Введение
Впервые понятие «экономическая дипломатия» для обозначения экономического явления и категории социальных наук стало использоваться в научных публикациях в середине 1980-х годов. Этот термин вновь стал широко применяться в начале 2000-х годов не только в научной, но и в учебной литературе на протяжении полутора десятков лет [1, с. 112]. Позже наметился определенный спад публикаций монографий, но активизировался, на наш взгляд, рост публикаций в научной периодической печати по отдельным направлениям экономической дипломатии [2–4]. Несмотря на накопленный за 40 лет разнообразный объем информационных ресурсов и публикаций, по мнению автора, фактический материал не систематизирован, то есть четко не определены место экономической дипломатии в экономической системе отношений и знаний, а также критерии классификации разнообразных ее видов. Актуальность этого вопроса возрастает в связи с тем, что в настоящее время в некоторых высших учебных заведениях России изучается учебный курс: «Экономическая дипломатия». Кроме того, в паспорте научной специальности «Мировая экономика» нашли отражение внешнеэкономическая деятельность экономических субъектов и внешнеэкономическая политика государства. Несмотря на это, в научной и учебной литературе недостаточно работ, которые бы однозначно объясняли содержание этого явления и место этой категории в системе экономических знаний. Вышеуказанные аргументы обусловили актуальность и практическую значимость данного предмета исследования.
Исходным моментом в общем понимании дипломатии является то, что она выражает межгосударственные отношения, в которые вступают как органы государства трех ветвей власти, так другие социальные институты – государственные и негосударственные предприятия и фирмы, некоммерческие общественные организации и фонды, домашние хозяйства и т.д. Межгосударственные (дипломатические) отношения носят комплексный характер и функционируют в следующих областях жизнедеятельности общества: экономике, политике, идеологии, праве, науке, образовании, военной обороне, религии, нравственности, культуре, спорте, здравоохранении, семейном быту и др. Ввиду этого дипломатические отношения возникли давно и развивались в указанных направлениях в большей или меньшей мере на разных этапах развития цивилизации.
Так как межгосударственные экономические отношения являются первичными, приоритетными, политологи, социологи, историки и правоведы все больше внимания стали обращать на экономические аспекты межгосударственных отношений. Многочисленные ученые и практики на протяжении всей мировой истории раскрывали эволюцию дипломатии как государственной деятельности по установлению и налаживанию мирных отношений между странами различными несиловыми методами и средствами. По мере развития капитализма понятие дипломатии все больше наполнялось экономическим содержанием и в результате переросло в экономическую дипломатию. Это послужило главной причиной возникновения самостоятельной категории – «экономическая дипломатия». Впервые экономический аспект дипломатии непосредственно стал рассматриваться в публикациях лишь некоторых ученых в начале 2000-х годов.
Возникновение категории экономической дипломатии связано с историей развития экономической мысли. Как известно, ученые предмет исследования экономической науки (еще с этапа зарождения взглядов физиократов) связывали с хозяйственной деятельностью государства, то есть с политической экономией. Сочетание терминов «экономика» и «политика» дало название новой науке, изучающей хозяйственную деятельность государства или экономические функции государства. За более чем 400-летнюю историю экономики как науки обязательным объектом исследования политической экономии, а в дальнейшем национальной и мировой экономик стал анализ функций государств в управлении различными видами экономики (муниципальной, территориальной, региональной, отраслевой, глобальной и т.д.). Поэтому, по мнению автора, методологически правильно отмечать фундаментальные основы и историческую взаимосвязь экономической дипломатии с политической экономией, а позже – с современной институциональной экономической теорией и теоретическими основами анализа мировой экономики. Это нашло отражение в паспорте научной специальности «Мировая экономики» (пункт 21), в котором экономическая дипломатия представлена как внешнеэкономическая деятельность субъектов хозяйствования и внешнеэкономическая политика государства.
Также в требованиях паспорта научной специальности «Мировая экономика» указано, что предметом исследования мировой экономики являются теоретические основы анализа мировой экономики (пункт 2). В настоящее время есть некоторые публикации отечественных ученых, посвященные теоретическим основам экономической дипломатии [5, с. 3–5]. Несмотря на это, теоретическому обоснованию экономической дипломатии в научной литературе до сих пор уделяется недостаточно внимания. Поэтому автором сделана попытка использовать некоторые теоретические основы анализа мировой экономики для исследования экономической дипломатии.
