Scientific journal
Fundamental research
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

MEN IN THE CONTEXT OF CONTEMPORARY SPORT

Барабанова В.Б.
In the article the sphere of formation and development of sport are analyzed. In the article the author reveals how the potential of culture is realized by means of the sport , which makes its process creative. The significant, but very different parts of this potential are actualized: the physical and mental abilities of man, personal moral qualities and aesthetical gifts. Sport is considered as way to the boundaries of maximum possibilities and realization of the maximum level of human potential in general.

Для многих российских авторов факт включенности спорта в состав физической культуры, наряду с физическим воспитанием, физической рекреацией и реабилитацией, является несомненным. [1]. Рассматриваемый со стороны объективного содержания спортивной деятельности, спорт выступает как разновидность (область или часть) физической культуры и культуры в целом. А это означает, что, несмотря на автономию своего существования и развития, спорт «разомкнут» на культуру как целостное и системное образование, сориентирован на нее и созвучен её ценностям и целям. Хотя спорт является важнейшим фактором и областью расширения культурного потенциала общества, в нём могут быть актуализированы значительные, но очень разные части этого потенциала: физические и ментальные способности человека, личностные нравственные качества (высокие и низкие), эстетические дарования. Потому следует разобраться, каким образом реализуется посредством спорта тот потенциал культуры, который делает её процессом человекотворчеством. Определение человекоразмерности, предельных возможностей, которыми обладает человеческая телесность, является частью этого процесса, следовательно, необходимо выяснить, как служит созиданию человека и человечества данная деятельность (определение меры развитости телесности). Исследование, таким образом, должно перейти в плоскость функционального анализа культуры и спорта: рассмотрения общесистемных функций культуры в их специфической реализации в рассматриваемой области. Вместе с тем возникает необходимость концептуального прописывания той системы собственных функций спорта, посредством которых реализуется основное предназначение спорта, его сущность. Исследование, развиваемое в направлении функционального анализа, вынуждено обращаться к мотивационно-потребностным сферам человеческой жизнедеятельности, а, следовательно, в какой-то мере, и к психологическим измерениям спорта. Поэтому для ответа на вопрос о том, какие возникают собственные и воплощаются общекультурные функции в ходе функционирования и развития спортивной деятельности, следует выяснить, какие стороны многообразных потребностей человека удовлетворяются в спорте.

В проблеме определения функций спорта и той, достаточно большой области потребностей человека, которые реализуются в данной сфере жизнедеятельности, отечественные исследователи выделяют два аспекта, которые можно было бы определить как генетический и потребностно-мотивационный. В первом акцент делается на вопросе о том, какие сферы физической культуры возникли ранее других, обусловив формирование последних. Иначе говоря, вопрос связывается с уяснением, какие культурные формы на базе развития психо-телесно-двигательной активности возникают вначале - физические подготовка и воспитание, а затем игры-соревнования (то есть спорт) - или наоборот.

Другой - потребностно-мотивационный - аспект проблемы, как представляется, более глубокий и содержательный, проступает в постановке вопроса о том, с какими потребностями связано возникновение, собственно, самого спорта. В рамках же данного исследования, эта проблема может быть отрефлексирована в плане выявления потребностей, побуждающих человека к измерению предельных возможностей собственной телесности, проводимого на основе соревновательно-игрового метода.

При анализе первого аспекта проблемы, в свою очередь, возникают два подхода, которые можно было бы номинировать как традиционный и инновационный. При этом в рамках обоих предыстория спорта уводится в глубокую древность, а тот период, когда вся физическая и умственная деятельность человека концентрировалась на обеспечении условий выживания. Исследовательский интерес сосредотачивается на уяснении того, какие моменты этой постоянной борьбы с природой побудили древнего человека отнестись к физическому совершенствованию (в его разных ипостасях) как к основной цели определенного вида деятельности.

Традиционно ответ на данный вопрос связывается с идеей возникновения специальных физических упражнений на базе трудовых и боевых действий. В ходе первого, охота на крупных животных привела к обособлению от процесса труда и постепенному совершенствованию системы движений и её переносу на другие области жизни. «В рамках возникшей новой сферы деятельности (физическое воспитание) началась дифференциация непосредственно полезных телесных упражнений, танцевальных движений и игровых элементов. В ходе же второго скачка - в эпоху разложения первобытнообщинного строя - возникли те институированные нормы подготовки и отбора, которые стали средствами непосредственного подчинения [4].

Таким образом, согласно традиционной точке зрения по вопросу о возникновении спорта, сначала появились специальные виды физических упражнений, обособившиеся в систему физических подготовки и воспитания, а затем, на базе данных систем, возникли состязательно-игровые формы двигательной активности (спорт). Возникновение практики использования соревновательно-игровой формы увеличивало эффективность физической подготовки и помогало определить степень физической и социальной зрелости индивида. Кроме того, преподаванию уроков мужества, выдержки, настойчивости, находчивости и многих умений придавалась особая наглядность, облегчался процесс усвоения социальных ролей формирующейся личностью. К тому же соревнование предполагает принцип повторяемости условий, что всегда позволяло победителю, подтверждая успех, доказывать его не случайность, а побежденному, надеющемуся на реванш, придавало стимул к самосовершенствованию.

