Cоциально-культурная деятельность представляет собой широкую область современного педагогического знания. Система социально-культурологического образования сталкивается с необходимостью резкого повышения требований к его качеству. В основе ее содержания научно обоснованные социокультурные измерения.
Фундаментальное научное и образовательное направление в российском информационном пространстве составляет основное содержание практической деятельности в современной социально-культурной сфере общества.
Теория социально-культурной деятельности является одной из составных частей теории педагогики, общепедагогической системы научных знаний. Возникновение и диалектика развития категории «социально-культурная деятельность» связаны с философским, культурологическим, педагогическим, социально-психологическим обоснованием.
Суть и смысл социально-культурной деятельности заключаются в направленности непосредственно на активное функционирование личности в конкретной социальной среде, на формирование ее социально-культурного статуса, выбор и проведение адекватных форм ее участия в социально-культурных процессах. Необходимо осмысление важнейших проблем соотнесения и взаимодействия культуры и образования.
Общество предстает как социально-культурная система, содержащая в основе единство материального и духовного производства. Общество производит, воспроизводит и удовлетворяет не только физические потребности людей, но и духовные - в общении, коммуникации, обмене информацией, проявлении творческих способностей.
Социум как явление, предмет и объект анализа можно представить в виде базисных социальных субъектов (социальных групп, организаций, институтов), которые являются универсальными, типичными и устойчивыми общественными образованиями, а также процессов социальных взаимодействий и социальных отношений. Исходными характеристиками при анализе социологической проблематики являются статус и социальная роль.
Культура как результат представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности (в широком смысле этого слова - включая этнос, нацию, общество) и выполняющих функции социальной ориентации, обеспечивающих консолидацию человеческих сообществ, индивидуальное самоопределение личности. В процессуальном плане культура есть деятельность (личностей, социальных групп, институтов, общества) в различных сферах бытия и сознания, представляющая собой специфически человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей, она есть единство опредмечивания (производства) и распредмечивания (потребления) - создания традиций, норм, ценностей, идей освоения, хранения, трансляции, превращения их во внутренние качества личности.
Для развития личности, формирования ее субъективной позиции является необходимым создание условий, при которых человек сможет проявить в полной мере и удовлетворить свои потребности и интересы в сфере культуры, образования, искусства. Процесс приобретения социально обязательных общекультурных знаний, умений и навыков осуществляется в семье в первую очередь и через сеть образовательных учреждений в обществе, называемых социальными институтами [1]. Одна из форм реализации потребностей и интересов - информатизация образования. Научная актуальность исследования информатизации образования в контексте социально-культурной деятельности определяется необходимостью глубокого осмысления целесообразности существующих форм, способов и средств удовлетворения социально-культурных запросов общества в поликультурном аспекте.
В этой связи неслучаен рост внимания к расширению информационного пространства, без которого невозможно дальнейшее развитие социально-культурной сферы. Особую активность приобретают наиболее эффективные способы вхождения отдельных людей, социальных групп и институтов в мировые информационные системы, а также изучение возрастающего влияния такого мощного социально-культурного института, как средства массовой информации. Говоря о сегментации социокультурного пространства, необходимо выделить сегментацию информационного пространства, специализацию средств информационного воздействия, его образовательную составляющую.
Целью такой сегментации, в конечном счете, является педагогическое обеспечение процесса вхождения человека в социум, в культурную сферу общества. Используя в рамках термина «социально-культурная деятельность» понятие «социальная», тем самым подчеркивается, что, во-первых, социум, конкретная социальная общность является носителем культуры, а, во-вторых, культура по своей природе всегда социальна, всегда представляет собой явление коллективное, общественное. Информационные процессы, происходящие во всех направлениях общественного развития, оказывают коренное воздействие не только на экономическую, политическую, социальную и культурную жизнедеятельность общества, но и на сферу образования в целом.
Информатизация образования способствует возможности формирования новых интеграционных механизмов: ранее замкнутые локальные общества непосредственно на месте включаются в процесс обеспечения информацией и используют передовые технологии в противовес традиционному знанию. Происходит возникновение новых ценностных ориентаций: в образовании приоритет приобретают сложность, рационализация, планирование, вполне достижимые для большинства.
Каждому индивиду предоставляется возможность инновационного накопления знания, но, с другой стороны, то, что ранее было результатом длительной упорной подготовки личности, становится элементом технической процедуры. При этом обостряется проблема качества образования.
