Историческое образование в России переживает значительныесложности, связанные с адаптацией в условиях рынка. Концепции реформ,принимаемые в этой очень тонкой сфере, разрабатываются, главным образом,чиновниками от науки, а не профессионалами. Не ясна и конечная цельпреобразований: улучшение качества или удешевление любой ценой. Вот почемупроисходящие трансформации в системе образования вызывают тревогу у научнойобщественности: «Разрушить историческое сознание, сделать его фрагментарным,клочкообразным, не дающим понимания связи одного с другим в частной жизни и вистории, - значит заложить основы механизма саморазрушения народа».Присоединение России к Болонским соглашениям усиливает противоречивостьпроцессов реформирования отечественного высшего образования.
С одной стороны, процессы глобализации и международнойэкономической интеграции способствуют движению в направлении создания единогоисследовательского, образовательного и культурного пространства. Нельзя выстраиватьновый «железный занавес», тем более руками интеллигенции. При любыхполитических зигзагах в России первой жертвой рискует стать история. Слишкомчасто ей манипулировали, чтобы оправдать любую политическую линию, не считаясьс научными принципами, фактами и т.п. Не окажется ли профессиональное сообществов очередной раз бессильным сберечь историю как науку, а не как служанкуправящей элиты? В этих условиях апелляция к Болонской декларации, к положению овозрастании роли университета в третьем тысячелетии, к основным принципамдеятельности «Великой хартии университетов» может способствовать сохранениюроли университетов в России и хотя бы формальному признанию их автономии.
Международная интеграция может объединить усилия историков подеидеологизации исторической науки, «стиранию» многих «белых пятен», увеличениюдоступности источниковой базы, популяризации научных достижений историческойнауки.
С другой стороны, в процессе «гармонизации архитектуры европейской системывысшего образования», как сказано в Сорбоннской декларации, важно
понять, в чём реальные минусы и плюсы российского образования. Врядли низкая техническая оснащённость лабораторий и учебного процесса улучшится отзамены определённого количества учебных часов на образовательные кредиты. Невысокаязарплата преподавателей вузов уводит их от фундаментальных исследований кподработкам ради выживания. Представляется, что главным фактором, снижающимконкурентоспособность отечественного образования, для европейцев являетсянизкий уровень жизни в России, необходимость значительных транспортныхрасходов, бытовая неустроенность, ненадлежащее медицинское обслуживание,отсутствие личной безопасности. При этом важно не растерять тех африканских иазиатских студентов, которые предпочли российские вузы.
Несомненным достижением российского высшего образования являетсяего фундаментальность. Кроме того, российское высшее образование - неэкономическая, а культурная ценность, как заметил В.А.Садовничий. Оно не можетбыть низведено до сферы услуг. В нём важны гуманитарная подготовка, духовностьпросвещения, воспитание. Вузы в России не столько выполняют социальную функцию,сколько являются источниками распространения культуры, ментальности, прогресса.В этом, как представляется, национальная особенность и ценность российскойсистемы образования. Возможно, надо просто лучше разъяснять её своеобразие ипреимущества европейским коллегам.
В рамках Болонского процесса особенно сложно подвести под общийзнаменатель стандарты по истории, т.к. история России - предмет не обязательныйдля европейцев, но непременный для россиян. Незнание своей истории ухудшаеткачество образования вообще и снижает гражданскую ценность будущего специалиста.Необходимо также серьёзное улучшение довузовской подготовки российскихстудентов по истории.
Кроме того, важно сохранить систематическое изложение какотечественной, так и мировой истории, соблюдать принцип историзма, чему неочень способствует постоянное «урезание» часов на этот предмет в техническихвузах. Есть опасность, что международные образовательные кредиты закрепят даннуютенденцию, что нанесёт вред фундаментальному образованию.
Существуют серьёзные проблемы и с качеством, которые во многомсвязаны с тенденциями девальвации высшего образования в России. Однако борьбаза повышение качества зачастую ведётся бюрократическими методами, а определениекритериев качества образования иногда напоминает разработку критериевпресловутого «развитого социализма». Создаются дополнительные структуры ввузах, оттягивая и без того скудные финансовые средства на увеличениеколичества отчётов и отвлекая силы преподавателей от главного.
Присоединение России к Болонскому процессу может произойтипривычными для неё административно-командными методами, с искажением целей изадач международной интеграции. С этим, в значительной мере, связаны опасениянаучного сообщества. Но если удастся сохранить всё лучшее, что было накоплено вроссийском образовании, обогатить его европейскими достижениями при тесном международномсотрудничестве, то, безусловно, выиграют и Россия, и Европа.