Исходя из вышеизложенных гипотез, можно прийти к выводу, отрицающему собственную ценность спорта, к рассмотрению его только как средства достижения иных, неспортивных, например идеологических, целей. Хотя надо отметить, что такие выводы скорее подразумеваются в версиях, развиваемых в духе общей традиции, чем непосредственно излагаются.

Другая модель возникновения спорта (связанная с осмыслением последовательности возникновения различных граней физической культуры) развивается в качестве инновационного подхода. Человечество выжило и стало безудержно развиваться, благодаря не только труду, объединению в сообщество и запрету на браки, но и в силу того, что оно нашло способ снимать внутренние конфликты между индивидами и группами. Дело в том, что объединение людей на всех стадиях сопровождалось не только содействием этому объединению, но и обратным процессом противодействия ему, возникающем вследствие взаимных обид (при обрядах инициаций, выборе невест, вождя и т.п.). Средством разрешения конфликтов стало мирное противоборство. Таким образом, выдвигается принцип первичности соревнований. [3]. Данный принцип обосновывается тем, что в культуре племен, живущих в условиях напоминающих первобытные, не удается обнаружить признаки физического воспитания. У многих аборигенов есть игры и состязания, но нет подготовки к ним, - следовательно, утверждается, что физические упражнения и специальные тренировки возникли после появления мирных состязаний, а не до него.

Делается вывод, что мирное противоборство и состязательные игры возникли в ответ на потребность общества в мирном разрешении межчеловеческих конфликтов. Таким образом, в качестве основной выделяется миротворческая функция, к которой впоследствии, как утверждается, было добавлена зрелищная и воспитательная. Безусловно, нельзя полностью, абсолютно отрицать все аргументы сторонников как первого, так и второго подходов, избираемых при генетическом анализе проблемы определения функций спорта. Так, в качестве «работающей» можно принять идею независимости спорта от требований физического воспитания, развиваемую инновационной моделью. Не следует также отбрасывать и гипотезы, обосновывающие способность спорта реализовывать своими средствами человекосозидающую функцию культуры, выдвинутые авторами традиционного подхода. Необходимо обратить внимание на то, что обе версии происхождения спорта специфицируют данное явление только по признакам формы (как игру-соревнование). Поэтому и возникают описанные выше парадоксы в объяснении генезиса спорта, выражающиеся в том, что данное явление рассматривается как ответ на потребности, возникшие в совершенно иных сферах общественной жизни, что, в конечном счете, может привести к инструментальному пониманию спорта (и что в его истории имело место неоднократно). Этим же объясняется и произвольность определения функций спорта. Что побуждает человека выйти на уровень реализации своих предельных возможностей это стремление реализовать своё предназначение - быть субъектом свободного творчества, совершить акт самореализации и самоутверждения. Потребность выйти на границы возможностей, да и, само движение к ним, являются моментами процесса человекотворчества. Таким образом, в спорте заложены возможности реализации человекосозидающей функции культуры. Именно поэтому победа в соревновании, которая осознаётся как выход и на границы собственных возможностей, и на тот уровень реализации человеческого потенциала вообще, на который не смог подняться никто иной, переживается очень остро и эмоционально. Она осмысливается как акт самопознания, самораскрытия себя. Происходит рождение нового «Я» индивида, связанного с самосознанием им себя как более совершенного существа. Спорт является в чрезвычайно высокой степени амбивалентной областью человеческой жизнедеятельности. Он парадоксален: развивает человека многосторонне и в то же время частично, осуществляет человекотворчество и не препятствует деградации личности, стимулирует миролюбие и агрессию. Спорт, особенно сегодняшний, - очень сложное и многообразное явление, вовлекающее благодаря этому в свою сферу огромное количество самых разных людей, объединённых (при всех их отличиях) в определенной степени сходной целеориентацией - устремлённостью к физическому совершенствованию. И в этом величайшая ценность спорта: он помог человечеству постичь, что тело - это ценность, сделав его прекрасным и сильным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Выдрин В.М.. Культура, физическая культура, спорт.// Спорт в современном обществе. М.: Физкультура и спорт, 1980; Выдрин В.М., Курамшин Ю.Ф., Николаев Ю.М. Осмысление интегративной сущности физической культуры - магистральный путь формирования её теории.// Теория и практика физической культуры. 1996. № 5; Глотов Н.К., Игнатьев А.С., Лотоненко Д.В. Философско-культуро-логический анализ физической культуры.// Теория и практики физической культуры. 1996. № 1; Николаев Ю.М. Теория физической культуры: базовые концепции и основополагающий категориальный аппарат.// Теория и практика физической культуры. 2002. № 3.
  2. Горбунов Г.Д. Психология и спорт. // Теория и практика физической культуры. 1996. № 12. С.15-16.
  3. Ермак Н.Р., Пилоян Р.А.. Культурно-исторические истоки спорта в контексте объяснения многообразия и противоречивости его развития // Теория и практика физической культуры. 1997. № 7; Пилоян Р.А. Методология познания спорта и оптимизация управления им. // Теория и практика физической культуры. 2001. №
  4. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. М.: Радуга, 1982.