Наиболее общей инструментальной основой научной методологии ХХ века следует признать системный подход. Однако на рубеже ХХ и ХХI веков в методологии науки наиболее общим и адекватным для понимания как природного, так и социального мира, на наш взгляд, является понятие «ситуация» и соответствующий ей «ситуационный познавательный подход». Это понятие и отвечающий ему подход к познанию действительности нельзя сегодня считать совершенно новым: достаточно сказать, что еще в прошлом столетии оно использовалось главным образом в экономике (теперь широко применяется в менеджменте) и психологии, автор данной публикации в начале 80-х годов прошлого века вместе с группой географов из КГУ сформулировал основы ситуационного подхода как методолого-гносеологического средства, применительно к проблемам географии и экологии, учитывая комплексный, динамичный, неустойчивый характер многих географических и экологических систем, определил онтологические особенности, структуру ситуаций, отличающие их от системных образований.
Этимологические корни самого слова «ситуация» следующие. Латинское слово «situs» и позднелатинское слово «situatio» (положение) трактуются как совокупность, сочетание условий, и обстоятельств, создающих определенную обстановку и положение. Перевод с французского «situation», дает аналогичное значение понятию «ситуация»: положение, обстановка, совокупность обстоятельств.
Важным для понимания ситуации, на наш взгляд, служит понятие «состояние», которое получило категориальный статус еще в работах Аристотеля: «те явления, которые возникают от чего-то легко прекращающегося и быстро исчезающего, называют состояниями...» (Аристотель. «Категории»).
Как правило, ситуация организуется не какими-то одними связями, а группой факторов и связей, в которых в зависимости от того или иного временного периода, может оказаться преобладающим какой-то один из видов связей, либо доминирующую роль будут играть целые группы факторов и связей или отношений. Последнее обстоятельство значительно усложняет саму ситуацию. Отсюда вытекает, что ситуация как сложное образование не может относиться только к системе. Ситуация динамична, неопределенна, полифакторна. Она зачастую формируется на основе случайных связей между составляющими ее компонентами, то есть здесь нельзя выстроить какую-либо устойчивую закономерность их взаимосвязи в отличие от системы.
Обобщая приведенные определения, следует заключить, что ситуация есть сочетание некоторых элементов (условий, обстоятельств, положений, состояний и т.п.), которые обусловливают динамику (изменения) как самих этих элементов, образующих ситуацию, так и тех объектов, которые погружены в эту ситуацию.
Наиболее подходящим для характеристики таких элементов ситуации выступает понятие "фактор" (лат. factог - делающий, производящий), как движущая сила и необходимое условие процесса; оно несет в себе момент обусловленности одного другим, воздействия одного на другое, что и создает динамичность того, что называется ситуация. С другой стороны, в общем случае в неопределенности понятия «фактор» присутствует момент неожиданности, незапрограммированности, случайности. Сам по себе «фактор» случаен, неопределен со стороны его природы и неоднозначен с точки зрения детерминирующего воздействия.
Такой подход позволяет дать следующее определение ситуации. Ситуация - сочетание факторов, обусловливающих характер и смену состояний объектов. При этом ситуацию можно рассматривать как нечто внешнее, как окружающую среду по отношению к выделенному объекту, а можно - в числе факторов, составляющих ситуацию, включать и сам выделенный объект. Также можно говорить о ситуации внутри исследуемого объекта. Не трудно заметить, что исходное определение понятия «ситуация» оказывается заметно шире, чем употребляемое ныне.
В современную эпоху, когда в науке применяются разные подходы и методы познания, важной задачей является разработка принципов адекватного сочетания различных познавательных форм и средств одного уровня. Проблема соотношения общенаучных подходов упирается в проблему иерархии и систематизации общенаучных понятий, лежащих в основе этих подходов.
