В опытных группах выделяли животных с различными патологическими изменениями (острая субинволюция; острая субинвалюция и задержка последа; эндометрит и мастит).
У коров за один месяц до отёла (декабрь 2001 г.) были высокие значения в крови Т-лимфоцитов, что связано с высоким уровнем Т-клеточного иммунитета в тот сезон года. Ближе к отёлу (январь, февраль 2002 г.) отмечалось резкое снижение Т-лимфоцитов. После отёла уровень Т-клеток был самым низким.
Показатели Т-клеточного иммунитета во всех опытных группах животных на протяжении исследования имели широкую амплитуду индивидуальных колебаний.
Таким образом, отмечено, что у больных коров показатели Т-клеточного иммунитета варьировали от гиперфункциональных до дефицитных. Наблюдалась картина иммунного дисбаланса, связанная с влиянием на организм улучшающихся или ухудшающихся факторов внешней среды, связанных с сезоном года.
Количество В-клеток ближе к отёлу снижалось, после отёла возрастало, но не достигало среднего уровня у здоровых коров. Индивидуально во всех группах коров наблюдались их дефицитные значения.
К концу стельности концентрация IgG и IgM снижалось в результате их перехода в молозиво. После отёла уровень IgG повышался, а IgМ продолжал снижаться пропорционально изначальным величинам. Концентрация IgА во всех группах животных во все сроки до и после отёла существенно превышало показатели у здоровых коров, что говорит о напряжённости у больных животных в системе локального иммунитета.
Изменения, имеющие место у больных животных в системе Т-клеточного и гуморального иммунитета, по нашему мнению, не носят лишь недавно приобретённый характер. Наблюдающиеся резкие изменения уровней Т- и В-клеточного звена от высоких до дефицитных значений в определённые периоды, высокие уровни IgА в крови, являются следствием рецидивирующих случаев болезни органов размножения и молочной железы.
Из факторов неспецифической резистентности перед отёлом увеличивалась активность комплемента. Падал уровень лизоцимной и бактериоцидной активностей. После отёла эти показатели возрастали, что говорит о значительной активизации данной системы защиты пропорционально состоянию животных.
Исследования иммунного статуса у телят проводили в разные возрастные периоды. Были сформированы 4 группы:
- -я - 1-5 дневные
- -я - 1,5-2 недельные
- -я - 3-4 недельные
- -я - 2-3 месячные телята.
Все опытные группы телят в разновозрастные периоды были получены от коров, у которых выявлялись послеродовые болезни. Низкий иммунный статус у коров перед отёлом в этот сезон года, вероятно, сказывался и на потомство. Телята рождались слабыми, у них отмечался комплекс болезней в различном сочетании и степени тяжести (желудочно-кишечные расстройства, бронхопневмония, дистрофия и т.д.).
У новорожденных телят (1-5 дней) отмечалось низкое Т-лимфоцитов, менее выражен был В-клеточный иммунодефицит. В 1,5-2 недельном возрасте Т- и В- клеток в 2-3 и 1,5-2 раза было ниже по сравнению со здоровыми животными. К 3-4 недельному возрасту у телят уровень Т-лимфоцитов был вдвое ниже, чем в норме.
У 2-3 месячных телят отмечался Т-клеточный иммунодефицит, наблюдалась активизация В-клеточного звена иммунитета.
Показатели гуморального иммунитета (IgG, IgМ, IgА) у телят контрольной группы с каждым возрастом постепенно увеличивались. У телят опытной группы в 1,5-2 недельном возрасте уровни IgG, IgМ, IgА заметно опережали показатели в норме.
В 3-4 недельном возрасте наблюдался существенный рост у опытных телят концентрации IgА, что связано с активизацией локального гуморального иммунитета, тогда как показатели IgG и IgМ в разных подгруппах индивидуально могли принимать дефицитные значения. У 2-3 месячных опытных телят по сравнению с контролем дефицитные значения IgG и близкие к норме концентрации IgМ и IgА.
У опытных телят до 1-месячного возраста существенно выше были показатели бакактивности крови. У 2-3 месячных опытных телят бакактивность ниже нормы.
