Проблема мотивации поведения и деятельности - одна из стержневых в психологии. Многообразие теоретических и экспериментальных подходов в изучении мотивации порождается, во-первых, различными философскими ориентациями современных психологических школ, во-вторых, противоречиво стью и сложностью этого явления. В результате понятие «мотивация» имеет неоднозначный характер и часто обозначает различные по своей природе явления. Разногласия в понимании сущности мотивации исходит из разногласия психологических теорий.
Существуют различные представления о психофизиологических механизмах мотивации.
Одной из первых теорий, пытающихся объяснить физиологические механизмы влечений, явилась теория М.Кэннона. Он полагал, что различные влечения возникают в результате специфической деятельности определенных периферических органов, что определило название «периферическая теория» мотиваций.
По существу, М.Кэннон сформулировал унитарную теорию мотиваций. Возникновение мотивации, так же как и ее прекращение, согласно этой теории, связано с действием на одни и те же периферические органы. При этом под крепление выступает в своеобразной роли «отмерителя» силы исходного влечения.
Заслуга М.Кэннона состоит в том, что он первый перешел от изучения чисто поведенческой стороны мотивации к изучению внутренних механизмов. Его теория вскрывает один из возможных компонентов мотивационного возбуждения - импульсацию от периферических органов.
Однако уже наблюдения С.В.Аничкова заставили усомниться в правильности этих представлений.
С.В.Аничков в экспериментах, проведенных на самом себе, не смог обнаружить зависимости между приступами желудочных сокращений и ощущениями голода.
Теория мотивации, выдвинутая Д.Хебб, непосредственно вытекает из «drive reduction». Д.Хебб в отличие от М.Кэннона в центре внимания ставит эмоциональный компонент. Д.Хебб считает, что все мотивации определяются стремлением организма избежать неприятных, нередко болевого характера эмоциональных ощущений («страданий»), которые могут возникать при раздражении различных органов. Согласно этой теории, голодное влечение, на пример, рассматривается, как стремление избавиться от «голодных болей», возникающих в эпигастральной области при сокращениях пустого желудка.
Хотя в концепции Д.Хебб также отводится важная роль импульсациям, идущим от периферических органов, она принципиально отличается от концепции Кэннон, поскольку в ней мотивации определяются не прямыми влияниями от периферических органов, а наоборот, стремлением избежать этих раздражений.
Исходя из концепции Е.Брунера о постоянстве внутренней среды и М.Кэннон о гомеостазе, С.Рихтер сформулировал представления, согласно которым мотивационное возбуждение является следствием опреде ленных физиологических потребностей. Он указывал на то, что возникающее под влиянием мотивации поведение направлено на восстановление постоянст ва внутренней среды. Особое значение в формировании мотивации он придавал изменению деятельности желез внутренней секреции.
В дальнейшем многие авторы Р.Бак, Б.Стеллар, Е.Морган стали придерживаться той точки зрения, что мотивации и их удовлетворение определяются множественными факторами, одни из которых могут быть ведущими, другие заменить ведущие в случае их повреждения.
Все эти теории были посвящены только вопросу о пусковых факторах мотиваций. Одни авторы полагают, что мотивации определяют ся состоянием определенных периферических органов, другие усматривают причину мотивационного возбуждения в определенных измене ниях внутренней среды организма и, в частности, крови. Также существует теория множественного генеза мотиваций. Все эти факто ры, безусловно, участвуют в формировании мотивационного возбуждения.
М.Вернон в противоположность С.Рихтеру и М.Кэннону предполо жил, что мотивация возникает как результат возбуждения сенсорными и гумо ральными факторами определенных нервных центров. Хотя он не определил локализацию этих центров, его общие представления об участии ЦНС в фор мировании мотиваций дали мощный толчок развитию центральных теорий мотиваций. Эти представления в дальнейшем были развиты Е.Морганом. Он сформулировал понятие о центральном мотивационном состоянии. Такое понятие было выдвинуто автором для того, чтобы подчеркнуть локализацию мотивационного возбуждения в ЦНС и тем самым немного приуменьшить значение периферических теорий мотиваций. Е.Морган считал, что все специфические влечения могут возникнуть только при определенном уровне уровне центрально го мотивационного состояния.
В соответствии с этими представлениями Е.Делл выдвинул теорию, согласно которой в любом инстинктивном поведении имеется неспецифиче ский компонент - повышенный уровень сенсорного и моторного возбуждения, который и определяет мотивацию. Этот неспецифический компонент мотивационных реакций связывался Е.Деллом с неспецифическими восходящими ак тивирующими влияниями ретикулярной формации.
Б.Стеллар в 1954 году выдвинул гипоталамическую теорию, которая свя зывает формирование мотивации с деятельностью гипоталомических центров головного мозга. Согласно этой теории, «центральное мотивационное состояние» поддерживается возбуждением специальных гипоталомических центров, на которые оказывают влияние кортикальные импульсы, тормозные гипотало-мические центры, чувствительные стимулы, гуморальные факторы и др.
Все эти теории показывают, что природа мотивационного возбуждения все еще остается недостаточно ясной. Эти теории трактуют проблему мотива ции слишком обще и не учитывают то обстоятельство, что каждая мотивация имеет специальные внутренние раздражители.
Непосредственным физиологическим условием мотивов является дея тельность ЦНС. И.М.Палей и А.В.Пенская попытались дать ответ на во прос: существует ли какой-то особый механизм, направляющий действия и по ступки человека? Для этого они изучили условнорефлекторные процессы в та ких условиях, когда действия и движение испытуемого оставались теми же са мыми, но благодаря новому мотиву изменялось удовлетворение от их выпол нения.
После проведённого эксперимента И.М.Палей и А.В.Пенская предполо жили, что изменение условного функционального состояния связано с удовле творением активного мотива. Следовательно, функциональное состояние нерв ной системы - это физиологическая основа удовлетворения или неудовлетво рения мотива.
Одна из наиболее распространенных за рубежом теория мотивов - это теория редукции Дж.Халла. Она заключается в том, что направляющее действие мотива зависит от степени удовлетворения или неудовлетворения мо тива. Согласно этой теории, возрастание неудовлетворения и снижение удов летворения потребности повышает активность мотива, и, наоборот, снижение неудовлетворения и повышение удовлетворения понижает. Снижение удовле творения, прежде всего, определяет эмоциональное состояние - неудовольст вие, страдание. Но так как эмоциональное состояние осуществляется при по мощи другого нервного аппарата, чем мотив, то может протекать не парал лельно с изменением в степени его влияния на направленность поведения.
Из этого вытекает, что активное направляющее действие мотива не опре деляется эмоциональным состоянием, так как осуществляется при помощи дру гого нервного аппарата.
Изучение психологических механизмов мотивации показало, что им при суща обобщенность, в них отражается взаимосвязь многих звеньев психиче ской системы, обеспечивающей человеческую деятельность и поведение. В обобщенном виде можно сказать, что мотивационный механизм есть система психофизиологических, психических и социальных предпосылок мотиваций как направленного побуждения человеческого поведения и деятельности.
Так как любая деятельность полимотивирована, а ее мотивационный со став иерархизирован, то и механизмы мотивации тоже иерархизированы, и со подчинёны определенным образом. В совокупности они составляют систему механизмов, которая реально обеспечивает необходимую мотивацию деятель ности. Среди этих механизмов есть врожденные и приобретенные, сложившееся в индивидуальной и общественной практике, психофизические и психи ческие, наиболее обобщенные и менее обобщенные, узкие, способные порождать и реализовывать мотивацию только в специфических условиях и ситуаци ях и т.д.