Целями исследования являются, во-первых, объяснение предмета изучения экономической дипломатии и ее места в системе экономических отношений и наук, во-вторых, применение с опорой на теоретические основы анализа мировой экономики базовых экономических методов, подходов и критериев для проведения классификации различных видов экономической дипломатии.
Материалы и методы исследования
За свою историю развития в течение XX–XXI веков экономическая теория и практика обогатилась сотнями специальных дисциплин. Это объясняется тем, что бурное развитие капитализма ставило перед учеными-экономистами необходимость разработки все новых областей национальной и мировой экономики, то есть расширялся социальный заказ капитала ученым-экономистам. Вследствие этого появлялись новые экономические знания и дисциплины. Но в каждой экономической дисциплине обязательно предусматривались темы, посвященные экономической функции государства. Экономические функции государства, в том числе направленные во внешний мир, мировую экономику, можно рассматривать с многочисленных ракурсов и взглядов, которые проявляются в разных видах экономической дипломатии. Отсюда следует, что при изучении экономической дипломатии возникают вопросы методологического характера (например, каких критериев и подходов необходимо придерживаться при классификации многочисленных видов экономической дипломатии). Прежде всего, экономическую дипломатию автор связывает с разными направлениями внешнеэкономической деятельности государства.
При делении видов экономической дипломатии на различные группы необходимо руководствоваться общеэкономическими подходами и принципами. Так, например, методологически мировая и национальная экономики в обязательном порядке изучаются в отраслевом разрезе. С точки зрения международной классификации, отрасли и виды экономической дипломатии делятся на 55 групп и насчитывают сотни видов отраслей и производств. Наглядным видом отраслевой экономической дипломатии может служить энергетическая политика [3, с. 119–122]. Кроме того, промышленная отраслевая внешнеэкономическая политика может включать ряд направлений развития: инвестиционное, инновационное, экологическое («зеленые технологии»), низкоуглеродное, цифровое направления и другие аспекты [4, с. 35–38].
Также обязательным методологическим подходом к изучению экономических явлений и процессов является территориальный подход в сочетании с отраслевым. В этом отношении экономическая дипломатия не является исключением. В территориальном разрезе внешнеэкономическую политику любого государства можно разделять по региональной направленности в мировое экономическое пространство [6, с. 20–21]. Понятно, что территориальная экономическая дипломатия осуществляется не изолированно, а в тесной зависимости и сочетании с отраслевой внешнеэкономической политикой государства.
Важнейшим критерием классификации видов экономической дипломатии служит сфера внешнеэкономической политики государства, которой является финансово-кредитная область национальной и мировой экономической системы [7, с. 33]. Финансово-кредитная дипломатия осуществляется на мировых финансовых рынках: валютном, кредитном, страховом, ценных бумаг, драгоценных металлов и др. Она носит комплексный характер и может затрагивать одновременно несколько финансовых рынков одновременно, а не только один из них. На этом основании можно утверждать о функционировании рыночной финансовой дипломатии.
Наибольшую роль в формировании вида экономической дипломатии играет фактор социально-экономической модели развития общества отдельной страны [8, с. 304–310; 9, с. 110]. Институциональная экономическая теория накопила огромный фактический материал и практический опыт влияния социально-экономической модели развития общества как на внутреннюю, так и на внешнюю экономическую политику государства. Важнейшим достижением развития экономической науки являлось ее перерастание в течение XX века в институциональную экономику, что означало комплексный подход к исследованию экономических явлений и процессов, то есть тесную взаимосвязь экономических процессов с политическими, правовыми, военными, религиозными, культурными, социальными, историческими и другими цивилизационными факторами и институтами.
Однако, не принижая значение перечисленных социальных отношений, важнейшими и первичными общественными отношениями можно назвать экономические. Нет чисто политической, военной и других видов дипломатий без ее экономической основы. Все виды дипломатий в конечном счете основываются на экономических потребностях и интересах. Поэтому в любом виде экономической дипломатии априори заложены определенный тип и институциональный характер.
