Scientific journal
Fundamental research
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

Андрюков Б.Г., Гельман Е.А., Габасова Т.В., Логинова Т.В., Демьяненко Н.Б., Матвеев О.Н.

Новый биохимический маркер некроза миокарда - цитозольный белок, связывающий жирные кислоты (БСЖК), благодаря своим высоким специфичности и чувствительности, вызывает повышенный интерес к его диагностическим возможностям.

Цель исследования: ранняя диагностика и прогноз развития постинфарктных кардиальных осложнений.

Рабочая гипотеза: возможно, что сохранение в течение длительного времени после развития острого некроза миокарда высоких значений БСЖК в сыворотке крови является неблагоприятным прогностическим признаком возможного развития осложнений.

Материалы и методы

В течение 2004-2007 гг. в военно-морском клиническом госпитале Тихоокеанского флота было обследовано 106 пациентов с острым инфарктом миокарда (ОИМ): 82 мужчины и 24 женщины. Средний возраст обследуемых составил 53,4±10,3 лет. Средний срок поступления в стационар составил 3,8±2,4 часа после начала болевого приступа. 103 пациентам был успешно проведен системный тромболизис. Среднее время реперфузии миокарда составило 4,6±3,2 часа. Осложненное течение ОИМ наблюдалось у 26 пациентов. Все случаи ОИМ были верифицированы электрокардиографически (подъем сегмента ST) и биохимически: повышением уровня миоглобина (Мг), МВ-фракции креатинкиназы (СК-МВ) и тропонина Т (ТрТ). Для контроля исследовалась донорская плазма у лиц аналогичного возрастного диапазона и кровь пациентов с установленной нестабильной стенокардией (n = 54).

Исследование проводилось в лабораторном отделении госпиталя при поступлении пациентов, а также спустя 6,12, 24 ч., вторые и третьи сутки после начала болевого приступа. Определялись уровни БСЖК (ИФА, НПО «Иммунотех», Россия), Мг (РА, «Диагностические системы», Россия), ТрТ (ИХ «Биосистем», Германия) и СК-МВ (BioSystems, Испания). Статистический анализ полученных результатов проводился с помощью пакета прикладных программ «Statistica v.6.0» и Excel.

Результаты и обсуждение

У всех обследованных больных с осложненным течением ОИМ при поступлении уровень БСЖК в крови был высоким (96,3±38,9 нг/мл) и значимо (p < 0,01) превышал референтные значения (до 25 нг/мл) в среднем в 4,3-5,2 раза. Значения теста у пациентов c нестабильной стенокардией были в пределах нормы (18,2±5,2 нг/мл; p > 0,05). При неосложненных формах заболевания пределы колебаний значений содержания БСЖК был существенно ниже (27,9±9,6 нг/мл; p < 0,01).

Максимальное повышение содержания БСЖК в крови у всех больных было выявлено в первые 6 часов после возникновения болевого приступа и постепенное снижение значений к 12 часам (78,3% пациентов) и к 24 часам (86% пациентов).

Результаты исследования динамики содержания Мг у пациентов этих групп показала, что кинетика его сходна с кинетикой БСЖК: его уровень повышался через 1-2 ч. после начала болевого приступа, достигая максимума через 4-6 ч. и возвращался к нормальным значениям через 18-24 ч. Однако значимость (р < 0,05) различий у пациентов с различными формами течения ОИМ в течение первых трех суток после эксцесса была невысокой.

У 25 пациентов (23,51%) с осложненными формами ОИМ и успешно проведенным системным тромболизисом в течение 3 суток и более сохранялись повышенное содержание БСЖК в крови. При этом у части больных их уровни достигали диагностических дня некроза миокарда значений. Ретроспективное наблюдение этой группы больных (19 мужчин и 6 женщин) показало, что все они находились в возрастной категории моложе 50 и старше 70 лет (4 и 11 пациентов, соответственно). В течение года после выписки из стационара пациенты этой группы неоднократно (от 2-х до 4-х раз) находились на стационарном лечении с прогрессированием ишемической болезни сердца, постинфарктной стенокардией, прогрессированием систолической и диастолической функции левого желудочка. динамическими систолической и диастолической дисфункциями левого желудочка. У 6 пациентов (54,55%) был диагностирован повторный ОИМ в 3-х случаях с летальным исходом. Анамнез больных указанной группы позволял сделать вывод о формировании у них застойной сердечной недостаточности.

