психических свойств, которые проявляются в продуктивной или профессиональной деятельности. Дж. Гилфорд, Л.Б. Ермолаева-Томина, Ю.Н. Кулюткин, Я.А. Пономарев, Н.В. Рождественская, Е. Торренс и другие выделяют различные способности в качестве составляющих креативности, но главная способность, на их взгляд, выражается в возможности проецирования и генерирования идеи.
В отечественной педагогической и психологической науке креативность трактуется как творческость и рассматривается как «способность, отражающая свойство индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки, т.е. способность к творчеству»; как «некоторая способность бессознательного творческого субъекта порождать множество моделей мира»; «как готовность к применению и развитию своих способностей» [8, с.61]. Отечественные исследователи рассматривают ее в связи с развитием творчества, творческой деятельности, творческого воображения, творческой личности. Исходя из исследований отечественных и зарубежных авторов, все же следует отметить, что подходы к трактованию понятия «креативность» весьма различны, но практически единогласно ученые относят к структурным компонентам креативности следующие характеристики:
- интерес к парадоксам;
- оригинальность;
- склонность к сомнению;
- фантазию;
- чувство новизны;
- ассоциативность;
- остроту мысли;
- творческое воображение;
- интуицию;
- эстетическое чувство красоты;
- артистичность;
- мечтательность;
- остроумие;
- способность к разработке гипотез, открытию аналогий;
- гибкость интеллекта;
- смелость и независимость суждений;
- любознательность;
- самокритичность;
- логическую строгость;
- непредубежденность;
- способность пользоваться различными формами доказательств и др.
А.В. Морозов и Д.В. Чернилевский весьма широко и точно трактуют креативность, утверждая, что «креативность как ценностно-личностная созидательная категория, будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности и условием творческого саморазвития личности, является существенным резервом ее самоактуализации и выражается не столько многообразием имеющихся у личности знаний (как социально закрепленных стереотипов, выраженных в правилах и законах), сколько восприимчивостью, чувствительностью к новым идеям и склонностью разрушать или изменять устоявшиеся стереотипы с целью создания нового, получения нетривиальных, неожиданных и необычных решений жизненных проблем» [8, с.100].
Потребность современного общества в большем количестве креативных людей, способных мыслить творчески, принимать нестандартные решения, обусловливает необходимость построения в связи с этим новой креативной концепции обучения, направленной на развитие творческого потенциала и креативности будущих специалистов. Поэтому А. Маслоу, призывая к созданию новой концепции обучения в своих трудах, пишет о необходимости обучения креативности, подчеркивая, что именно этот критерий должен стать основополагающим в процессе подготовки будущих специалистов. С глубоким сожалением, приходится констатировать тот факт, что выпускники российских вузов часто не отвечают современным требованиям работодателей, как на Родине, так и за рубежом. Закономерно возникает риторический вопрос «Почему»? Вероятно, как раз, потому что креативность как критерий эффективного обучения так и не стал в современной российской педагогике основополагающим. «Как же следует приступать к обучению, например, инженеров? Ответ очевиден: мы должны научить людей быть креативными, именно в том смысле, чтобы они были готовы принять новое, умели импровизировать. Они должны не бояться перемен, уметь сохранять спокойствие в бурном течении нового и по возможности (и это было бы лучше всего) приветствовать все новое. Это означает, что нужно обучать и готовить не просто инженеров, не инженеров в старом, привычном смысле этого слова, а «креативных» инженеров» [7, с. 113]. Эти слова можно отнести к подготовке специалистов в различных областях знания.
Очевидно, что существует объективная потребность в создании некой универсальной концепции обучения, в рамках которой, учитывая специфику той или иной дисциплины, того или иного вуза, представляется возможным вести эффективный образовательный процесс. В настоящее время мы становимся немыми свидетелями того, как деструктивный вирус равнодушия активно поражает еще сохранившиеся здоровые клетки уникального организма - Российского образования. Мы предпринимаем тщетные попытки в поисках утраченного, несправедливо забытого положительного опыта. Одновременно, без глубокого анализа, но с особым рвением мы примеряем на себя модели, которые пользуются успехом в других странах, но не можем понять, почему они не работают должным образом у нас. Ответ прост. В идеале любая концепция, модель, технология создается, когда почва для ее становления подготовлена, плодородна и готова ее принять. Созданы и соблюдаются благоприятные условия, требуемые для ее эффективного внедрения, применения. Проведена опытно-экспериментальная деятельность в масштабе нововведения. Обсуждены результаты, сделаны выводы, проведена коррекция. Далее продукт вводится в эксплуатацию, в процессе которой проводятся его доработки, вносятся коррективы, ведется кропотливая работа по его усовершенствованию, ведь результат его применения отразится не только в области образования, но на будущем общества, которым он был принят. Прежде чем перенять передовой педагогический опыт, следует скрупулезно изучить его, и понять, насколько он соответствует имеющимся условиям, отвечает стоящим перед ним требованиям, является близким и понятным российскому «образовательному менталитету». К сожалению, нынешний уровень подготовки выпускника вуза в нашей стране не соответствует требованиям, предъявляемым мировым образовательным сообществом. К счастью, мы заговорили сегодня о модернизации образования, о том, что основной целью обучения в вузе является воспитание творческой личности, способной креативно мыслить и принимать нестандартные решения, а также самостоятельно добывать знания и применять их в различных областях жизнедеятельности. Таким образом, возникает необходимость разработки универсальной концепции креативной направленности обучения, обеспечивающей результативность подготовки студентов вуза и развитие их творческого потенциала. Данная концепция должна отвечать современным требованиям, предъявляемым к образованию, и отражать суть перемен, происходящих в социуме в мировом масштабе. Сегодня как никогда востребован специалист, способный предвидеть перемены и готовый импровизированно принимать творческие решения. Главная задача современного образования через раскрытие творческого потенциала, развитие креативности обеспечить человека качественным образованием.
Рецензенты:
Гребенкина Л.К, д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и педагогических технологий ГОУ ВПО «Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина», г. Рязань;
Мартишина Н.В., д.п.н., профессор кафедры педагогики и педагогических технологий ГОУ ВПО «Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина», г. Рязань.
Работа поступила в редакцию 08.11.2011.