Использование сети Интернета образует «новые слои» вне национальных и культурно-языковых границ. Классической социологией предусматривается положение о том, что различия в достижениях, доходах зависят от уровня образования. Как реальные различия в квалификации были в индустриальном обществе инструментом легитимации отношений работника и работодателя, так и разница в информационной подготовке может быть задействована как конструкт неравенства представителями новых и старых профессий. Информационные технологии являются одним из факторов, влияющих на социальную мобильность личности наряду с социально-экономическими условиями.
Американские исследователи информатизации (М. Мэлоун, Т. Стюарт, О. Тоффлер), анализируя ее последствия для образования, приходят к выводу о новых формах социальной дискриминации: интеллектуалы разделяют участь постспециалистов, людей с формальным образовательным статусом, воспроизводящим «профессиональную непригодность» в экономике знания.
Критики информатизации (Ф. Кумбс, Д. Уэбстер) указывают, что в результате доступа к информации посредственность становится ведущей в образовательном процессе. Информатизация усиливает достиженческий эффект образования, создает условия, при которых индивиды, имеющие худшие стартовые условия, могут соревноваться с теми, кто имеет качественный стартовый образовательный уровень. Информатизация рассчитана на «средний ум», не склонный к инновационному развитию и применению особых усилий, чтобы достигнуть приемлемого старта информированности. Происходит и девальвация фундаментальных дисциплин: информатизация предпочитает «конечный результат», не зависит от уровня познавательной активности индивида.
Согласно А. Этциони, информатизация не имеет очевидной социетальной функции, увеличивая риск объективной дисгармонии, создавая условия для нарушения абсолютных норм. Если индивиды при реализации образовательной установки действуют разобщенно, происходит дезориентация образования, которая не компенсируется традициями воспитания или экономической адаптацией.
Негативные проявления информатизации многообразны. Сторонники сдерживания информатизации считают, что:
- она снижает возможности преобразования информации в знание, что может привести к разрушению фундаментальности, качества и функциональности образования;
- информационные инновации негативно влияют на социализирующую функцию образования, так как информатизация резко снижает роль дидактического, воспитывающего знания. Создается ситуация, когда обучение теряет социокультурный гуманистический смысл. В социологической теории выдвигается предположение о том, что информатизация влечет кризис образования как института социализации, поскольку функции обучения передаются сетевым структурам, а функции воспитания, социализации деформируются, даже утрачиваются; поэтому структурные изменения в образовании направлены на выравнивание позиций образования и информатизации в социализации личности, а за сохранение функциональности образование «платит» нормативными изменениями;
- информатизация общества приводит к резкому увеличению информационного потока (пресса, радио, телевидение, Интернет), что ставит перед образованием проблему систематизации разрозненной, порой противоречивой информации, знаний, полученных из разных источников. Система образования частично утрачивает свой приоритет в формировании знаний, умений людей по сравнению с другими источниками информации;
- информатизация, с одной стороны, предоставляет каждому индивиду возможность инновационного накопления знания, но, с другой стороны, содержит риск функциональной безграмотности. Информатизация, компьютеризация способствуют усилению зависимости человека от технических средств, информационных технологий: уменьшаются его возможности самостоятельно произвести необходимые расчеты, проанализировать информацию, принять решение, управлять техническими объектами, поскольку он привыкает опираться на помощь компьютерных автоматизированных программ, не знает, не понимает алгоритма решения профессиональных или учебных задач;
- информатизация образования способна усугублять различные виды неравенства: информационное, технологическое, коммуникативное, «цифровое»; образовательных и профессиональных возможностей образования; социальное, образуя новые формы социальной дискриминации. Классическая социология, опираясь на социальную дифференциацию, обосновывает взаимосвязь информатизации и социальной структуры общества;
- информатизация порождает в формирующемся информационном обществе парадоксальную ситуацию: с одной стороны, требуются высококвалифицированные специалисты, постоянно повышающие и обновляющие свои знания и умения, а с другой - компьютеризация, автоматизация производства приводят к снижению численности квалифицированных специалистов, занятых в производстве, и перемещают работников в сферу услуг. Парадокс информатизации состоит в том, что сужается «массовость» высококвалифицированных профессий и резко расширяется сфера услуг: иными словами, информатизация вызывает избыточность ранее высококвалифицированных профессий и стремление свести образование к «обучению на компьютере», формированию «пользователей» компьютерных информационных технологий.
Таким образом, информатизация порождает больше проблем образования, чем решает. К такому выводу приходят сторонники сдерживания информатизации, ее жесткой регламентации на всех уровнях образовательной системы с целью подчинения логике образовательных структур.
Влияние информатизации приводит к регулярному применению норм, которые не легитимизированы, но воспринимаются как правила. Информатизация образования становится самостоятельным условием учебно-познавательного процесса.
