Внебольничная пневмония (ВП) у лиц пожилого возраста зачастую протекает на фоне «скрытых» герпесвирусных инфекций (ГВИ). Длительная персистенция вирусов приводит к вторичному иммунодефициту, который обусловливает активацию вирусов и вносит свой вклад в утяжеление болезни.
Целью исследования являлось изучение уровня про- и противовоспалительных цитокинов (ФНО-α, ИЛ-1α, ИЛ-4, ИЛ-6, ИЛ-8) в сыворотке крови у пожилых больных ВП на фоне «скрытых» ГВИ в динамике.
Были исследованы иммунологические данные у 218 пациентов пожилого возраста (60-74 года) с ВП. Пациенты были разделены на три группы: группа I (n=65) пациенты с ВП бактериальной этиологии, группа II (n=63) пациенты с ВП бактериальной этиологии на фоне «скрытого» инфицирования вирусом простого герпеса и группа III (n=55) пациенты с ВП бактериальной этиологии на фоне «скрытого» инфицирования цитомегаловирусом. В контрольную группу вошли соматически здоровые лица пожилого возраста (n=35).
Анализ показателей уровней концентрации (ФНО-α, ИЛ-1α, ИЛ-4, ИЛ-6, ИЛ-8) в сыворотке крови в динамике выявил достоверные различия (р<0,01) между пациентами пожилого возраста ВП бактериальной этиологии и ассоциированной с вирусом простого герпеса и цитомегаловирусом.
Средняя концентрация ФНО-α у пациентов всех групп до начала лечения была достоверно (p<0,01) выше, чем в контрольной группе (8,2 пг/мл). При этом у пациентов с ВП на фоне «скрытой» ГВИ (II и III группа) уровень был достоверно (p<0,01) выше, чем без ГВИ (36,2+0,6 пг/мл и 48,8+0,3 пг/мл против 21,8+0,3 пг/мл) соответственно. В период разрешения легочного воспаления, уровень ФНО-α уменьшался во всех группах наблюдения, однако не достигал значений контрольной группы. Выявленная закономерность изменений в различные периоды заболевания в большинстве случаев соответствовала клиническому выздоровлению больного.
Средний уровень ИЛ-1α в у пациентов во всех трех группах наблюдения в разгар пневмонии был достоверно (р<0,01) выше, чем у соматически здоровых лиц (95,5+1,6 пг/мл). Однако во II и III группах данный показатель был выше в 1,5 раза, чем у пациентов I группы. В период разрешения ВП концентрация ИЛ-1α уменьшалась во II группе в 3 раза, в III группе в 1,8 раза, не достигая уровня соматически здоровых лиц. В I группе данный показатель снизился незначительно и составил 262,3+2,7 пг/мл.
Содержание ИЛ-6 до начала лечения было увеличено во всех группах наблюдения (I, II, III), причем данный показатель превышал таковой в контрольной группе в 2,5-6-7 раз (соответственно). По мере стихания воспалительного процесса в легочной ткани уровень ИЛ-6 уменьшался в I группе до 22,25+0,5 пг/мл, во II группе до 18,8+0,2 пг/мл, в III группе до 28,4+0,3 пг/мл, но не достигал уровня соматически здоровых лиц пожилого возраста.
Был выявлен разнонаправленный характер изменений уровня концентрации ИЛ-8 в сыворотке крови в различные периоды заболевания. До начала лечения отмечалось достоверное (р<0,05) повышение изучаемого цитокина во всех группах наблюдения. В период разрешения легочного воспаления ИЛ-8 достоверно (р<0,05) снижался по сравнению с фазой активного воспаления в группах II и III и составил 191,3+2,4 пг/мл и 280,8+1,1 пг/мл (соответственно), но не возвращался к показателям соматически здоровых пациентов (27,8+0,3 пг/мл). Как правило, у данной группы пациентов наблюдалось затяжное течение ВП. В I группе наблюдения данный показатель увеличивался (189,4+2,5 пг/мл), достоверных различий между показателями II и III групп выявлено не было. В большинстве случаев данный уровень ИЛ-8 в сыворотке крови в фазу разрешения соответствовал клиническому выздоровлению больного, но рентгенологические изменения легочного воспаления еще сохранились.
Уровень ИЛ-4 до лечения был выше во всех группах наблюдения по сравнению с контрольной группой (24,4+0,4 пг/мл). Причем данный показатель был достоверно (р<0,05) выше во II и III группах в 4 и 4,5 раза (соответственно), тогда как в I группе в 2,5 раза. После проведенного лечения снижение уровня ИЛ-4 отмечалось во всех группах наблюдения, но наиболее высокие цифры сохранялись у пожилых больных с ВП на фоне «скрытого» инфицирования цитомегаловирусом (32,8+0,4 пг/мл). Как правило, у данной группы пациентов наблюдалось затяжное течение ВП.
Таким образом, установленные качественно-количественные изменения в концентрации про- и противовоспалительных цитокинов (ФНО-α, ИЛ-1α, ИЛ-4, ИЛ-6, ИЛ-8) в сыворотке крови могут в равной степени определять как характер иммунологических нарушений, так и являться индикатором воспаления в патогенезе пневмоний у лиц пожилого возраста. Цитокиновая регуляция иммунного ответа, обеспечивая эффективное межклеточное взаимодействие, активно участвует в выполнении функции контроля над течением «скрытой» герпесвирусной инфекции и вследствие этого требует дальнейшего изучения.