Идиопатическая артериальная гипотензия - ИАГ (термин рекомендован Международной статистической классификацией болезней 10-го пересмотра), или первичная артериальная гипотензия (ПАГ), сопровождает жизнь большого числа людей. По современным данным, она имеется у одной из трех женщин и одного из 25 мужчин, что составляет примерно 33 % среди женщин и 4 % среди мужчин, достигая таким образом примерно 12 - 15 %.
Нами (совместно Ласковым В.Б.и В.В.Плотниковым) было проведено ЭЭГ-исследование у 60 лиц с ИАГ разного возраста [Чефранова Ж.Ю., 1999], выявленных среди медицинского персонала ЛПУ, и у 30 клинически здоровых людей. Среди лиц с ИАГ было 54 (90 %) женщины и 6 (10 %) мужчин. Выделены 3 группы: 1-ю составили 22 человек в возрасте 18-35 лет, 2-ю - 18 человек в возрасте 36-55 лет и 3-ю - 20 человек в возрасте 56-62 лет.
Критерии диагностики ИАГ соответствуют традиционным представлениям об ИАГ [Трошин В.Д, 1991].
1. Длительно существующая артериальная гипотензия, цифры АД ниже 105 - 100 и 65 - 60 мм рт. ст.
2. Указания на имевшиеся ранее ангиогипотензивные кризы.
3. Хронический характер артериальной гипотензии, начиная с возраста 12 - 15 лет.
4. Отсутствие анамнестических и клинических признаков хронических соматических и неврологических заболеваний, ЧМТ, неврозов.
5. Цифры АД, по данным суточного мониторирования (СМАД), соответствуют принятым в Европе критериям диагностики гипотонических состояний
В эту группу мы не включали тренированных спортсменок, лиц, прибывших с Крайнего Севера или высокогорья. Профессиональный состав - врачи, учителя, бухгалтеры, служащие.
Контрольную группу составили здоровые женщины, не имеющие хронических заболеваний и ЧМТ. Профессиональный состав - бухгалтера, медсестры, инспектора безопасности движения на железнодорожном транспорте. Также как и в группе больных выделены 3 идентичные возрастные подгруппы по 10 человек.
Клиническое обследование пациенток проводилось по общепринятой неврологической методике.
Средние значения АД составляли у лиц с ИАГ в 1-й возрастной группе 99±0,6 и 69±0,5 мм рт. ст., во 2-й - 104±0,3 и 70±0,1 и в 3-й - 106±3 и 71±2 мм рт. ст. У здоровых людей соответствующие показатели в 1-й группе - 120±0,6 и 77±0,7 мм рт.ст., во 2-й - 124±0,3 и 81±0,2 и в 3-й - 130±0,2 и 81±2 мм рт. ст.
Методика ЭЭГ. Для ЭЭГ использовался программно-аппаратный комплекс, включающий в себя 16-ти канальный электроэнцефалограф - ЭЭГ-16S, блок ввода и ПК. ЭЭГ осуществлялась с помощью стандартного пакета программ, в том числе на фоне функциональных проб (открывание и закрывание глаз, ритмическая фотостимуляция, гипервентиляция).
Фоновая запись ЭЭГ производилась в первой половине дня в экранированной и звукоизолированной кабине. Пациент находился в специальном кресле в положении полулежа с закрытыми глазами.
Анализ индексов физиологических ритмов в фоновой ЭЭГ подтвердил данные литературы о том, что у здоровых людей сохраняется относительная стабильность характеристик ЭЭГ примерно до 50 лет. С этого же периода происходит перестройка спектра ЭЭГ, выражающаяся в снижении представленности альфа-ритма и нарастании индекса медленного дельта-ритма [Чугунов С.А., 1950; Зенков Л.Р., Ронкин М.А., 1991, и др.]. Динамика индексов физиологических ритмов у лиц с ИАГ по мере увеличения возраста была той же, что и в группе здоровых испытуемых, но проявлялась в более раннем возрасте (с 36 лет).
Индексы физиологических ритмов у лиц с ИАГ и здоровых статистически достоверно различаются в молодом возрасте большей представленностью альфа-ритма у лиц с ИАГ. В зрелом возрасте различия в индексах сглаживаются и в пожилом возрасте выявляется статистически достоверное снижение представленности альфа-ритма и нарастание медленного тета-ритма, что свидетельствует о снижении степени активации мозга [Лейтис Н.С. и др., 1980; Изюмова С.А., 1980; Mori F., 1973, и др.].
Коэффициент соотношения быстрых и медленных волн (К б/м) оставался стабильным до рубежа 55 лет, после чего достоверно уменьшается за счет нарастания медленноволновой составляющей; это свидетельствовало о возрастном ослаблении уровня активации ЦНС [Голубева Э.А. и др., 1974].
Возрастная динамика К б/м в фоновой записи у лиц с ИАГ похожа на таковую у здоровых испытуемых, но абсолютную величину К б/м, отмечаемую у здоровых людей после 55 лет, лица с ИАГ достигают уже в возрасте с 36 лет.
