В последние годы участились случаи клинических проявлений герпетических инфекций, одним из вариантов которых является инфекционный мононуклеоз (ИМ). Этиологические понятия данного заболевания значительно расширились. В настоящее время выделяют ИМ, вызванный вирусом Эпштейна-Барр (ВЭБ), цитомегаловирусом (ЦМВ), ИМ неуточненной этиологии. Неоспоримо, что в патогенезе инфекции ведущим фактором являются иммунные нарушения. При этом ряд авторов считает, что основная роль принадлежит клеточным механизмам, другие указывают на комплексный характер изменений клеточно-гуморальных звеньев. Изучение функционирования иммунной системы при ИМ на современном этапе включает в себя процесс уточнения механизмов иммунных реакций с позиции цитокиновой концепции. ИЛ-2- является своеобразным иммуномодулятором антиинфекционной защиты, одним из ключевых звеньев цитокиновой сети, которая резко активируется при инфекционном процессе, реализуя механизмы резистентности сначала на месте внедрения патогена, а затем и на системном уровне. Изучение динамики ИЛ-2, как регулятора иммунного воспаления, маркера Th1-типа иммунного ответа при ИМ ВЭБ, ЦМВ, смешанной этиологии и явилось целью настоящего исследования.
Диагностика осуществлялась с учетом клинико-эпидемиологических, общеклинических и серологических исследований методом иммуноферментного анализа и молекулярно-генетического типирования. Материалом послужила сыворотка крови 16 детей больных ИМ, вызванным ВЭБ, 14 детей с ЦМВ и 12 - с микст-инфекцией (ВЭБ+ЦМФ) в возрасте от 1 года до 10 лет. Контрольную группу составили 10 здоровых детей аналогичных возрастных групп. Уровень ИЛ-2 определялся методом твердофазного иммуноферментного анализа с помощью тест-системы ООО «Цитокин» (СПб). Расчеты количества цитокина проводили путем построения калибровочной кривой с помощью компьютерной программы. Для определения различий между отдельными группами обследованных лиц применяли однофакторный дисперсионный анализ. Статистическая обработка полученных материалов произведена с применением прикладных компьютерных программ BIOSTAT.
Наши исследования показали, что уровень IL-2 в различных этиологических группах достоверно не отличался как в начале заболевания, так и в более поздние сроки. Была выявлена тенденция к снижению данного медиатора на ранних сроках заболевания. При ВЭБ-инфекции ИЛ-2 был ниже уровня здоровых детей и составил 28,7±4,3 пг/мл против 33,0±2,0 пг/мл (p<0,05). При сочетанной форме инфекционного мононуклеоза концентрация ИЛ-2 имела тенденцию к снижению и составила 30,4±2,8 пг/мл, (p>0,05). Максимальным уровень сывороточного цитокина оказался у больных ЦМВ, но и он оказался несколько ниже, чем в контрольной группе (31,7±3,4 пг/мл против 33,0±2,0 пг/мл, p>0,05). На третьей неделе заболевания во всех группах была зафиксирована нарастающая динамика данного интерлейкина. При этом максимальной она зарегистрирована у больных цитомегаловирусным мононуклеозом, превышая концентрацию на первой недели заболевания в 1,7 раза (53,5±12,0 пг/мл, против 31,7±3,4 пг/мл, p<0,01). При сочетанной форме инфекционного мононуклеоза уровень сывороточного ИЛ-2 составил 51,4±8,0 пг/мл (p<0,001), превышая контрольные величины. При ВЭБ мононуклеозе отмечалось наименьшее повышение уровня ИЛ-2, но и был выше контрольных величин (46,9±7,6 пг/мл, p<0,01).
Сниженное содержание ИЛ-2 у больных инфекционным мононуклеозом в острый период заболевания свидетельствует о преобладании Th2-типа иммунного ответа. Возрастание содержание ИЛ-2 в период реконвалесценции, возможно, связано с переключением типа иммунного ответа на Th1, что подтверждает и положительная клиническая динамика.