Тромбоциты являются не только участниками гемостаза, но и имеют непосредственное отношение к врождённому и адаптивному иммунитету, протеканию воспалительных реакций, регенерации и репарации повреждённых тканей. Эти свойства связаны с наличием значительного числа биологически активных соединений, синтезируемых и секретируемых ими, а также с их способностью вступать непосредственно в контакт с эндотелиальными клетками, гранулоцитами, моноцитами, лимфоцитами и эритроцитами. IL
Цель работы - выяснение роли лимфоцитарно-тромбоцитарной адгезии (ЛТ-адгезия), возможности использования этого теста в клинике, при лечении иммуностимулирующими препаратами различных заболеваний. Установлено, что лимфоциты способны образовывать агрегаты с тромбоцитами - лимфоцитарно-тромбоцитарные агрегаты (ЛТА). В общем пуле здоровых людей обнаружено 13±1% ЛТА. Оказалось, что с тромбоцитами агрегаты образуют Т-лимфоциты, несущие маркеры CD3+, CD4+ (Т-хелперы) и CD16+ (NK-клетки). После инкубации лимфоцитов и интерлейкином-2 (IL-2) число ЛТА повышалось более чем в два раза. Предварительная инкубация лимфоцитов с моноклональными антителами против IL-2 полностью устраняет способность образовывать ЛТА для NK-клеток и значительно тормозит эту функцию у Т-хелперов. IL-2 является индуктором взаимодействия тромбоцитов и лимфоцитов с маркерами CD4+ и CD16+. Выявлено, что инкубация цельной крови здоровых людей с IL-1β в 2,5 раза повышает число ЛТА, тогда как IL-8 и TNFα не изменяют способности лимфоцитов осуществлять взаимодействие с тромбоцитами. Особенно резко повышается ЛТ-адгезия на экстрацеллюлярном матриксе IL-16. В отличие от IL-1β, IL-2 и IL-16, противовоспалительные цитокины - IL-4, IL-10, а также IFNγ существенно ингибируют ЛТ-адгезию. Показано, что в основе взаимодействия лимфоцитов и тромбоцитов лежат иные механизмы адгезии, чем к коллагену, фактору Виллебранда и фибриногену. Так, блокада антителами GPIIb/IIIa не нарушает образование ЛТА. Предварительная инкубация лимфоцитов с моноклональными антителами против ICAM-1 практически полностью устраняет способность этих клеток вступать в контакт с тромбоцитами. Следовательно, клеточными поверхностными молекулами, участвующими в феномене ЛТА, являются ICAM-1, экспрессируемые субпопуляциями лимфоцитов, несущих маркеры CD3+ и CD4+. Взаимодействие этого лиганда способно усиливать экспрессию молекул CD4+ и CD16+, повышать чувствительность Т-хелперов. Активация тромбоцитов способствует усилению феномена ЛТА. Наиболее выражено повышают ЛТА коллаген и АДФ.
Показано, что ЛТА является чрезвычайно объективным тестом, характеризующим состояние иммунитета и гемостаза. При различных патологических процессах сдвиги ЛТА протекают в 2 фазы. Вначале число ЛТА увеличивается, а по мере развития заболевания резко снижается (при инфекционных и воспалительных заболеваниях, сахарном диабете и др.). Исследование ЛТА позволяет прогнозировать течение патологического процесса и корректировать применение иммунокоррегирующих препаратов. Особо важную роль играет адгезия тромбоцитов к лимфоцитам в очаге воспаления. Адгезированные к травмированной сосудистой стенке тромбоциты образуют связующий мост с лейкоцитами и привлекают их в зону повреждения, где они выполняют свои важные функции.
Таким образом, ЛТ-адгезия является общебиологическим процессом. При патологических процессах и состояниях образующиеся лимфоцитарно-тромбоцитарные агрегаты принимают участие в протекании иммунологических и гемостатических реакций, репаративных процессах, направленных на восстановление повреждённых тканей. Открывается перспектива на новые направления терапии ДВС и тромбоэмболических осложнений.