Общая гемолитическая активность комплемента у телят опытных групп во все исследуемые периоды была ниже, чем в норме. К 2-3 месячному возрасту комплементарная активность в 4 раза была ниже, чем у контрольных животных.
Таким образом, у опытных (больных) телят в динамике наблюдаются нарушения в разных звеньях специфического и неспецифического иммунитета.
Исследование сывороток крови с целью выявления естественного ингибирующего фактора макромолекулярных антител (ЕИФ) проводили на коровах и телятах ФУП «Кировский», Опытной станции ВГАУ, АООТ «Краснодонский» Волгоградской области.
В ФУП «Кировский» исследованию подвергались 32 сухостойные и отелившиеся коровы, 14 телят- 1-105 дневного возраста. За весь период исследования ЕИФ был выявлен у 11 (34,4%) коров, из них 5 (45,5%) - на 7-8 день после отёла и до 10 (71,4%) телят. ЕИФ обнаруживали не более 14 дней с момента его появления.
В сыворотке крови 6 коров и 6 телят, принадлежащих Опытной станции ВГАУ, ЕИФ обнаружен не был.
Заключение
Отечественными и зарубежными исследователями доказано, что иммунная система оказывает регулирующее действие на кроветворную, нервную, эндокринную и другие системы через иммуноцитокины. Поэтома, несколько полноценно функционирует иммунная система, настолько осуществляется деятельность организма. В этой связи снижение показателей иммунного статуса указывает на иммунодефицитное состояние в Т- или В-клеточных звеньях иммунитета, а увеличение Т- и В-лимфоцитов, уровня иммуноглобулинов может быть следствием практически любого повреждения (механического, химического, термического, радиационного), а также реакций на любой проникающий в организм чужеродный агент (бактерии, вирусы, гельминты и т.д.).
Исследования показали, что между уровнем напряжённости специфического иммунитета и неспецифической резистентности и иммунного статуса матерей (коров) с одной стороны и состоянием здоровья и сохранности новорожденных телят - с другой стороны, существует прямая зависимость, также как между количеством и качеством выпоеного молозима и напряжённостью специфического колострального иммунитета.
Что касается вторичных иммунодефицитов у коров-матерей и их потомства, то за 5-10 дней до и после отёла развивается гуморальный и клеточный иммунодефицит, который исчезает к 10-15 дню после отёла.
Количество Т- и В-лимфоцитов, иммуноглобулинов классов G и М, лизоцимной и бактерицидной активности сыворотки крови снижается перед отёлом.
После отёла остаются в сниженном количестве, Т- и В-лимфоциты, иммуноглобулины классов G, М, А.
В то же время перед отёлом для компенсации клеточного и гуморального звеньев вторичного иммунодефицита происходит рост лейкоцитов и лимфоцитов, комплементарной активности сыворотки крови. А после отёла продолжает идти рост лимфоцитов, бактерицидной, лизоцимной и комплементарной активностей.
Анализ аналогичных данных у телят показывает, что к возрасту 3-4 недель у животных снижается количество лейкоцитов, лимфоцитов, Т- и В-лимфоцитов, иммуноглобулина А, а к 2-3 месячному возрасту идёт повышение всех этих показателей.
В то же время для компенсации гуморального и клеточного иммунодефицита происходит повышение IgG, IgМ, бактерицидной и комплементраной активности сыворотки крови, которые наблюдаются в возрасте до 2-3 месяцев.
Следовательно, у телят к 14-25 дню жизни наступает физиологически обусловленный вторичный клеточный и гуморальный иммунодефицит, который продолжается не более 1-2 недель. Поэтому специалистам следует обратить внимание на неблагоприятные периоды иммунного статуса у взрослых животных и народившегося молодняка и отзываться улучшенным кормлением, содержанием, уходом.
Библиографическая ссылка
Волкова С.В., Мелешкина С.Р., Семёнов С.Н. ИММУНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗМА КОРОВ И ИХ ПОТОМСТВА // Фундаментальные исследования. – 2004. – № 3. – С. 126-127;URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=4834 (дата обращения: 05.12.2024).