Дифференциация прибрежно-озерных осадков Байкала представляет собой одно из важнейших следствий воздействия типичных гидрогенных литодинамических процессов береговой зоны озера на наносы. Наиболее эффективно такое воздействие проявляется в верхней части береговой зоны - в области действия прибойного потока. Будучи мощным и универсальным процессом развития берегов, волнение и в Байкале играет ведущую роль в формировании прибрежного рельефа. К тому же продолжительность динамически активного времени открытой воды в озере составляет около 7 - 8 месяцев. Анализ геолого-геоморфологического обследования прибрежной полосы Байкала дал возможность определить тенденции дифференциации наносов пляжей, связанные с их поперечным перемещением.
В зависимости от состава слагающего материала, пляжи Байкала выделены в три основные группы - валунные, галечниковые и песчаные [1].
Валунные пляжи на байкальском побережье имеют незначительное распространение, они узки (1 -5 м) и слабо подвержены изменениям волновыми процессами.
Галечниковые пляжи распространены на Байкале наиболее широко. Они делятся на валунно-галечниковые, собственно галечниковые, гравийно-галечниково-валунные, гравийно-галечниковые. Галечниковые пляжи в основном узки (2 - 20 м), шире они на некоторых мысах и вблизи устьев рек. Галечниковые пляжи неполного профиля имеют от 1 до 4 береговых вала, чаще 2. Форма валов асимметрична: озерные склоны их довольно крутые, короткие; береговые (направленные в сторону суши) - относительно длиннее, положе, нередко почти горизонтальные. Высота первого вала (над урезом воды) 0,5 - 0,8 м, второго штормового вала около 1,5 - 2,5 м. Ширина пляжей неполного профиля 2-7 м. Галечниковые пляжи полного профиля имеют 3 - 4 береговых вала. Общая высота этих пляжей до 1,5 - 2 м над урезом воды, ширина около 10-20 м. Формируемый наиболее сильным волнением последний береговой вал выше и шире предыдущих. Он имеет плавные очертания.
Песчаные пляжи обычно сопутствуют относительно широкой и более пологой прибрежной зоне, чем в случае распространения галечниковых пляжей. В связи с этим волны начинают разрушаться вдали от берега и подходят к пляжу уже ослабленными, поэтому строение береговых валов здесь несколько иное. Они значительно хуже выражены, имеют меньшую высоту и обычно очень пологие.
Ширина песчаных пляжей, окаймленных береговыми уступами различной высоты около 10 - 20 м. На них наблюдается обычно три серии береговых валов. Первая серия валов у уреза воды (от одного до трех) формируется слабым волнением. Они сложены крупнозернистым песком или песком, смешанным с гравием и мелкой галькой. Обычная их высота 0,1 - 0,3 м, но могут быть и не выражены в рельефе. За первой серией мелких береговых валов прослеживается второй вал, который крупнее и шире первых и формируется более сильным волнением. Третий вал, образующийся во время жестоких штормов, иногда представляет собой почти отвесный уступчик до 0,4 - 0,7 м высотой. Береговой склон его или горизонтальный, или с небольшим уклоном к озеру.
Часто на пляжах прослеживаются лишь линии заплесков волн, оконтуренные выбросами водорослей, растительными остатками, дресвой, гравием и мелкой уплощенной галькой. Эти выбросы располагаются главным образом на береговых склонах у гребней валов или у их подножия. Когда береговые валы почти не выражены в рельефе пляжа, то их положение намечается такими выбросами. Пляжи, расположенные вдоль песчаных массивов эоловой переработки, вблизи устьев некоторых рек сравнительно широки (иногда до 80 м). Характер береговых валов на них примерно тот же, но их склоны значительно шире. Нередко между валами наблюдаются ясно выраженные ложбины, поверхность которых покрыта выбросами гравия, мелкой гальки, растительными остатками. На поверхности берегового склона последнего штормового вала часто произрастают осоки, злаковые, иногда кустики кедрового стланика.
Дифференциация обломочного материала по крупности на галечниковых пляжах зависит от серии береговых валов, то есть от удаленности их от уреза воды. Наиболее крупным материалом сложен обычно последний штормовой вал, а самым мелким - вал (или валы) у уреза воды. Если галечниковый пляж, состоящий из одного или двух валов, очень узок, то размерность обломочного материала по его профилю практически не меняется.
Крупность обломочного материала изменяется и в зависимости от морфологических элементов береговых валов на пляже. Наиболее мелкий материал наблюдается на обращенном к озеру склоне, на береговом склоне - более крупный, а в ложбинах между валами - самый крупный.
Форма обломков (округлая, уплощенная, удлиненная) на пляжах зависит от петрографического состава пород. Однако, каждой породе свойственна при дроблении, окатывании все же одна определенная преобладающая форма (для массивных пород - округлая; для гнейсов, плитчатых слоистых мергелей, песчаников - уплощенная). Особенные по форме обломки из пород байкальского комплекса (рифейского). Гальки той или иной формы перемещаются в водном потоке по-разному. Следовательно, сортируясь по форме, гальки тем самым отсортировываются и по составу пород.
На песчаных пляжах по поперечному профилю крупность материала уменьшается от уреза воды в сторону суши. Пески хорошо отсортированы, коэффициент сортированности 1 - 1,3 [2]. Содержание алевритовых и пелитовых частиц незначительно. Мелкие и легкие фракции песка на пляжах либо вымываются водой и уносятся волнением в глубоководные районы, либо сильными ветрами выносятся в глубь суши. Вследствие этого происходит концентрация минералов тяжелой фракции в первую очередь в зоне пляжа [3].
От петрографического состава пород берегов и питающих провинций в значительной степени зависит размер частиц песчаного пляжа. При разрушении эффузивных пород образуются крупнозернистые разности песков, гравий. Разрушение средне- и мелкокристаллических интрузивных пород, песчаников приводит к образованию преимущественно мелкозернистых песков.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (грант 06-05-64062).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Потемкина Т.Г. Закономерности формирования обломочного материала в приурезовой полосе озера Байкал // Геоморфология. 2006. № 2. С.109-117.
- Овчинников Г.И., Снытко В.А., Щипек Т. Эоловые процессы на восточном побережье Байкала // География и природные ресурсы. 2004. № 2. С.41-45.
- Акулов Н.И., Агафонов Б.П. Поведение минералов тяжелой фракции в условиях эолового переноса // Геология и геофизика. 2007. Т.48, № 3. С.344-349.