На современном этапе общественного развития для сохранения образования как социального института необходима адаптация информатизации к функциональным параметрам образования, на что часто не обращают внимания. Иными словами, внедрение информационных технологий в образовательные структуры в условиях социальной нестабильности, нерешенности организационных и кадровых проблем в лучшем случае имитирует реформирование и способствует продолжению кризиса, в худшем случае - вызывает «разрушение» существующих функциональных отношений, ухудшение качества образования.
Поэтому информатизации образования должны предшествовать структурные изменения: создание горизонтальных организационных связей, сетевых структур образования, гибких образовательных программ, формирование информационной культуры. Информатизация вызывает позитивные инновационные эффекты в уже сложившейся для информационного переноса знаний среде. Усиливает ли информатизация потенциал образования, достаточный не только для воспроизводства, но и для структурных изменений? Согласно классической теории, разделение труда и социальная дифференциация являются таким социальным процессом, который может выступать в качестве источника сдвигов в социальных структурах. Информатизация, по М. Кастельсу, радикально изменяет характер труда, социальную дифференциацию в обществе. Следовательно, информатизацию можно считать важнейшим фактором, подвигающим образование к структурным социально-культурным изменениям в целях адаптации.
За информатизацией образования закрепляются как функции адаптации и приспособления, продуцирования новых норм образовательной деятельности, так и социального контроля, социальной дифференциации. Появление новых и замещение прежних норм в системе образования сопровождается санкционированием информатизации как процесса, имеющего позитивную направленность. Замещение норм дает наиболее оптимальные результаты при условии осознания образования необходимости повышения компьютерной подготовки, таким образом информационные технологии влияют на их поведенческие установки.
Информатизация как процесс, в рамках структурного подхода, обусловливает трансформацию структуры норм, целей образования, изменение содержания, технологий, правил обучения, продуцирует социокультурные противоречия и социокультурные инновации.
Развитие информатизации образования по пути интеграции с другими социальными подсистемами оставляет открытым вопрос об информатизации в нашей стране. Парадигма постиндустриального образования связывает информатизацию с техническими инновациями, а образование продолжает восприниматься как экспериментальное социальное пространство. Однако образование в России не расширяет перспективы информатизации общества, так как ни уровень экономического развития страны, ни состояние социальных отношений не вызывают роста общественных потребностей в информатизации. С исследовательской точки зрения, интерес вызывает выведение информатизации из структурных изменений в образовании. Информатизация образования как необходимый фактор существования социальной системы современного общества до сих пор практически не воспринимается в России как ценность, не осознается как потребность, не проявляется в формах поведения [2].
Информатизацию образования рассматривают как катализатор стабильности при тенденциях распада традиционных механизмов знания и перемены социальных статусов участников образовательного процесса. Но информатизация образования не только выступает как инструмент совершенствования, стабилизации института образования, но и одновременно является фактором его дисфункциональности (организационные структуры образования блокируют его информатизацию, плюрализацию и альтернативы, оспаривающие функции традиционных форм образования).
Критериями перехода на стадию формирования информационного общества являются: экономический (доля валового национального продукта страны, которая создается в информационной сфере общества, должна быть не менее 50 %); социальный (доля занятого населения, связанного с производством информационных продуктов и услуг); технологический (уровень развития информационного потенциала общества, информационной техносферы, количество единиц компьютерной техники, показатель информационной вооруженности общества - соотношение суммарной вычислительной мощности страны к численности населения); информационной культуры населения [3].
Россия по уровню развития своих электронных информационных ресурсов и информатизации общества занимает далеко не ведущее место в мировом сообществе, что обусловливает трудности и специфику формирования информатизации в сфере образования. В этих условиях только интенсивное развитие информатизации образования, ее социально-культурного потенциала, может способствовать развитию информатизации российского общества, формирования информационной экономики, обеспечения вхождения России в мировое информационное пространство, в информационную цивилизацию.
Список литературы
- Орлова Э.А. Культурная политика в контексте модернизационных процессов // Теоретические основания культурной политики. - М.: Российский институт культурологи, 1993. - С. 47-75.
- Актуальные проблемы образования: сборник научных трудов / под науч. ред. Д.Л. Константиновского, Г.А. Чередниченко. - М.: Реглант, 2003. - С. 34.
- Колин К.К. Социальная информатика. - М.: Академический проспект, 2003. - С. 124.
Рецензенты:
Колосова О.Ю., д.филос.н., доцент, профессор кафедры общих гуманитарных и естественнонаучных дисциплин филиала ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», г. Ставрополь;
Бакланов И.С., д.филос.н., профессор, профессор кафедры философии ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет», директор НИИ социально-гуманитарных проблем при
СевКавГТУ, г. Саврополь.