Решением указанной проблемы может служить предложенный нами эпистемологический принцип относительности понятийного центра в пространстве понятий, согласно которому иерархия «персональной» ценности понятий, входящих в данный общенаучный подход к познанию, меняется от их группировки в блоки в соответствии с выбранным познавательным подходом. В блоке понятий, связанных с определенным подходом, центральными оказываются те, которые необходимы в данных условиях для понимания объекта под выбранным углом зрения. Среди этих понятий можно выделить стержневые, которые дают название соответствующему познавательному подходу. Другие понятия, вошедшие в данный понятийный блок, более или менее тесно связаны со стержневыми понятиями данного подхода. Так,
1) в системном подходе стержневым понятием служит понятие «система» как целостность взаимосвязанных компонентов; в качестве понятий первого центрального родового круга выступают «структура», «компонент», «функция», «развитие»; ко второму кругу (отличительных видовых признаков) следует отнести - «устойчивость», «организация», «иерархия», «сохранение», «целостность», «граничность» и др.
2) в ситуационном подходе стержневым понятием является понятие «ситуация» как совокупность факторов, определяющих изменяющиеся условия; понятиями первого центрального круга выступают «фактор», «состояние», «условия», «динамичность»; к понятиям второго признакового круга служат - «неустойчивость», «неопределенность», «размытость», «временность» и др.
Основоположник концепции «системного подхода» Л. фон Берталанфи понимал под «системой» организованный характер некоего множества. Одним из атрибутов системы является целостность, предполагающая не просто взаимосвязь между составляемыми ее компонентами, а именно их устойчивая взаимозависимость. Таким образом, существование системы предполагает стабильное, устойчивое состояние составляющих ее компонентов. Что касается ситуации, то ее также можно представить как некую систему - систему событий, но в то же время ситуация может быть представлена живой действительностью, в которой одновременно заключено не только единство, тождество, но и противоречие, результат случая.
При использовании ситуационного подхода следует учитывать родо-видовую связь понятий «ситуация» и «система» и соответствующие взаимоотношения между ситуационным и системным подходами. При этом, с одной стороны, ситуацию возможно рассматривать как аспект системы и тогда ситуация выступает как определенное внутреннее или внешнее состояние системы, с другой стороны, сама система может оцениваться как определенный вид ситуации, а именно, устойчивая ситуация. В любом случае ситуационный и системный подходы имеют относительную самостоятельность и должны оцениваться как особые общенаучные (междисциплинарные) средства исследования, которые взаимосвязаны между собой. Взаимосвязь и отличия указанных подходов определяются следующими обстоятельствами:
1) ситуационный подход применим к несистемным и системным объектам, когда система еще не сложилась, когда она возникла и когда система распалась;
2) ситуационный подход способен характеризовать переходные состояния одной и той же системы, когда эти состояния качественно отличаются и не отличаются друг от друга;
3) ситуационный подход способен учитывать роль совокупности внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на систему, ее функционирование и развитие;
4) ситуационный подход применим к результату двух и более взаимодействующих систем, компоненты которых сочетаются случайным образом, не создавая еще новой устойчивой системы или образуя систему нового качества;
5) с помощью ситуационного подхода возможно оценивать внутренние и внешние состояния систем, направленность их процессов, временной и пространственно-граничный аспекты любой системы.
Интересно, что между ситуационным подходом и экологическими проблемами есть внутренняя, смысловая связь. Термин «экология», происходящий от греческого «oikos», в самом широком смысле означает «местопребывание», «жилище»; в свою очередь, понятие «ситуация» в базовом значении латинского слова «situs», переводится как «расположение», «находящийся», «обитающий» и явно несет на себе экологическую нагрузку. Если учесть, что в широком, смысле экология занимается взаимоотношением, между выделенным объектом и его окружением, то ситуационный подход, говорящий о факторах, формирующих обстановку, весьма адекватен экологической проблематике.
В связи с отмеченными тенденциями, сложившимися в современной науке и философии, на базе Казанского государственного технического университета им. А.Н.Туполева создан «Центр ситуационных исследований», объединяющий специалистов в области философии, экологии, химии, географии, математики, физики, техники, экономики, психологии, педагогики, лингвистики и др. Целью этого центра является разработка общенаучной теории ситуационного подхода и его применение в различных областях познания. Созданию центра предшествовала публикация программного характера - «Манифеста ситуационного движения» в журнале (бюллетене) Международного Института Поля Бытия - INTERNATIONAL INSTITUTE FOR FIELD-BEING (IIFB-USA, 2003, №1), воспроизводимого ниже на английском и русском языках.
Библиографическая ссылка
Солодухо Н.М. МЕТОДОЛОГИЯ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 8. – С. 85-87;URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=6474 (дата обращения: 23.11.2024).