Проба с гипервентиляцией у лиц с ИАГ выявила уже в молодом возрасте уменьшение К б/м с усугублением этого явления в более старших возрастных группах. Различия К б/м между здоровыми и лицами с ИАГ выявляются уже в зрелом возрасте и еще более нарастают в пожилом.
Проба с открыванием - закрыванием глаз показала достоверно низкий уровень подавления альфа-активности при ИАГ в пожилом возрасте; у 55 % этих людей реакция принимала инвертный характер в виде появления альфа-ритма при его отсутствии или слабой представленности в фоновой ЭЭГ, что свидетельствует об исходно низком уровне ФС мозга [Русинов В.С., 1960; Майорчик В.Е., 1964, и др.].
Реакция усвоения ритма при фотостимуляции существенно не отличалась у здоровых и лиц с ИАГ.
В результате этого исследования мы констатировали, что ЭЭГ-характеристики практически здоровых людей на различных возрастных этапах стабильны и мало изменяются с возрастом, лишь в старшей возрастной группе происходит перестройка структуры фоновой ЭЭГ: уменьшается представленность альфа-ритма, нарастает индекс медленного дельта-ритма, уменьшается коэффициент соотношения быстрых и медленных ритмов, ослабляется усвоение навязываемого ритма световых мельканий. У лиц с ИАГ эти изменения более выражены, проявляются уже в средней возрастной группе (с 35 лет) и значительно усиливаются в старшей, что свидетельствует о снижении уровня активации ЦНС, усилении инертности нервных процессов.
В дальнейшем, при новом исследовании более многочисленных контингентов нам удалось уточнить изменения ЭЭГ в различные возрастные периоды как при ИАГ, так и у практически здоровых людей.
Всего нами в разработку было включено 190 человек: 110 - с ИАГ и 80 - практически здоровых. Состав групп с ИАГ: 1-я - из 40 человек в возрасте от 18 до 35 лет; 2-я - из 40 человек в возрасте от 36 до 55 лет и 3-я - из 30 человек в возрасте от 56 до 62 лет.
Группы сравнения - соответственно 30, 30 и 20 человек - состояли из клинически здоровых людей тех же возрастных категорий.
В результате этого нового расширенного исследования мы отметили, что у здоровых лиц с увеличением возраста резко и достоверно уменьшается представленность альфа-ритма и одновременно увеличивается представительство тета-ритма и особенно бета-ритма (что было неявным при первом нашем исследовании). Статистически достоверные изменения указанного плана имелись между 1-й и 2-й, 1-й и 3-й группами пациентов. Снижался коэффициент соотношения индексов быстрых и медленных ритмов как при фоновых записях, так и при гипервентиляционной пробе.
У лиц с ИАГ мы отметили еще более резкое, чем у здоровых, уменьшение представленности альфа-ритма во 2-й и 3-й группах, но в 1-й возрастной группе индекс представленности альфа ритма также как и при предыдущих наших исследованиях у лиц с ИАГ был достоверно выше, чем у здоровых пациентов такого же возраста. Вместе с этим значительно увеличивалась представленность бета-ритма и тета-ритма. Как и у здоровых, у лиц с ИАГ с возрастом понижался коэффициент соотношения индексов быстрых и медленных ритмов в фоновых ЭЭГ и при гипервентиляции.
По представленности бета-ритма 1-я и 2-я группы с ИАГ отстают, а 3-я - опережает соответствующие группы здоровых лиц. Коэффициент соотношения быстрых и медленных ритмов как в фоновых ЭЭГ, так и при гипервентиляции в 1-й группе лиц с ИАГ был достоверно ниже, чем у здоровых лиц.
Степень подавления альфа-активности у лиц с ИАГ в каждой группе значительно ниже, чем у здоровых лиц.
Других четких и статистически значимых изменений ЭЭГ с увеличением возраста отмечено не было.
Таким образом, структура биоэлектрической активности головного мозга с возрастом претерпевает изменения как у практически здоровых людей, так и у лиц с ИАГ, однако при ИАГ характер изменений имеет особенности, отражающие, по-видимому, своеобразие функции и микроструктуры мозговых образований. При этом у лиц с ИАГ уже в молодом возрасте имеются достоверные отличия от норматива, которые могут быть следствием резидуальной патологии, а также результатом особенностей кровоснабжения мозга на фоне дизонтогенеза.
Список литературы:
- Зенков Л.Р. Клиническая электроэнцефалография с элементами эпилептологии.М.: МЕДпресс-информ, 2002.
- Ласков В.Б. Динамика клинико-неврологических характеристик при первичной артериальной гипотензии в возрастном аспекте / В.Б. Ласков, В.В. Плотников, Ж.Ю. Чефранова // Проблемы психиатрии, психосоматики, наркологии: материалы науч. конф. - Курск, 1998.
- Ласков В.Б. Предварительные итоги нейрофизиологического исследования первичной артериальной гипотензии / В.Б. Ласков, Т.В. Журавлева, Ж.Ю. Чефранова // К истории Мценского здравоохранения и частные вопросы специализированной медицинской помощи. - Орел, 1997.