Результаты исследования и их обсуждение
Определенный вид или тип экономической дипломатии государства зависит в целом от социально-экономической модели или институционально-экономического характера развития отдельной страны. В настоящее время в научной и практической литературе ведется интенсивный анализ современных моделей социально-экономического развития как отдельных государств, так и групп стран, близких по внешнеэкономической политике друг к другу. Некоторые ученые отмечают большие различия в капиталистических моделях экономики (американской, европейской, германской, японской, корейской, индийской, латиноамериканской и т.д.) даже среди высокоразвитых стран [10, с. 90]. Национальные экономические модели развития могут сохраняться у отдельных высокоразвитых стран, несмотря на их глубокие интеграционные процессы. «Одной из проблем европейской интеграции является то, что у членов ЕС разные экономические модели. С одной стороны, это обогащает экономическую политику ЕС за счет наличия разных подходов к экономической политике, а с другой – препятствует выработке единой политики по многим вопросам» [11, с. 1].
Сложившаяся определенная экономическая модель такой огромной страны, как Индия, может являться тормозом для будущего развития. «Модель индийской экономики смешанного типа с преобладанием госсектора, с жестким регулированием и определенной степенью закрытости постепенно исчерпала возможности для роста» … «В начале 1990-х годов страна столкнулась с кризисом, который уже невозможно было преодолеть в рамках парадигмы прежней, слишком закрытой и протекционистской экономической модели» [9, с. 111]. Только изменение экономической модели развития и дипломатии («реформы М. Сингха» 1991 г.) позволило Индии обеспечить экономический рост страны [12, с. 118–119].
«Модели капитализма не одинаковы в различных странах. Различия в моделях проявляются в системообразующих характеристиках, носящих долгосрочный и устойчивый характер. Таковыми являются, в частности, степень участия государства в экономике страны, а также целый комплекс социально-культурных черт, формирующих отношение к труду и общественное сознание. Сюда относятся: трудовая этика, особенности религиозно-конфессиональной структуры государства, исторические особенности регулирования общественных отношений. Главная же характеристика всех моделей – роль и место частного сектора в экономике, его вклад в экономический рост и общественное благосостояние». «…Можно выделить американскую модель как наиболее либеральную, где в производстве ВВП доминирует частный сектор, а роль и место государства занимают относительно скромные позиции» [10, с. 91] …. «В результате в либеральной модели, как правило, высок уровень социальной и имущественной дифференциации граждан, расслоения по доходам, велика доля населения с низкими доходами. Это наглядно прослеживается, в частности, на примере Соединенных Штатов» [10, с. 93–94].
Модели экономики высокоразвитых стран оказывают влияние на национальные хозяйства отдельных стран и в целом на мировую экономику через механизмы глобализации (с помощью растущей торговой конкуренции, активного движения капиталов, распространения технологических, медицинских, финансовых и управленческих инноваций) [10, с. 92]. Американская либеральная модель развития национальной экономики и внешнеэкономическая дипломатия США привели к либерализации глобальной экономики. В свою очередь, навязанная всему миру форма глобализации породила ряд проблем и противоречий в мировой экономике – между старыми индустриальными странами и развивающимися экономиками; способствовала усилению соперничества и конкуренции экономики Китая с экономикой старых промышленно развитых стран; поставила вопрос о соотношении свободы и протекционизма в международных экономических отношениях; вызвала усиление риска разрыва сложных цепочек создания добавленной стоимости, угрозу монопольному контролю государств в валютно-финансовой сфере при стихийном развитии криптовалют [10, с. 95–96].
И, наоборот, национальная модель экономического развития отдельной страны позитивно влияет на другие страны, формирует ее экономическую дипломатию и положение в современной глобальной экономике. Примером тому является экономическая дипломатия Китайской Народной Республики (в дальнейшем КНР). Китайская экономическая дипломатия, инициатива «Пояс и Путь», по мнению некоторых экспертов, является инструментом «“дипломатии принуждения” для осуществления контроля над странами, которые присоединились к ней». По взглядам других специалистов: «несмотря на очевидную привязку к стратегическим интересам Китая, этот мегапроект отвечает и экономическим интересам стран, в нем участвующих, предоставляя им доступ к инвестициям, благоприятствуя развитию торговли и созданию современной инфраструктуры» [13, с. 91].
