Кавказ с его внутренними противоречиями в течение последних лет превратился в эпицентр широкомасштабных событий и процессов мирового значения. В настоящее время здесь завязались многосложные узлы местных, региональных и глобальных интересов.
Российская власть слишком долго не уделяла необходимого внимания тем процессам на Кавказе, которые затем пришлось решать методами, не являющимися в сложившейся ситуации исчерпывающими. Это касается, прежде всего, осетино-грузинского вопроса.
Признание Грузии в качестве суверенного государства в границах Грузинской ССР, к сожалению, без учета существования в этих границах национальных автономий с собственными территориями, конституциями, вертикалью власти способствовало усилению шовинистических тенденций грузинского правительства и геноциду югоосетинского населения.
«Революция роз», произошедшая в Грузии в начале XXI в., способствовала новой эскалации конфликта. Вновь взоры обратились на Абхазию и Южную Осетию, правительство М. Саакашвили желает вернуть эти республики под свой суверенитет. Но состоявшиеся в ноябре 2006 года выборы Президента Республики Южная Осетия и референдум подтвердили, что курс на вхождение РЮО в РФ на правах ассоциированного члена остается неизменным.
Дважды в истории XX в, надежды жителей Южной Осетии на включение в состав Российского государства и воссоединение с Северной Осетией терпели крах (1920-е и в начале 1990-х гг.) и обернулись национальной трагедией.
Создавшаяся политическая ситуация вокруг грузино-осетинского противостояния не может оставить Россию безучастной, повторение исторических ошибок прошлого неизбежно нанесет урон национальным интересам и национальной безопасности РФ. Современная политика России в Закавказье может быть охарактеризована как «политика возможного». Остается надеяться, что третья попытка жителей непризнанной республики окажется более успешной и наконец-то на карте мира станет одним разделенным народом меньше.