У 81 пациента (76,42%) с неосложненной формой ОИМ после тромболизиса было отмечено стабильно повышенное содержание БСЖК на протяжении первых 3 суток при стабилизации электрокардиографических показателей и показателей гемодинамики. При этом у пациентов в течение месяца диагностированы повторный инфаркт миокарда (n=4; 4,94%), острая левожелудочковая недостаточность (n=2; 25%), нарушения ритма и проводимости (n=6; 75%), летальный исход (n=1; 12,5%).

В обеих группах больных максимальные значения содержания БСЖК и Мг не коррелировали с тяжестью кардиологического синдрома и функциональными исходами. У четырех больных, у которых ОИМ развился в соматических отделениях госпиталя, были выявлены повышенные уровни БСЖК и Мг с течение первых 30 минут после ангинозного приступа, до или на фоне неопределенных изменений ЭКГ.

Полученные результаты подтверждаются исследованиями, проведенными ранее [5,6]. Известно, что БСЖК является внутриклеточным белком, который при нарушении целостности кардиомиоцитов быстро поступает в кровь и их содержание может служить диагностическим признаком ишемии миокарда. В исследованиях, проведенных нами ранее (2005-2006 гг.) было установлено, что динамика нарастания уровня миокардиального белка наиболее выражена в первые часы после развития ангинозного приступа, то есть подобна миоглобину. Возвращение к нормальному уровню БСЖК также происходит через 12-24 часа после начала ишемии. При схожей с миоглобином чувствительности, высокая специфичность миокардиального белка, а также прогностическая ценность определения содержания БСЖК с течение первых 3-х суток после развития ОИМ расширяет диагностические рамки этого теста. Известно, что в первые часы развития ОИМ БСЖК превосходит традиционные биомаркеры тропонины и СК-МВ по чувствительности, а миоглобин - по специфичности. Имея небольшую молекулярную массу, этот цитозольный белок способен быстро попадать в кровь, по-видимому, уже на стадии циркуляторной гипоксии и последующей гибернации миокарда, которая предшествует ишемического цитолиза кардиомиоцитов. Это положение подтверждают данные J.F. Glatz et al. (1998), которые впервые обнаружили повышение содержания БСЖК в крови у больных с острым ишемическим инсультом. По данным И.Р. Трифонов с соавт., (2000), 50% ишемический инсульт развивается по кардио-церебральному типу на фоне отсутствия клинических и ЭКГ признаков некроза миокарда. У большинства больных выявлены только функциональные нарушения сердечной деятельности, свидетельствующие о гибернации миокарда.

Прогностическое значение повышенного уровня БСЖК, по-видимому, связано с развитием в миокарде состояния станнинга, выраженность которого находится в прямой связи с выраженностью и длительностью острой циркуляторной гипоксии даже на фоне успешного тромболизиса. На клеточном уровне развитие станнинга связывается с нарушением проницаемости клеточных мембран кардиомиоцитов, что биохимически проявляется продолжающимся выходом в кровь и повышением уровня цитозольного БСЖК. Известно, что состояние станнинга ведет к неуклонному угнетению насосной функции сердца и прогрессированию сердечной недостаточности.

Таким образом, результаты проведенных исследований позволяют сделать вывод, что повышение в крови БСЖК в первые часы после развития острого коронарного синдрома является надежным ранним тестом, свидетельствующим о повреждении миокарда. Повышенное содержание миокардиального белка с течение первых 3-х суток после ОИМ является предиктором ранних и поздних осложнений, связанных с повторной ишемией миокарда.