В современных условиях важнейшим видом экономической дипломатии становится евразийская экономическая дипломатия. По формальному признаку евразийская экономическая дипломатия могла бы называться по критерию стран, входящих в организацию ЕАЭС, но в действительности и географически она включает государства, которые начали выстраивать многополярные и справедливые международные экономические отношения, основанные на высоких моральных и нравственных общечеловеческих принципах взаимовыгодного экономического сотрудничества, доверия и партнерства.
Вековое доминирование в мировой экономике англосаксонской модели экономического развития государств начало подвергаться критике со стороны развивающихся стран. Такими развивающимися государствами «стали страны Латинской Америки, Китай и, безусловно, Российская Федерация, которая уже к концу 2000-х годов политически и экономически стабилизировалась после кризисного периода 90-х годов» [14, с. 5]. С участием России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии в первой половине 2010-х годов был создан Евразийский экономический союз. «Современный ЕАЭС представляет собой международное интеграционное объединение, обеспечивающее свободное передвижение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также функционирует таможенный союз» [14, с. 8].
Евразийская экономическая дипломатия берет начало с идеи создания Большого евразийского партнерства (в дальнейшем БЕП). БЕП включает в себя межгосударственные отношения членов ЕАЭС, АСЕАН, ШОС и других стран, разделяющих общие принципы сотрудничества. Образование БЕП будет функционировать на нормах партнерства, прозрачности и уважения интересов всех стран. Основная цель России – объединить идеи инициативы «Один пояс – один путь» с принципами БЕП [15, с. 133].
До начала 2000-х годов евразийская экономическая дипломатия отсутствовала. Это объясняется экономическими причинами. Большинство стран на большом евразийском пространстве не проводили самостоятельную внешнюю экономическую политику, а развивались в фарватере высокоразвитых капиталистических стран; находились в институционально-экономической зависимости от них. Даже КНР пока не провела основные рыночные реформы, не способна была на принятие и проведение внешней экономической политики. Только по мере роста своей экономики и могущества с начала XXI века КНР стала предпринимать робкие самостоятельные шаги в мировой экономической политике.
Страны Европейского Союза и США с 2014 года стали вводить экономические санкции по отношению к России. Введение санкций привело к активизации политико-экономического внешнего сотрудничества между Россией и КНР. Это еще больше усилило становление и развитие евразийской экономической дипломатии на территории Большой Евразии. Растущий протекционизм и интенсивное применение санкций со стороны США по отношению к КНР обусловили подписание в 2015 г. Соглашения по сопряжению двух проектов – ЕАЭС и ОПОП («Один пояс – один путь»). Так возникла идея создания «Большой Евразии», которая реализовалась в четырех нормативно-законодательных экономических проектах: по транспорту, энергетике, телекоммуникациям и финансам. Таким образом, евразийская экономическая дипломатия зародилась и развивается в ответ на протекционистскую или санкционную государственную экономическую политику англосаксонских стран Запада и подвластных им стран Востока.
Заключение
В настоящее время дипломатия подразумевает прежде всего деятельность государства по развитию международных экономических отношений в различных отраслях, регионах, секторах, областях и сферах хозяйственной деятельности. С самого начала зарождения экономической науки предметом изучения служила экономическая функция государства. Поэтому логически и исторически институционально-экономической основой дипломатии является внешнеэкономическая политика государства. Основываясь на экономической теории и ее методологии, автор предлагает классифицировать виды экономической дипломатии по следующим критериям:
− отраслям экономики: на промышленную, энергетическую, научную, образовательную, транспортную;
− территориальной направленности: на юго-восточную Азию, Северную и Латинскую Америку, Африканскую, Арктическую;
− секторам экономики: на топливно-энергетическую, продовольственную, аграрную, военно-промышленную, социальную;
− областям и сферам экономики: на бюджетную, налоговую, тарифную, валютную, кредитную, банковскую, страховую, инвестиционную, финансовую;
− рынкам продуктов и услуг: на миграционную, авиационных услуг, медицинских услуг;
− применяемым методам и инструментам: на административно-бюрократическую, рыночную, либеральную, открытую, санкционную, протекционистскую, колониальную;
− определенной модели экономического развития и институциональному признаку: на североамериканскую, европейскую, латиноамериканскую, англосаксонскую, российскую, индийскую и исламскую.
Библиографическая ссылка
Хасанов И.Ш. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ // Фундаментальные исследования. – 2024. – № 11. – С. 48-53;URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=43713 (дата обращения: 23.12.2024).