Введение
В настоящее время значительная часть экономически активного населения трудится на рабочих местах, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям [3]. Раннее выявление патологии внутренних органов, обусловленной действием вредных производственных факторов, является актуальной задачей, способствующей предупреждению развития тяжелых форм профессиональной и общей патологии, снижению уровня инвалидности и смертности в трудоспособном возрасте[1,2].
Цель исследования
Изучить структуру гепатобилиарной патологии у работающих в условиях воздействия вредных производственных факторов.
Материалы и методы
В исследование включено 78 работников промышленного предприятия, производящего оборудование для нефтедобычи. В зависимости от степени влияния вредных производственных факторов все обследованные были подразделены на две группы. В основную (О) группу (37 человек) включены работающие в условиях воздействия аэрозолей металлов и ароматических углеводородов (спекальщики, обмотчики элементов электрических машин, прессовщики, шлифовщики, токари, паяльщики и т. п.), у которых содержание свинца (Pb) в крови было выше референсного уровня в 1,7-4,5 раза. У лиц контрольной (К) группы (операторы и наладчики оборудования - 41 человек) концентрация Pb в крови не превышала референсного уровеня. Средний стаж работы на предприятии в О группе составил 3 года 6 месяцев, в группе К - 2 года 9 месяцев. Всем рабочим было проведено сонографическое исследование на ультразвуковой системе Toshiba Aplio XG модель SSA-790A конвексными датчиками 3,5-5 мГц по стандартной методике. Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью пакета программ (Statistica 6,0).
Результаты исследования
Выявлены статистически значимые различия в структуре гепатобилиарной патологии у работающих в зависимости от уровня Pb крови. Так в О группе по сравнению с К-группой признаки поражения желчевыводящей системы определялись в 1,5 раза чаще (82,9% и 67,6%, p<0,05). В структуре преобладали органические поражения печени и желчного пузыря, а функциональные нарушения желчного пузыря встречались в 1,5-2 раза реже (19,5% и 29,5%, р<0,05). У пациентов с контаминацией крови Pb по данным ультразвукового исследования выявлены фиксированный перегиб желчного пузыря (14,6%), хронический бескаменный холецистит (46,3%), полипы желчного пузыря (17,1%), в то время как в «К» аналогичные показатели составили - 5,4%, 29,7% и 8,1%. Межгрупповые различия были статистически достоверны (р=0,05-0,001). При высоком содержании в крови Pb почти у каждого второго работающего регистрировалось увеличение размеров печени (46,3%), у каждого третьего - диффузные изменения ее паренхимы (36,6%). Аналогичные изменения в группе сравнения отмечались в меньшем проценте случаев (37,8% и 18,9%, соответственно).
Заключение
Таким образом, у работников предприятий, производящих оборудование для нефтедобычи, на фоне повышения содержания в крови Pb отмечается увеличение распространенности органической патологии гепатобилиарной системы (гепатомегалия, диффузные изменения паренхимы печения, хронический бескаменный холецистит, полипоз и фиксированный перегиб желчного пузыря). Выявленные структурные особенности заболеваний гепатобилиарной системы необходимо учитывать при проведении диспансерных и профилактических мероприятий среди работающих в условиях воздействия вредных производственных факторов.
Список литературы
- Егорова А. М. Оценка профессионального риска патологии мочевыделительной, гепатобилиарной систем и репродуктивного здоровья у металлургов // Гигиена и санитария. - 2009. - №2. - С. 94-99.
- Некрасов В.И., Скальный А.В. Элементный статус лиц опасных профессий: М., 2006. - 157 с.
- Онищенко Г.Г. Состояние условий труда и профессиональная заболеваемость работников в Российской Федерации // Гигиена и санитария. - 2009. - №3. - С. 37-41.