В условиях нормальной жизнедеятельности организма реактивные формы кислорода (РФК) выполняют регуляторные функции и имеют определенное адаптационно-компенсаторное значение.
Однако, избыточная продукция этих молекул (оксидантный стресс) при многих заболеваниях (ИБС, СД, хроническая патология почек) преодолевает защитную функцию антиоксидантных механизмов клетки и становится актуальным патогенным фактором, подвергая окислению биологические макромолекулы - липиды, белки, мембранные ферменты, ДНК, нарушая тем самым функцию органов. Во всех экономически развитых странах неуклонно увеличивается число больных с ИБС, СД, ХПН нуждающихся в радикальном лечении, включая гемодиализ и трансплантацию почки. Несмотря на достигнутые успехи в изучении патогенеза развития нефропатии при СД и хронических заболеваниях почек с использованием молекулярно-генетических, биохимических и функциональных методов исследования, распространенность заболевания и частота развития со судистых осложнений в эпидемиологических масштабах удваивается каждые 10-15 лет в мире в целом. По прогнозам специалистов к 2030 году СД будет болеть каждый 25 житель планеты, из которых 10-20% составят больные СД типа 1. При этом наибольшую угрозу представляют микрососудистые осложнения со стороны почек, периферической сосудистой системы и сердца. Ангио-нефро- и кардиопатия являются не только осложнением СД, хронической патологии почек и ИБС, но патогенетическим звеном, частота и выражен ность которых коррелирует с длительностью заболевания и степенью метаболических нарушений. Обращает на себя внимание, что треть этих больных умирает от ИБС. Постоянно растет заболеваемость и смертность от сердечно-сосудистой патологии, вызванной атеросклерозом коронарных артерий, гломерулосклерозом почек при СД и хроническими заболеваниями почек - хронического пиелонефрита и хронического гломерулонефрита. В последние годы в специальной литературе появились указания, что необходимой составляющей патогенетической терапии ангио-нефро- и кардиопатий является использование антиоксидантов (АО) в комплексной терапии. Недостаточно изученным является использование современных АО: коэнзима Q10, Витрум-лайф, мембранопротекторного препарата милдроната и т. д.
Цель исследования: изучить механизм структурно-метаболических и функционально-микроциркуляторных изменений при ИБС, хронических заболеваниях почек и СД и определить перспективы патогенетической коррекции с применением АО.
Анализ данных показал, что у больных ИБС до назначения традиционной терапии выявлено нарушение липидного обмена, выражающееся в повышении концентрации общего холестерина (ОХС), холестерина в липопротеинах низкой плотности (ХС ЛПНП), на фоне снижения холестерина в липопротеинах высокой плотности (ХС ЛПВП). Коэффициент атерогенности был повышен. Степень нарушения липидного обмена, а именно повышение в крови атерогенных ЛП и КА зависела от функционального класса ИБС и нарастала по мере развития тяжести болезни. На фоне гипер-β-липопротенемии и гипоксии миокарда образовались АМК, индуцирующие процессы ПОЛ и нарастала в крови и эритроцитах концентрация малонового диальдегида (МДА). С другой стороны, активация системы ПОЛ способствовала угнетению ферментов антиокислительной системы - супероксиддисмутазы (СОД) и каталазы. Следовательно, структурно-метаболические изменения в кардиомиоцитах сопровождались нарушениями центральной и внутрисердечной гемодинамики, что и приводило к гипоксии и ишемии миокарда.
Корреляционный анализ между показателями ПОЛ-АОС и показателями липопротеинового спектра кровиу больных ИБС показал выраженную обратную корреляционную связь между активностью антиокислительных ферментов СОД и каталазы и концентрацией МДА в эритроцитах (r=-0,56; r=-0,68; p<0,01) и положительную корелляционную связь между содержанием в крови ОХС и ХС ЛПВП, ХС ЛПВП и концентрацией МДА (r=0,68; r=0,78; r=0,56; p<0,01).Нормализация липидного спектра крови и интенсивности ПОЛ совпадало с с эффективностью цитопротектора и АО коэнзима Q10 и комбинации коэнзима Q10 с Гинкго, на фоне которых снижалась концентрация МДА в крови, вследствии активации АОС. В этих условиях непереокисленные ЛПНП лучше взаимодействовали с тканевыми рецепторами и подвергались процессу клеточного метаболизма лизосомальными ферментами, что и способствовало снижению уровня ОХС и ХС ЛПНП плазмы крови - основного патогенетического механизма развития коронарного атеросклероза.
В основе повреждения структуры нефрона у больных с хроническими воспалительными заболеваниями почек (хронический пиелонефрит) лежат также структурно-функциональные изменения вследствие активации свободнорадикальных реакций (СРР) и ингибирования АОС клеток. Эти повреждения клубочково-канальцевого аппарата почек сопровождались нарушениями проницаемости клеточных мембран, приводящими к протеинурии. Комплексная терапия с АО «Витрум-лайф» в стадии обострения болезни способствовала угнетению интенсивности ПОЛ и стимуляции активности ферментов АОС, что и оказывало мембранопротекторное действие и приводило к более быстрой стабилизации обострения патологического процесса.
Патогенетическая роль дисбаланса системы ПОЛ-АОС в развитии микроциркуляторных нарушений выявлено и при экспериментальном сахарном диабете - аналоге СД типа 1. Корреляционный анализ показателей гемодинамики в артериальных сосудах (БА, ПА) показал, что при СД снижается сила и достоверность связей между системой коагуляционно-тромбоцитарного гемостаза и характером кровотока в крупных артериальных сосудах, направление связей практически не изменяется.
В ранние сроки экспериментального сахарного диабета преимущественно отмечается нарушения тканевого (жидкостного) обмена, сопровождающиеся нарушениями плазменных и клеточных звеньев системы гемостаза, тогда как изменения центральной гемодинамики носят еще компенсаторный характер, проявляющийся гиперперфузией. Выявленные нарушения гемодинамики в почечных артериях сопровождаются статистически достоверными изменениями электролитовыделительной функции почек с угнетением активности Na-насоса - Na, К-АТФ-азы почечной ткани.
Таким образом, результаты наших исследований показали тесную связь между развитием сердечно-сосудистой патологии, диабетической ангиопатии, хронической воспалительной патологии почек и эндотелиальной дисфункцией, вызванной оксидативным стрессом.